программа ДОП "Избранные вопросы математики"
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс)

Седельникова Лариса Викторовна

программа ДОП "Избранные вопросы математики" для учащихся 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_11_klass_izbrannye_voprosy_matematiki_26_chasov.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ Школа №2092)

«ПРИНЯТО»

На заседании педагогического совета

                 

Протокол № ___

«___»_____ 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию

____________ / С.А.Власенко /                

«___»_____ 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школы №2092

 __________/ Л.С.Кутузова /                

Приказ №_____

«___»_____ 2018 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»

_______________________________________________________________

Направленность программы: общеобразовательная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 16-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель программы:

Педагог дополнительного образования

Седельникова Лариса Викторовна

Москва – 2018_

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной  сдачи  выпускных экзаменов.

Курс предназначен для учащихся 11 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.

Материал курса разделён на главы:  

  1. Многочлены.
  2. Планиметрия.

Данный курс рассчитан на 26 часов, форма обучения очная, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач, самостоятельную работу.

Предлагаемые в данном курсе  задачи различны по уровню сложности:  от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к  предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.  

Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.

       Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.  

Данный курс предусматривает формирование  устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
  • познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
  • сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
  • воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.

Задачи курса:

  • рассмотреть основные приемы решения  уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
  • расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
  • привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.                        

Критерии оценивания учащихся:

  • 3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
  • 2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
  • 1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Контроль уровня обученности

  • Уровень достижений учащихся определяется в результате:
  • наблюдения активности на практикумах;
  • беседы с учащимися;
  • анализа творческих, исследовательских работ;
  • самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

             Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум

Раздел I.  Многочлены(8ч)

1

Разложение многочлена на множители.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

2

Метод неопределённых коэффициентов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

3-4

Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия.

2

0,2

1,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

5

Схема Горнера.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

6-7

Рациональные корни многочлена.

Решение уравнений высших степеней.

2

0,5

1,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

8

Самостоятельная работа  по теме: «Многочлены»

1

0,2

0,8

Раздел II  Планиметрия (18ч)

9-10

Тема 1: «Треугольники»

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.

2

0,5

1,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

11-12

Метрические соотношения в произвольном треугольнике.

Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот.

2

0,5

1,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

13

Тема 2: «Четырёхугольники»

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

14-15

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция.

2

0,5

1,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

16

Тема 3: «Окружности»

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

17

Свойства касательных, хорд и секущих.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

18-19

Тема 4: «Треугольники и окружности»

Окружность, вписанная в треугольник.

2

0,5

1,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

20

Окружность, описанная около  треугольника.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

21-22

Тема 5: «Четырёхугольники и окружности»

Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея.

2

0,5

1,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

23

Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

24

Самостоятельная работа  по теме: «Планиметрия»

1

-

1

25

Решение задач по всему курсу.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

26

Диагностическая работа в формате ЕГЭ.

1

-

1

Всего 26 часов.

Основная литература  

  1. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2009
  2. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2004
  3. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 1989
  4. А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 1980

Дополнительная литература

  1. А.К.Дьячков, Н.И. Иконникова, В.М. Казак, Е.В. Морозова. Единый государственный экзамен. Математика: Справочные материалы, контрольно - тренировочные упражнения, задания с развёрнутым ответом: в 2 ч. – Челябинск: Взгляд, 2006
  2. А.А. Мочалин. Сборник задач по математике с решениями. Учебное пособие. 9-11 классы. – Саратов: «Лицей», 1998
  3. В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В.  Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988
  4. М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006
  5. В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.  Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1992

Интернет-сайты

1. http://zadachi.mccme.ru/2012/#&page1

2. https://www.math10.com/ru/geometria/geogebra/geogebra.html

3. https://www.yaklass.ru/p/geometria

4. https://shkolkovo.net/catalog/reshenie_uravnenij

5. https://ege.sdamgia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Программа "Избранные вопросы математики". 9,10,11 класс.

Программа "Избранные вопросы математики" предложена  для системы дополнительного образования в 9, 10, 11 классах.  Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению ...

Рабочая программа "Избранные вопросы математики"

Рабочая программа кружка в рамках дополнительного образования...

Рабочая программа избранные вопросы математики 9 класс

https://infourok.ru/rabochaya-programma-izbrannie-voprosi-matematiki-klass-2258228.html...

Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа Избранные вопросы математики для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 9 классов на 2019-2020 учебный год ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 9  классов на 2019-2020 учебный год ( внеурочная деятельность)...

Рабочая программа "Избранные вопросы математики" 5 класс

Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Избранные вопросы математики» в 5 классе разработана в дополнение к рабочей программе основного общего образо...