Рабочая программа по алгебре (7 класс):
Рабочая прграмма по алгебре 7 класс

Линок Марианна Николаевна

Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса составлена на основе  программы Математика 5-9 классы / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко - М. Вентана-граф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7-b_klass_algebra.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Опалиховская гимназия

Согласовано
зам. директора по УВР:
_________________________
__________2018   г.

Рассмотрено 
на  заседании ШМО
Протокол № 1
от …………..2018  г.
Руководитель ШМО_________

Утверждаю
 Директор
________________
______________ 2018  г.

Рабочая программа

алгебре

                                             7 класс

Составитель рабочей программы: учитель математики

                                                         

Линок М.Н.                                                  

                                                                                             

Год составления рабочей программы: 2018

       


1. Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по алгебре  для учащихся 7 классов составлена на основе:

  1. Требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего обрзования;
  2.  Примерной программы основного общего образования по математике

 3.   Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2014. – 152 с.

4.   Объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ Опалиховская гимназия.

Учебным  планом  МБОУ Опалиховская гимназия объем часов по алгебре   рассчитан на  3 часа в неделю, 34 учебные недели 102 часа в год.

Изучение математики на ступени основного общего образования    направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся следующих результатов обучения:

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  5. систематические знания о функциях и их свойствах;
  6. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
  • выполнять вычисления с действительными числами;
  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
  • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
  • проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • выполнять операции над множествами;
  • исследовать функции и строить их графики.

                     

2. Содержание учебного предмета

Алгебраические выражения

Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений.

Уравнения

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.

Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.

Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.

Функции

Числовые функции

Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Линейная функция, ее свойства и графики.

  1. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Линейное уравнение с одной переменной

15

1

2

Целые выражения

51

4

3

Функции.  

12

1

4

Системы линейных уравнений с двумя переменными

18

1

5

Повторение и систематизация учебного материала  

6

1

                                        Итого

102

8

4.Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе 

В результате изучения алгебры ученик должен

  •         знать/понимать:
  • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
  • выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
  • выполнять разложение многочленов на множители.

Учащийся получит возможность:

  • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
  • применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

 решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Учащийся получит возможность:

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
  • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

:

• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);

  • строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
  • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;

Учащийся получит возможность:

  • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; н основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
  • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из раз личных разделов курса.
  • 5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
  • обучающихся по алгебре

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

 

2.Оценка устных ответов обучающихся по алгебре

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
  •                 6. УМК и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по алгебре

Печатные пособия:

Учебно-методический комплект:

  1. Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Алгебра: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература

  1. Агаханов Н.Х., Подлипский O.K. Математика: районные олимпиады: 6-11 классы. — М.: Просвещение, 1990.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика: 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.
  4. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  5. Пичугин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. — М.: Просвещение, 2010.        ^
  6. Пойа Дж. Как решать задачу? — М.: Просвещение, 1975,-
  7. Произволов В.В. Задачи на вырост. — М.: МИРОС, 1995,
  8. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5- 11 классы. — М. : Айрис-Пресс, 2005.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта-+, 2003.
  10. http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».

Технические средства обучения:

1) Компьютер.

2) Видеопроектор.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Тематические презентации

Интернет- ресурсы:

http://festival.1september.ru/ - Я иду на урок математики ( методические разработки)

http://pedsovet.su/load/18  - Уроки, конспекты.

http://www.prosv.ru-  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

                                                           

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Темы урока

По плану

7-б

По факту

7-б

Линейное уравнение с одной переменной. (15 ч)

1

Введение в алгебру.

3.09

2

Введение в алгебру.

5.09

3

Введение в алгебру.

6.09

4

Линейное уравнение с одной переменной

5

Линейное уравнение с одной переменной

6

Линейное уравнение с одной переменной

7

Линейное уравнение с одной переменной

8

Линейное уравнение с одной переменной

9

Решение задач с помощью уравнений

10

Решение задач с помощью уравнений

11

Решение задач с помощью уравнений

12

Решение задач с помощью уравнений

13

Решение задач с помощью уравнений

14

Повторение и систематизация учебного материала

15

Контрольная работа № 1 на тему «линейное уравнение с одной переменной»

Целые выражения. (51 ч)

16

Тождественно равные выражения. Тождества

17

Тождественно равные выражения. Тождества

18

Степень с натуральным показателем

19

Степень с натуральным показателем

20

Степень с натуральным показателем

21

Свойства степени с натуральным показателем

22

Свойства степени с натуральным показателем

23

Свойства степени с натуральным показателем

24

Одночлены

25

Одночлены

26

Многочлены.

27

Сложение и вычитание многочленов

28

Сложение и вычитание многочленов

29

Повторение и систематизация учебного материала

30

Контрольная работа № 2 на тему «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены Сложение и вычитание многочленов

31

Умножение одночлена на многочлен

32

Умножение одночлена на многочлен

33

Умножение одночлена на многочлен

34

Умножение одночлена на многочлен

35

Умножение многочлена на многочлен

36

Умножение многочлена на многочлен

37

Умножение многочлена на многочлен

38

Умножение многочлена на многочлен

39

Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки

40

Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки

41

Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки

42

Разложение многочленов на множители. Метод группировки.

43

Разложение многочленов на множители. Метод группировки.

44

Разложение многочленов на множители. Метод группировки.

45

Контрольная работа № 3 на тему «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители.»

46

Произведение разности и суммы двух выражений

47

Произведение разности и суммы двух выражений

48

Произведение разности и суммы двух выражений

49

Разность квадратов двух выражений

50

Разность квадратов двух выражений

51

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

52

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

53

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

54

Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

55

Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

56

Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

57

Повторение и систематизация учебного материала

58

Контрольная работа № 4 на тему «формулы сокращенного умножения»

59

Сумма и разность кубов двух выражений

60

Сумма и разность кубов двух выражений

61

Применение различных способов разложения многочлена на множители

62

Применение различных способов разложения многочлена на множители

63

Применение различных способов разложения многочлена на множители

64

Повторение и систематизация учебного материала

65

Контрольная работа № 5 на тему «сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители..

Функции. (12 часов)

66

Связи между величинами. Функция

67

Связи между величинами. Функция

68

Способы задания функции

69

Способы задания функции

70

График функции

71

График функции

72

Линейная функция, её график и свойства

73

Линейная функция, её график и свойства

74

Линейная функция, её график и свойства

75

Линейная функция, её график и свойства

76

Повторение и систематизация учебного материала

77

Контрольная работа №6 по теме «Функции»

Системы линейных уравнений с двумя переменными (18 ч)

78

Уравнения с двумя переменными

79

Уравнения с двумя переменными

80

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

81

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

82

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

83

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

84

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

85

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

86

Решение систем линейных уравнений методом подстановки

87

Решение систем линейных уравнений методом подстановки

88

Решение систем линейных уравнений методом сложения

89

Решение систем линейных уравнений методом сложения

90

Решение систем линейных уравнений методом сложения

91

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

92

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

93

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

94

Решение задач с помощью систем линейных уравнений

95

Повторение и систематизация учебного материала

96

Контрольная работа №7 на тему «Системы линейных уравнений с двумя переменными»

Повторение и систематизация учебного материала (6 часов)

97

Повторение. Разложение многочлена на множители

98

Повторение. Линейная функция

99

Повторение.

100

Повторение. Системы линейных уравнений с двумя переменными

101

Итоговая контрольная работа

102

Повторение.