Урок - Сложение и вычетание обыкновенных дробей.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Захарова Светлана Васильевна

Материалы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика, 5 класс

Авторы УМК

И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович

ФИО учителя, школа

Захарова Светлана Васильевна, МОУ «Лицей №1», г.Подольск

Тема урока

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Тип урока

Урок освоения новой учебной информации

Цель урока

Ввести правило сложения и вычитания обыкновенных дробей; формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби

Задачи урока

Образовательные: сформировать умение применять алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Развивающие: развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умения преодолевать трудности при решении математических задач.

Воспитатальные: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, волю и настойчивость при достижении поставленной цели  

Формирование УУД

регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные;  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные; осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,  находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point (приложение), учебник «Математика, 5 класс» И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЦОР

Формы работы

Предметные результаты

УУД

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся.

Включаются в деловой ритм урока, настраиваются на продуктивную работу на уроке.

Фронтальная работа.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Организация своей учебной деятельности (регулятивные) Умение слушать, планирование учебного сотрудничества (коммуникативные)

2.

Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока.

Координирует деятельность учащихся.

Проверяют  домашнюю работу (взаимопроверка).

Обсуждают спорные и сложные вопросы.

Работа в парах, фронтальная работа с классом.

Подготовка к восприятию нового учебного  материала

Анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Умение вести диалог, взаимооценка.

3.

Повторение и актуализация необходимых знаний

Организует и контролирует  деятельность учащихся

Устно отвечают на вопросы,

Повторяют теорию, решают примеры

Слай-ды 2-5

пре-зен-тации

Фронтальная работа с классом.

Подготовка к восприятию нового учебного  материала

Анализ, синтез, аналогия, классификация. Умение слушать и вступать в диалог, оценка действий

4.

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Организует деятельность учащихся, при необходимости оказывает небольшую помощь. Использует типовые задания.

Работают с учебником, самостоятельно выполняют обучающее задание №420, стр.118

Самостоятельная работа.

Создание  проблемной ситуации.

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие.

5.

Выдвижение гипотез, составление плана действий для решения проблемы, её решение (создание эталона)

Координирует деятельность учащихся.

Проверяют  правильность выполнение №420 (самопроверка)

Обсуждают правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Знакомятся с правилами оформления записи при сложении и вычитании дробей.

Слай-ды 6-10.

Индивидуальная (самопроверка).

Работа в парах.

Фронтальная работа с классом.

Формулировка правил сложения и вычитания дробей. Алгоритм сложения и вычитания дробей.

Запись алгоритма в буквенной форме.

Выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие. Умение слушать и вступать в диалог, оценка действий (своих и товарищей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд 11).

6.

Первичное закрепление (действие в форме громкой, внешней речи)

Организует и контролирует деятельность учащихся.

Решают у доски с объяснением и в тетрадях №423, стр.119.

Слайд 12.

Работа у доски и в тетрадях.

Первичное закрепление применения алгоритма сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Анализ,  контроль; коррекция; оценка, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7.

Самостоятельная работа (действие в форме внутренней речи)

Организует и контролирует деятельность учащихся.

Самостоятельно решают в тетрадях №424, стр.119.

Двое учащихся решают задание (по два примера) на откидной доске.

Слайд 12.

Самостоятельная работа в тетрадях и у доски. Проверка выполненного задания.

Закрепление навыка сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Составление и реализация плана деятельности при освоении учебной информации;

контроль усвоения учебной информации;

 оценивание результатов выполненной деятельности.

8.

Включение изученной учебной информации в систему известных знаний.

Предлагает для решения типовые задания по теме урока. Координирует и контролирует деятельность учащихся, оказывает консультацион-ную помощь.

Решают предложенные задания из учебника: №426, 428.

Работа в парах.

Вычитание обыкновенной дроби из единицы. Применение этого умения при решении простейших задач.

Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 4 управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

9.

Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока)

Мотивирует учащихся на подведение итогов урока Выявляет уровень усвоения изученного материала. Комментирует домашнее задание.

Выставляет оценки за урок.

Обобщают изученный материал.

Делают вывод.

Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание.

Слай-ды 13-15.

