Рабочая программа "Избранные вопросы математики" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Величко Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Избранные вопросы математики» в 5 классе разработана в дополнение к рабочей программе основного общего образования по математике, с целью обобщить и углубить знания обучающихся по математике. Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. и «Примерные программы основного общего образования. Математика» М.: Просвещение, 2011, учебного плана на 2021-2022 учебный год и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.

Данная программа учебного курса по математике для обучающихся 5 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, но не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи.

Данная программа позволяет реализовать следующие цели и задачи изучения курса «Избранные вопросы математики»:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._5_klass.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Избранные вопросы математики» в 5 классе разработана в дополнение к рабочей программе основного общего образования по математике, с целью обобщить и углубить знания обучающихся по математике. Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. и «Примерные программы основного общего образования. Математика» М.: Просвещение, 2011, учебного плана на 2021-2022 учебный год и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.

Данная программа учебного курса по математике для обучающихся 5 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, но не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи.

Данная программа позволяет реализовать следующие цели и задачи изучения курса «Избранные вопросы математики»:

личностные:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование и
  • интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

метапредметные:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

предметные:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи учебного курса:

  • развитие у учащихся логических способностей; 
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.                                                                                                                                                                            

Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает 35 часа в год из расчета 1 часа в неделю. Занятия проводятся со всем классом, с учетом фактического уровня знаний учащихся. Система оценивания уровня усвоения учебного материала – «зачет», «незачет».

Планируемые результаты освоения курса.

В результате изучения курса обучающийся должен достичь следующих результатов:

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание программы.

Текстовые задачи (14 часов)

Как люди научились считать.

 Из науки о числах. Описывать свойства натурального ряда, сравнивать числа и упорядочивать их, исследовать простейшие числовые закономерности, уметь записывать числа различными системами.

Из истории развития математики, старинные задачи. Осмысливать текст задачи, находить информацию на заданную тему из учебной литературы и уметь использовать Интернет-ресурс. Схематизировать задачу, пояснять выполненное действие. Анализировать и переформулировать условие, моделировать условие, строить логическую цепочку, критически оценивать полученный или предложенный одноклассниками ответ.

Методы быстрого счёта. Умение применять техники быстрого счёта в решении примеров и задач, уметь объяснять применение и обоснование техники, приводить математическое доказательство правильности рассуждения.

Задачи со спичками. Строить логическую цепочку, критически оценивать полученный или предложенный одноклассниками ответ. Схематизировать задачу, пояснять выполненное действие. Анализировать и переформулировать условие, моделировать условие.

Текстовые задачи, решаемые с конца. Рассматриваются задачи, подобные данной: «Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился, когда отцу было 25 лет. Какого возраста отец и сын?»

 Задачи на переливание.  Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью двух ведер по 2 л и 7 л можно набрать из реки ровно 3 л воды?».

Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количества ходов-переливаний.

Задачи на взвешивание.  Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу?».

Решение рассматривается в виде «дерева» ходов.

Задачи на движение. Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения). Решение всех типов задач на движение.

Логические задачи (14 часов) 

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Пример задачи:

«В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей".

Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. Сложность варьируется от 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные).

 Задачи на делимость чисел.

Используя признаки делимости на 2; 3; 4; 5; 9; 10 и т.д. решаются задачи, подобные данной: «Можно ли разделить на 3 одинаковых букета 21 розу и 17 гвоздик, чтобы в каждом букете были и розы, и гвоздики?».

Задачи не очень трудные для детей, поэтому их решение не обязательно записывать, можно ограничиться устным подробным ответом.

Задачи на принцип Дирихле.

Известные в математике задачи про кроликов и кур. «На дворе гуляли кролики и куры. Всего 40 ног и 16 голов. Сколько было кроликов и сколько кур?».

При решении подобных задач необходимо, чтобы дети попытались запомнить алгоритм выполнения действий. Во-первых, надо «поставить» кроликов на 2 лапы и понять, что на земле и у кроликов, и у кур стоит по одинаковому числу ног. Во-вторых, понять, что на каждую голову теперь приходится по 2 ноги на полу, затем из общего количества ног по условию задачи вычесть те, которые на полу – узнаем, сколько поднятых. Но подняли-то по 2 лапки кролики. Значит, узнаем ответ на вопрос задачи.

 Комбинаторные задачи.

Основной принцип комбинаторики: «Если одно действие можно выполнить k способами, другое – m способами, а третье – n способами, то все три действия можно выполнить k·m·n способами».

К выводу этого принципа приходим опытным путем, решая задачи на 2 или 3 действия с помощью «дерева».  Затем подобные задачи уже решаются быстрее в одно действие. Закон распространяется на 2 и более действий.

Задача: «Сколько 3-х-значных четных чисел можно составить из цифр 0; 1; 2; 3; 4; 5?».

 Задачи, решаемые с помощью графов.

Пример задачи: У трех подружек – Ксюши, Насти и Оли – новогодние карнавальные костюмы и шапочки к ним белого, синего и фиолетового цветов. У Насти цвет костюма и шапочки совпали, у Ксюши ни костюм, ни шапочка не были фиолетового цвета, а Оля была в белой шапочке, но цвет костюма у неё не был белым. Как были одеты девочки?

