Урок алгебры 8 класс
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему

Захарова Светлана Васильевна

Материалы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_algebry_8_klass.doc58 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_grafiki.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

Методическая разработка

предмет:       алгебра

тема урока:  «Графики функций, представляющих сочетание квадратичной    функции и модуля».

класс:              8

учитель:        Захарова Светлана Васильевна

г. Подольск, 2016 г.

Тема: «Графики функций, представляющих сочетание квадратичной функции и модуля»

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ:     актуализировать имеющиеся знания;

научиться строить графики функций, полученных    сочетанием  квадратичной функции и модуля;

научиться решать графическим методом уравнения с модулем;

научиться решать графическим методом задания с  параметром.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: развивать культуру взаимного общения;

выступить в роли авторов создания новых заданий;

аргументированно отстаивать и доказывать свою точку зрения.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: использовать научность обучения;

формировать потребность приобретения знаний,   умение  внимательно слушать мнение одноклассников;

развивать аккуратность в оформлении заданий, рациональное использование доски;

поддерживать интерес к предмету.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:      методика использования информационных технологий  для  повышения качества знаний учащихся.

ТИП УРОКА:    урок-практикум.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентационный экран, приложение в  виде презентации,  указка,  линейка,  цветные мелки.

                                           

СТРУКТУРА УРОКА:

•Организационно-психологический  этап

•Сообщение темы и цели урока

•Проверка домашнего задания с целью систематизации ЗУН с использованием информационной техники

•Постановка задач, коллективное обсуждение и принятие способов решения, практическое выполнение решения

•Обсуждение полученных результатов, подведение итогов

•Задание творческой домашней работы

•Обучающая самостоятельная работа (резерв)

ХОД УРОКА.

1.Организационно-психологический  этап.   (Приложение, слайд1 )

  На предыдущих уроках ученики отработали алгоритм построения графиков функций  вида           у = f(|х|) и у = |f(х)|. При  подготовки к настоящему уроку ученики должны были выполнить следующие задания:

а) построить графики функций

y=-x2+4|x| и   y =-x2-4|x|

y = |x2+2x-3| и  y = |x2-2x-3|

y=|x2-2|x|-3|   и   y =|x2-4|x|+3|

б) повторить алгоритм построения графиков функций, представляющих сочетание квадратичной функции и  модуля, определение  модуля.

2.Сообщение темы и цели урока-практикума.

На уроке чередуется работа за партами и на экране, чтобы избежать напряжения глаз. Сообщение темы и целей урока на слайде 1 приложения презентации Microsoft Office PowerPoint.

(Приложение, слайд 6)

3.Проверка домашнего задания с целью  систематизации знаний и умений.

(Приложение, слайды 2,3,4,5)

а) На слайдах представлены заданные на дом эскизы графиков функций, полученных  сочетанием квадратичной функции и модуля. Ученики проверяют свои работы и по очереди объясняют  построение.

б) повторить определение модуля.

4.Постановка задач коллективного обсуждения и принятие способов  решения, практическое выполнение решения.

а) (Приложение, слайд  7,8,9) Построить график функции   y = |x|(x-4)

Ученики выдвигают различные варианты построения. Путём  обсуждения приходят к выводу о том, что построить график функции путём отражения части графика функции y=f(x), находящегося в правой полуплоскости,  в левую полуплоскость  симметрично относительно оси ординат невозможно. Предлагают строить график функции, используя определение модуля.

б) Рассмотрим простейшие примеры решения уравнений с параметрами.

(Приложение, слайд 10, 11,12  ) Назовите число корней уравнения http://festival.1september.ru/articles/578546/img10.gifв зависимости от параметра  «а».

Очень важный момент связки  задания, которое ученики уже могут  выполнять, с совершенно  новым для них заданием: сочетание квадратичной функции, модуля и параметра.  Динамичная картина подробного решения на экране с остановкой на главных моментах вызывает у  учащихся неподдельный интерес, желание самостоятельно делать выводы, развивает умение выделять главное, призывает самих к творческому процессу.

Предложить учащимся самим придумать дополнительные вопросы к заданию.

в) Построить график функцииhttp://festival.1september.ru/articles/578546/img12.gif.

Выяснить с помощью графика функции, при каких значениях «а» уравнениеhttp://festival.1september.ru/articles/578546/img14.gif будет иметь наибольшее количество корней.

(Приложение, слайд 13 )

Предложить   учащимся   придумать  дополнительные вопросы к заданию. Например:

1.Назовите все значения параметра, при которых уравнениеhttp://festival.1september.ru/articles/578546/img14.gif будет иметь 3 корня.

2. Найдите наибольшее целое значение параметра «а», при котором уравнение будет иметь наибольшее количество корней.

5. Обсуждение полученных результатов, подведение итогов урока.

1. При построении  графиков,  в том числе представляющих сочетание квадратичной функции и модуля, можно избежать сложной процедуры их исследования, используя ряд  методов, облегчающих построение  графиков.

2. Появилась возможность решать графическим методом задания с параметром.

