План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) на тему

Мурзаев Ахмет Дерманкулович

План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_1.docx229.75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»

 Вид урока: Объяснение нового материала.

 Тип урока: Беседа, практикум.

 Цель: Создание условий для успешного усвоения понятия вписанного четырёхугольника, его критериев и овладения умениями применять их на практике.

Задачи:

  1. Ввести понятия вписанного четырехугольника, изучить критерии вписанного четырехугольника (прямая и обратная теоремы).
  2. Дать опыт практического применения рассмотренных критериев при решении задач.
  3. Развивать самостоятельность, активность, логическое мышление, навыки построения и вычисления.

Ход занятия

1. Организационный момент. Изменения в ЕГЭ 2015 года по математике, относящиеся к задаче С4 (сейчас это задание 16), уже не актуальны. Вместо многовариантных задач, которые предлагались ранее, теперь предлагаются задачи на доказательство и вычисление, т.е. решение состоит из двух частей.

В рамках нашего занятия нас интересуют задачи, связанные с вписанным четырехугольником. В первой части решения такого рода задач необходимо проанализировать предложенную конфигурацию и доказать, что четыре точки лежат на окружности или что около четырехугольника можно описать окружность; во второй – используя свойства вписанного четырехугольника вычислить какую-либо величину, зная, что четырехугольник вписанный. Заметим, что для доказательства первого пункта необходимо использовать признаки вписанного четырехугольника, а при вычислениях во втором пункте – его свойства. Признаки характеризуют достаточное условие описания окружности около четырехугольника, свойства – необходимое. Теорема, характеризующая необходимое и достаточное условия, называется критерием. Напомним предварительно некоторые важные для дальнейшего изложения теоремы, известные из школьного курса геометрии.

2. Основные теоремы геометрии окружности.

 Теорема 1 (об измерении углов, связанных с окружностью). 

а) вписанный угол равен половине градусной меры дуги, на которую он опирается;

б) угол, вписанный в окружность, равен половине соответствующего центрального угла.

Теорема 2. Если треугольники АВС и АОС лежат по одну сторону от прямой АС и точка О – центр окружности, описанной около треугольника АВС, то AOC = 2ABC (рисунок 1).

Рисунок 1

Теорема 3. Если треугольники АВС и АОС лежат по одну сторону от прямой АС, OA =OC и AOC = 2ABC , то точка О – центр окружности, описанной около треугольника АВС (рисунок 1).

Следствие из теоремы 1. Вписанные углы, стороны которых проходят через точки А и В окружности, а вершины лежат по одну сторону от прямой АВ, равны (рисунок 2).

Рисунок 2

В случае, когда вписанные углы равны по 90˚, то используют характеристическое свойство окружности: отрезок АВ виден из вершин углов под прямым углом тогда и только тогда, когда эти вершины лежит на окружности с диаметром АВ и отличны от точек А и В.

Теорема 4. В любой треугольник можно вписать окружность.

Теорема 5. Около любого треугольника можно описать окружность.

Теорема 6. Если из точки Р к окружности проведены две секущие, пересекающие окружность в точках А, В и С, D соответственно, то AP∙BP=CP∙DP (рисунок 3).

Рисунок 3

Теорема 7. Отрезки касательных, проведенных к окружности из одной точки, равны (рисунок 4).

Рисунок 4

Теорема 8. Из точки А, взятой вне окружности, проведены к ней касательная АВ и две секущие, пересекающие окружность в точках С и D, M и N соответственно (рисунок 5). Тогда AB2 = AC ∙AD.

Рисунок 5

Напомним, что четырехугольник вписан в окружность, если все его вершины лежат на этой окружности. Заметим, что если около четырехугольника можно описать окружность, то центр её равноудален от вершин, то есть принадлежит серединным перпендикулярaм к сторонам четырехугольника, а так же серединным перпендикулярaм и к диагоналям.

И так, рассмотрим критерии.

