Главные вкладки

    Отношение чисел и величин
    статья по алгебре (5 класс)

    Громова Светлана Рафаильевна

    Отношение чисел и величин

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_kl._slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey_konspekt.docx612.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оглавление

    Пояснительная записка        3

    Конспект урока  математики в 5 классе по теме: “Сложение и вычитание десятичных дробей”        4

    Приложение 1        11

    1. Карточка для упражнений в сложении и вычитании десятичных дробей        11

    2. Карточка для самостоятельной работы        12

    Приложение 2        13

    Скриншоты слайдов презентации к уроку        13

    Литература и другие источники        15

    Пояснительная записка

    Данный урок является четвертым из пяти уроков , посвящённых изучению темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

    Разработка содержит:

    1. Конспект урока, выполненный в традиционной форме.
    2. Приложение 1, содержащее карточки к уроку.
    3. Приложение 2, содержащее скриншоты слайдов презентации.
    4. , Технологическую карту урока, созданную с помощью сервиса, предоставляемого сайтом Учитель ON-LINE, являющимся разработкой коллег из ГБОУ  лицея № 419, в связи с этим хочу выразить им глубокую благодарность и лично администратору сайта Александру Ильину.
    5. Презентацию к уроку.


    Конспект урока  математики в 5 классе по теме: “Сложение и вычитание десятичных дробей”

    Цели :

    Образовательные:

     Формировать умение выполнять сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, решать задачи на движение по реке и решать уравнения.

    Развивающие:

    Развивать математическую речь и логическое мышление учащихся, продолжать знакомить  их с историей математики.

    Воспитательные:

    Воспитывать внимательность, положительное эмоциональное отношение к математике и формировать навыки самоконтроля.

    Оборудование; доска, компьютер, экран, проектор.

    Ход урока:

    1.Организационный момент. Постановка учебной задачи.

    Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике”

                                                                                             Марк Тулий Цицерон 

    На слайде №2 цитата Цицерона.

     Ученики читают. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?» и подводит учеников к формулировке целей урока: сегодня мы продолжим учиться складывать и вычитать десятичные дроби, решать уравнения с десятичными дробями  (Слайд №3).

    2. Проверка домашнего задания. (Слайд № 4).

    № 1256:    г). 15,11     д). 13,88       е). 2,93    ж). 3     з). 115,873     и). 0,06311

    № 1261:    1). 40,5+5,8 = 46,3(км/ч) – скорость по течению.

                      2). 40,5-5,8 = 34,7(км/ч) – скорость против течения.

    № 1264:    41,87 = 40+1+0,8+0,07

                      0,6098 = 0,6+0,009+0,0008

                      13,5401 = 10+3+0,5+0,04+0,0001

    На слайде № 5 ученикам предъявляются критерии, по которым они выставляют себе отметки за выполнения домашнего задания.

    • 10      «+»     -   «5»
    • 7 -9   «+»     -   «4»
    • 4-6    «+»     -   «3»

    Как всегда к любым серьезным упражнениям следует приступать после разминки.

    3. Устные упражнения.

     а). Определите координаты точек N, K, T, M, P и запишите их в тетради. (Слайд №6)

     ( N(0,4),  K(0,9),  T(1,3),  M(1,6),  P(2,5) )

    Назовите точки, которые имеют координату большую, чем координата точки Т (где они расположены относительно точки Т); назовите точки с координатой, меньшей, чем координата точки М ( где они расположены?).

    Дети формулируют вывод.

    б). Прочитайте числа в порядке возрастания; в порядке убывания  (Слайд №7):

    2,4

    1,22

    1,132

    1,06

    2,01

    2,93

    4,9

    1,9

    2,89

    в). Назовите число х, которое удовлетворяет неравенству (Слайд №8):

    15, 3 < x < 18, 9

      4, 5 < x < 4, 6

          7 < x < 8

      2, 5 < x < 2, 51

    4. Упражнения в сложении и вычитании десятичных дробей.

    А теперь перейдем к более сложным упражнениям. Сформулируйте, пожалуйста, правила, как сложить (вычесть) две десятичные дроби.

     На карточках, которые лежат перед вами, напечатано условие 6 примеров. Запишите примеры в тетради, выполните действия, полученные ответы найдите на лепестках цветка (слайд № 9) и выпишите в строчку по порядку соответствующие им буквы.

     

    1). 4, 59 + 31 (= 35, 59)

    2). 13, 27 + 7, 723 (= 20,993)

    3). 0,856 + 0,4 (= 1, 256)

    4). 5 - 4, 12  (= 0,88)

    5).426, 3 -  34, 63 (= 391, 67)

    6). 37, 29 - 29 (= 8, 29)

    Пока ученики выполняют задание учитель ходит по классу и отмечает у себя в тетради («+») учащихся успешно справившихся с заданием.

    На слайде № 10:

    1).     2).    3).     4).     5).    6).  

    С       Т      Е      В      И      Н

    Что вы знаете о человеке с такой фамилией?( Симон Стевин первым в Европе в 16 в ввел десятичные дроби)

    5. Физкультминутка.

    6.  Решение задачи на движение по реке.

     А теперь решим задачу:

    . Задача

    Папа и сын плывут на лодке против течения. Собственная скорость лодки  70 м / мин. Скорость течения реки 30 м / мин.  В  какой-то момент сын уронил за борт папину шляпу. Только через четверть часа папа заметил пропажу. На каком расстоянии от лодки оказалась  за это время шляпа?  (Слайд № 11)

     

    На доске выполняется чертеж к задаче:

     Разбор ведется по вопросам:

    — что надо сделать, перед тем, как приступить к решению? (перевести четверть часа в минуты)

    — что надо узнать сначала? (скорость лодки против течения)

    — с какой скоростью двигалась шляпа? (со скоростью течения)

    — что можно найти следующим действием? (скорость удаления лодки и шляпы)

    — можно ли теперь найти расстояние между шляпой и лодкой?