Игровые задачи. 

К ним относятся задачи; «Как, не отрывая карандаш от бумаги, обвести фигуру так, чтобы не проходить по одному месту дважды?». Возможны задачи на раскраски, последовательное соединение точек.

Занимательное в математике (6 часов)

«Магические» фигуры.

Знакомство с «магическими квадратами», историческая справка. Построение квадратов 3х3; 5х5. Принцип быстрого построения таких квадратов.

 Ребусы, головоломки, кроссворды.

Для разгрузки используются почти всегда. Берутся из разнообразных источников, дети могут сами их приносить. Обучение разгадыванию простейших японских числовых кроссвордов.

 Математические фокусы и софизмы.

Так же используются для разрядки. Например, «Задумайте число, умножьте его на… и т. д. Назовите свой результат, и я отвечу, какое число вы задумали.»

 Занимательный счет.

Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Например, умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др. Использование сочетательного свойства сложения и распределительного свойства умножения, выбор удобного порядка действий.

Итоговые занятия (1 час)

Творческие индивидуальные и групповые работы по темам курса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы организации занятия

Виды учебной деятельности

Дата

План

Факт

I

Текстовые задачи- 14 часов

1

Как люди научились считать.

1

Исторические сведения.

Слушание учителя.

06.09

01.09

2

Из науки о числах.

1

Исторические сведения.

Слушание учителя.

13.09

08.09

3

Из истории развития математики, старинные задачи.

1

Исторические сведения.

Слушание учителя.

20.09

15.09

4-6

Методы быстрого счёта.

3

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

27.09

04.10

11.10

22.09

29.09

06.10

7

Задачи со спичками.

1

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

18.10

13.10

8

Текстовые задачи, решаемые с конца.

1

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

25.10

20.10

9-10

Задачи на переливание.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

08.11

15.11

27.10

10.11

11-12

Задачи на взвешивание.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

22.11

29.11

17.11

24.11

13-14

Задачи на движение.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

06.12

13.12

01.12

08.12

II

Логические задачи - 14 часов.

15-16

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

20.12

27.12

15.12

22.12

17-18

Метрическая система мер.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

10.01

17.01

29.12

12.01

19-20

Задачи на делимость чисел.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

24.01

31.01

19.01

26.01

21-22

Задачи на принцип Дирихле.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

07.02

14.02

02.02

09.02

23-24

Комбинаторные задачи.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

21.02

28.02

16.02

02.03

25-26

Задачи, решаемые с помощью графов.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

05.03

14.03

09.03

16.03

27-28

Игровые задачи.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия.

21.03

04.04

06.04

13.04

III

Занимательное в математике – 5 часов.

29-30

«Магические» фигуры.

2

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

11.04

18.04

20.04

27.04

31

Ребусы, головоломки, кроссворды.

1

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций.

25.04

04.05

32

Математические фокусы и софизмы.

1

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

16.05

11.05

33

Занимательный счет.

1

Краткая лекция. Практическая работа.

Слушание учителя. Выполнение упражнений. Систематизация имеющихся знаний.

23.05

18.05

VII

Итоговые занятия – 1 час.

35

Обобщение курса

1

Краткая лекция. Практическая работа.

Индивидуальные задания.

30.05

25.05

Итого

34

Система оценки достижений обучающихся.

Система оценивания уровня усвоения учебного материала – «зачёт», «незачёт».

Формы контроля знаний:

- учебный практикум по каждой теме;

- практическая работа по результатам изучения темы.

Перечень УМК

1. Блум Р.»Математические задачки», М.: АСТ: Астрель,2006.

2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред. школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.,2007г.

4.  Котов А. Я. «Вечера занимательной арифметики»

5. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2009.

6. Фарков А.В. Математические кружки в школе.5-8 классы. М.: Айрис-пресс,2008.

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительные вопросы. 5 класс, Enjoy English, Биболетова М.З.

Особой разновидностью общих вопросов являются разделительные вопросы (Tag-questions), которые состоят из двух частей. Первая - повествовательное предложение в утвердительной или отрицательной форме, в...

Урок обществознания по теме «Вечные вопросы», 8 класс

Учитель предлагает учащимся написать на уроке книгу под названием “Кто я?” Какой я? Что будет после меня?, т.е. ответить на "вечные вопросы" человечества....

Разделительные вопросы, 5 класс, УМК Биболетова М. З.

Игра – тренажёр для учащихся 5 класса по теме «Разделительные вопросы»...

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Рабочая программа в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи»

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ГИА по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «...

Рабочая программа Элективного курса «Математика. Избранные вопросы» 10 класс

Данный курс адресован учащимся 10 классов. Его цель организация систематического повторения и углубления курса математики....

Рабочая программа «Вопросы математики повышенной сложности » 9 класс

Дополнительная общеобразовательная программа «Вопросы математики повышенной сложности» разработана для обучающихся 9-ых классов, проявляющих интерес и способности к математике, желающих сф...