Критерий 1: для того чтобы выпуклый четырехугольник ABCD был вписанным необходимо и достаточно выполнения условия ABD = ACD ( рисунок 6).

Рисунок 6

Если мы будем рассматривать прямую теорему, то получим свойство 1: Если четырехугольник ABCD вписанный, то  ABD = ACD; а если обратную – то признак 1: Если  ABD = ACD, то четырехугольник ABCD вписан в окружность.

Критерий 2: для того чтобы выпуклый четырехугольник был вписанным, необходимо и достаточно чтобы сумма двух противоположных углов четырехугольника была равна 180° (рисунок 7).

Рисунок 7

Следствие: Если АМВ = АКВ = 90°, то точки А, В, М и К расположены на окружности с диаметром АВ.

Критерий 3: для того, чтобы точки A, B, C, D принадлежали окружности, необходимо и достаточно, чтобы AC пересекала BD в точке P и AP∙PC= DP∙PB (рисунок 8).

Рисунок 8

В дополнение к основным признакам вписанного четырехугольника можно рассмотреть еще два «именных» - теорему Симсона и теорему Птолемея.

Критерий 4: Для того чтобы четыре точки принадлежали одной окружности, необходимо и достаточно, чтобы проекции одной из них на три прямые, определяемые тремя остальными точками, лежали на одной прямой.

Критерий 5: Для того чтобы около четырехугольника можно было описать окружность, необходимо и достаточно, чтобы сумма произведений его противоположных сторон равнялась произведению диагоналей. АВCD+BC  AD=CA BD .

3. Практическая работа.

Задача 1. В выпуклом четырехугольнике ABCD диагонали AC и BD пересекаются в точке O. ABC = 111˚, OBC = 49˚, ACD = 62˚.

Доказать, что точки A, B, C, D принадлежат одной окружности.

Решение: ABO = 111 ˚ - 49˚= 62 ˚. Таким образом, B и C лежат по одну сторону от AD и углы ABO и ACD равны, значит точки A, B, C, D лежат на одной окружности (рисунок 9).

Рисунок 9

Задача 2. Биссектрисы углов выпуклого четырехугольника ABCD образуют выпуклый четырехугольник KLMN. Доказать, что около четырехугольника KLMN можно описать окружность.

Решение: В четырехугольнике ABCD имеем A + B + C + D = 360˚. В четырехугольнике KLMN: L = 180˚ - 0,5(B + C), N = 180˚ - 0,5(A + D) L + N = 180˚ Значит, по признаку 2 около четырехугольника KLMN можно описать окружность (рисунок 10).

Рисунок 10

4. Рефлексия и домашнее задание (5 минут). Ребята рассказывают о том, что нового узнали и получают задачу для самостоятельного разбора.

Задача 3 . Две окружности имеют общую хорду CD. Через точку M этой хорды проведены хорды AB и EF, принадлежащие различным окружностям и не лежащие на одной прямой. Доказать, что концы этих двух хорд лежат на одной окружности.

                                               Рисунок 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  5 классПредмет(ы):  МатематикаЦель урока: Цель ...

План-конспект урока по теме "Решение задач по измерению информации

Конспект урока "Решение задач по измернию информации". Предмет "Основы теории информации" для студентов  обучающихся по специальности  СПО "Компьютерные сети"...

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

План-конспект урока по теме Основные задачи на проценты

Тема урока: « Основные задачи на проценты».Класс: 6Учитель: Елена Павловна ЮчСюжет. Математические термины «процент», «задачи на проценты» занимают важное место не только в изучении математики, но и в...

План-конспект урока по теме "Длина окружности" (6 класс)

Урок характеризуется  разнообразием методов, форм и приёмов обучения: расшифровка ребуса (на этапе определения  темы урока), разгадывание кроссворда (в качестве работы с математической терми...

План -конспект урока на тему "Задачи на проценты"

План урока с подробным описанием всех этапов....

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...