    Ученик выходит к доске и записывает решение задачи на доске (остальные в тетрадях)

    1). 70 -30 = 40(м/мин) – скорость лодки против течения.

    2). 40 + 30 = 70(м/мин) – скорость удаления.

    3). 70 * 15 = 1050(м)

    7. Решение уравнений.

    А сейчас два человека выйдут к доске и решат уравнение № 1268 (а, б)

    ( а). 30                          б). 12, 2 )

    Двое учеников решают уравнения за доской, остальные в тетрадях, учитель в это время ходит по классу и отмечает («+») учеников , успешно справившихся с заданием. После того, как ученики у доски закончили работу,  решение  предъявляется  классу для проверки. Учитель выставляет   отметки.

    8. Самостоятельная работа на карточках:

    1 вариант

    1. Расставьте запятые в числах так, чтобы равенства стали верными:

    3 2 + 1 8 = 5

    6 3 – 2 7  =  6 0 3

    7 3 6 –  3  3 6 = 4

     4 2  +  1 7 = 2  1 2

     5 7 – 4 = 1 7

    2. Вместо  “ * “ поставьте знаки , чтобы равенства были верными:

    5,5 * 1,9 * 2,6 = 1

    7,9 *  3,4 * 4,2 = 7,1

    6,1 * 13,5 * 12,4 = 5

    2 вариант

    1. Расставьте запятые в числах так, чтобы равенства стали верными:

    1 6 5 + 2 4  = 4 0 5

    5 1 8 – 2 1 8 = 3

    5 1 2 –  4 = 1 1 2

    1 2 2 +  1 8 = 1 4  

     1 8 – 1 2 = 1 6 8

    2. Вместо  “ * “ поставьте знаки , чтобы равенства были верными:

    7,3 * 5,8 * 5,5 = 7,6

    8,2 *  5,4 * 2,2 = 5

    12,2 * 5,6 * 4,6 = 2

    9. Итог урока. Притча. Рефлексия.

    Притча (слайд №13)

    Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки  с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» и тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А  что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».

    Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке с помощью смайликов, нарисовав их на карточке, на которой вы только что выполнили задания, и сдайте свои работы на проверку.

    Слайд №14:

    • Упражнения, которые я выполнял на уроке были трудными, я устал:
    • Я добросовестно выполнял предложенные задания:
    • Я стал достиг поставленных в начале урока целей:
    • Мне было интересно  работать на уроке:

    10. Домашнее задание:

    Составить  и решить задачу на движение по реке, используя десятичные дроби.

    Конец урока.


    Приложение 1

    1. Карточка для упражнений в сложении и вычитании десятичных дробей

    1). 4, 59 + 31

    2). 13, 27 + 7, 723

     

    3). 0,856 + 0,4

    4). 5 - 4, 12  

    5).426, 3 -  34, 63

    6). 37, 29 - 29


    2. Карточка для самостоятельной работы

    1 вариант

    1. Расставьте запятые в числах так, чтобы равенства стали верными:

    3 2 + 1 8 = 5

    6 3 – 2 7  =  6 0 3

    7 3 6 –  3  3 6 = 4

     4 2  +  1 7 = 2  1 2

     5 7 – 4 = 1 7

    2. Вместо  “ * “ поставьте знаки , чтобы равенства были верными:

    5,5 * 1,9 * 2,6 = 1

    7,9 *  3,4 * 4,2 = 7,1

    6,1 * 13,5 * 12,4 = 5

    2 вариант

    1. Расставьте запятые в числах так, чтобы равенства стали верными:

    1 6 5 + 2 4  = 4 0 5

    5 1 8 – 2 1 8 = 3

    5 1 2 –  4 = 1 1 2

    1 2 2 +  1 8 = 1 4  

     1 8 – 1 2 = 1 6 8

    2. Вместо  “ * “ поставьте знаки , чтобы равенства были верными:

    7,3 * 5,8 * 5,5 = 7,6

    8,2 *  5,4 * 2,2 = 5

    12,2 * 5,6 * 4,6 = 2


    Приложение 2

    Скриншоты слайдов презентации к уроку

           

         

       

         

           

           


    Литература и другие источники

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

    2.Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010

    3.Математика: 5кл. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2014.

    4.Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1990.

    5.Жохов В.И., Погодин В.Н.  Математический тренажер. – М.:ООО «Издательство «РОСМЭН_ПРЕСС»», 2003.

    6.Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. – М.: Русское слово, 1999.

    7. Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008

    8. http://lehrpoisk.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отношение чисел и величин

    Это сопровождение к уроку...

    Самостоятельная работа для 6 класса "Отношение чисел и величин"

    Самостоятельная работа расчитана на 10 мин, УМК Никольский...

    Отношение чисел.

    Работа содержит определение отношения , примеры отношений. Приведены примеры задач, разобрано их решение; задания по этой теме вкюченны в ГИА.  ЕГЭ .Презентация может быть использована как на эта...

    Конспект урока " Сравнение чисел. Изменение величин." 6 класс

    Обобщающий урок по теме " Сравнение чисел. Изменение величин"...

    Урок математики для 6 класса по теме "Отношения чисел и величин"

    Урок математики для 6 класса для УМКС.М. Никольский по ФГОС....

    Урок в 6 классе. "Отношение чисел и величин"

    Урок с коррекционной направленностью....

    Отношение чисел и величин.

    Формирование навыков вичислений,отношений величин....