Фронтальная работа.

Подведение итогов урока.

Оценивание результатов выполненной деятельности, самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности; построение речевых высказываний.


Ход урока.

«Считай несчастливым тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового

 и ничего не прибавил к своему образованию»
Ян Амос Коменский

1.Организационны момент.

- Здравствуйте ребята!  Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы! Садитесь.

2. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока.

- Проверка домашнего задания. ( Учащиеся проверяют домашние задания друг друга, выставляют оценки карандашом.)

3. Повторение и актуализация необходимых знаний.

На слайде 2  записаны дроби и стихотворение с пропусками.

Каждый может за версту

Видеть дробную ………(черту)

Над чертой ……… . Знайте! (числитель)

Под чертою …………. . (знаменатель)

Дробь такую непременно

Надо звать ……………. .(обыкновенной)

На слайде 3 изображены числа  

Вопросы:

- Какие числа перед вами? (Целые и дробные)

- Прочитайте дробные числа. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.

- Какие действия мы научились выполнять с дробными числами? (Сокращать, приводить к новому знаменателю, правильные и неправильные дроби, выделять целую часть неправильной дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями…)

Слайд 4.

Приведите числа к знаменателю 20:

Каким свойством вы при этом пользовались?

Слайд 5.

Сравните числа (с обоснованием):

.

Слайд 6.

Выделите целую часть.

4. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

- Мы многое уже знаем об обыкновенных дробях. А какие арифметические действия мы пока не выполняли с дробями? (сложение, вычитание, умножение и деление)

- Сегодня мы научимся складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

- Выполните в тетрадях №420 (стр.118 учебника).

5. Выдвижение гипотез, составление плана действий для решения проблемы, её решение (создание эталона).

Слайд 7. (Источник слайдов 7 – 9  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113794/?)

- Проверьте правильность выполнения задания №420.(самопроверка)

- Выполняя последние задания, вам пришлось складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Попробуйте сформулировать правила для сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

(Ответы учащихся сначала в парах, затем обсуждение в классе)

Слайд 8. (правила)

- Нам нужно правильно записывать примеры на сложение и вычитание дробей.

Слайд 9.

- Проследите как правильно оформлять записи в тетрадях при решении примеров на сложение и вычитание дробей.

- Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя.

.

- А как записать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями на математическом языке (формулы)?

 Слайд 10.

- Мы молодцы! Работали продуктивно и дружно. Пришло время немного отдохнуть и размяться.

Слайд 11.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки в боки, руки – шире

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись  - выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже…

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Слайд 12.

6. Первичное закрепление (действие в форме громкой, внешней речи).

Выполнение №423, стр.119. У доски работают ученики (по желанию), решают по одному примеру с объяснением и проговариванием алгоритма действий. Остальные – выполняют задание в тетрадях.

7. Самостоятельная работа (действие в форме внутренней речи).

Учащиеся решают самостоятельно №424, стр.119 в тетрадях. Двое учащихся решают задания на откидной доске. Затем проверяют правильность выполнения задания и выполнения записей в тетрадях и на доске.

8. Включение изученной учебной информации в систему известных знаний.

Решение учащимися в парах №426, 428, стр.119. Затем обсуждается и проверяется решение.

Слайды 13-16.

9. Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока).

- Какую тему мы сегодня  изучали? (сложение  и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

– Наши задачи выполнены? (да)

Домашнее задание: стр. 119-120,

1 уровень: № 425, 429,433,

2 уровень: № 427, 430,

3 уровень: №427, 430, 431.

–Выставление оценок  за урок

-  За что ты сегодня можешь себя похвалить?

- Что тебе удалось сегодня на уроке?.

- Над чем надо еще поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

урок обобщения и систематизации знаний по теме...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС)

Урок изучения нового материала в 5кл. по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича по ФГОС с технологической картой...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект комбинированного урока по математике для учащихся 5 классов "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Основная  цель  данного  урока – систематизировать, обобщить знания и умения учащихся, сформировать у них универсальные учебные действия, необходимые для сложения и вычитания обык...

Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР

Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс

Конспект урока  математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс. Для педагогов коррекционного общеобразовательного учреждения VIII  вида....