3. Рассматриваемые приёмы можно применять не только к квадратичным функциям, но и линейным, обратной пропорциональности, арифметический квадратный корень и др.

(Приложение, слайд 14 )

6. Задание творческой домашней работы.

(Приложение, слайд 18 )

 На слайде творческое домашнее задание по теме урока.

Поощрить выполнение в электронном виде.

 7. Обучающая самостоятельная работа (резерв) (Приложение, слайд 15,16,17 )

                                                Используемая литература:

1.Алгебра: 8 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович и др.. -16-е издание, доп. – М.:Мнемозина, 2013. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович., под ред . А.Г. Мордковича -16-е издание, стер. – М.:Мнемозина, 2013.

2.  Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/М.Л.Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И.Звавич .-14-е издание-М.:Просвещение,2013.

3.Интерактивные модели на уроках математики (компакт-диск)- издательство «Учитель», 2009.

4. http://www.uchportal.ru/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графики функций, y x 1 1 0 3 -1 -3 3 представляющих сочетание квадратичной функции и модуля Цели урока : -актуализировать имеющиеся знания; -научиться строить графики функций, полученных сочетанием квадратичной функции и модуля; - научиться решать графическим методом уравнения с модулем; - научиться решать графическим методом задания с параметром; - выступить в роли авторов создания новых заданий; - развивать культуру взаимного общения, умения внимательно выслушать мнение одноклассников, аргументированно отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 2

y x 1 1 0 Построить график функции 4 -4 4 2 -2 и

Слайд 3

y x 1 1 0 Построить графики функций -4 3 -3 -1 4 -3 3 и

Слайд 4

y x 1 1 0 Построить график функции -4 3 -3 -1 4 -3 3

Слайд 5

y x 1 1 0 Построить график функции 3 -1 -3 3

Слайд 6

Графики функций, y x 1 1 0 3 -1 -3 3 представляющих сочетание квадратичной функции и модуля Цели урока : -актуализировать имеющиеся знания; -научиться строить графики функций, полученных сочетанием квадратичной функции и модуля; - научиться решать графическим методом уравнения с модулем; - научиться решать графическим методом задания с параметром; - выступить в роли авторов создания новых заданий; - развивать культуру взаимного общения, умения внимательно выслушать мнение одноклассников, аргументированно отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 7

y 1 1 0 Построить график функции 4 -4 4 2 x

Слайд 8

Определение модуля |x| = x, если x ≥ 0 -x, если x < 0

Слайд 9

y 1 1 0 Построить график функции 4 -4 4 2 x

Слайд 10

y x 1 1 0 Назовите число корней уравнения в зависимости от "a" 3 -1 -3 3

Слайд 11

y x 1 1 0 Назовите число корней уравнения в зависимости от "a" 3 a<0 a = 0 03 -1 -3 3

Слайд 12

Ответ: при а < 0 решений нет; при а=0 и 1 < а < 3 четыре корня; при 0 < а < 1 восемь корней; при а=1 шесть корней; при а=3 три корня; при а > 3 два корня.

Слайд 13

y x 1 1 0 Построить график функции 4 4 -1 -4 -6 ,25 2,25 2,5 1,5 а > 4 а=4 2,25 < а < 4 а=2,25 0 < а < 2,25 а=0 Выясните при каком значении "а" уравнение имеет наибольшее количество корней а < 0

Слайд 14

Графики функций, y x 1 1 0 3 -1 -3 3 представляющих сочетание квадратичной функции и модуля Цели урока : -актуализировать имеющиеся знания; -научиться строить графики функций, полученных сочетанием квадратичной функции и модуля; - научиться решать графическим методом уравнения с модулем; - научиться решать графическим методом задания с параметром; - выступить в роли авторов создания новых заданий; - развивать культуру взаимного общения, умения внимательно выслушать мнение одноклассников, аргументированно отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 15

Домашнее задание 1. Постройте график функции 2. Найдите все значения а, при которых уравнение y = │x -1 │(x + 3) . │ x -1 │(x + 3)= а имеет 3 корня.

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам алгебры. "Итоговое повторение курса алгебры за 8 класс"

На последних уроках в конце учебного года, как правило, рассматриваются вопросы повторения тем, изученных в течении года. Цель ресурса – повторить материал прошедшего учебного года. Презентация предпо...

Презентация к уроку алгебры. "Повторение курса алгебры за 7 класс"

Цель ресурса – повторить материал изученный в течении учебного года. Презентация предполагает фронтальную работу в классе плюс решение одного и  того же примера выполняют два ученика. Бывае...

Урок алгебры в 8 классе учебник Алгебра 8 А.Г. Мордкович, углубленное изучение математики

Алгебра 8, Урок по теме: Делимость целых неотрицательных чисел....

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок – путешествие к острову Знаний. Первый урок алгебры в 8 классе (класс ОВЗ)

Первый урок алгебры в 8 классе ОВЗ. Первая встреча с ребятами после каникул. Вспомнить  забытый материал поможет урок- игра. Идею урока взяла в пособии Математика.5 класс. Поурочные планы (по уче...