Меры разброса
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Егорова Алла Сергеевна

Методический материал для проведения урока алгебры в 9 классе по УМК Ю.М. Колягина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока161.56 КБ
Файл Презентация к уроку191.59 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока         по алгебре в 9 классе         по теме «Меры разброса»

Дата: 17.04.2017

Цели изучения:

Предметные: освоить понятие «размах», «дисперсия» выборки.

Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация.

По данному полигону частот составьте таблицу распределения. Найдите моду, медиану и среднее значение выборки.

X

1

3

4

5

7

M

2

1

3

1

4

Мо = 7, Ме = 4, Х̅ = (2+3+12+5+28):11= 50/11

  1. Мотивация и введение нового материала.

 Мы научились математически характеризовать совокупность однородных данных.

Прежде всего отметим, что, используя для описания выборки только ту или иную меру центральной тенденции, исследователь рискует сильно ошибиться в своей оценке характера изучаемой совокупности. Например, если изучаемый признак – возраст, то две совокупности людей из 6-ти человек каждая, характеризующиеся следующими значениями возраста, будут иметь одинаковое среднее значение:

10, 10, 10, 50, 50, 50

30, 30, 30, 30, 30, 30.

В то же время совершенно ясно, что практически для любой социологической задачи это будут совсем разные совокупности. И узнать это можно, только как-то оценив степень разброса значений возраста в каждой из них: в первой – разброс большой, во второй – он отсутствует.

Размах  выборки (R) – разница между наибольшим и наименьшим значением случайной величины в выборке

(Устно № 353, 354)

Рассмотрим другую задачу. На место токаря претендуют двое рабочих. Кого из них выбрать?

День недели

Дневная выработка первого рабочего

пн

52

вт

54

ср

50

чт

48

пт

46

ΣХ =

Мо =

Ме =

X̅ =

День недели

Дневная выработка второго рабочего

пн

61

вт

40

ср

55

чт

50

пт

44

ΣХ =

Мо =

Ме =

X̅ =

Анализ мер центральной тенденции показывает, что по этим данным не выбрать претендента.

Необходимо оценить стабильность производительности труда.

Вычислим отклонение от среднего (заполним в таблице третий столбик)

Отклонение от среднего  - разность между рассматриваемым значением случайной величины и средним значением выборки.

Сумма таких значений в данном случае – 0. Поэтому характеристикой стабильности может служить сумма квадратов отклонений от среднего.

Заполняем четвертую колонку (квадраты отклонений).

Получаем, что второй рабочий имеет нестабильную производительность труда.

Если рабочие работают разное количество дней и производят в среднем одинаковое количество деталей, то можно оценить стабильность работы каждого из них с помощью среднего арифметического квадратов отклонений – дисперсии (D).

  1.  Первичное закрепление

День недели

Дневная выработка первого рабочего

Отклонение от среднего

квадрат отклонения от среднего

Х

Х - Х̅

(Х – ̅Х)2

пн

53

вт

54

ср

49

чт

48

пт

46

Dx =

День недели

Дневная выработка второго рабочего

Отклонение от среднего

квадрат отклонения от среднего

Y

Y - Y̅

(Y – Y̅)2

пн

52

вт

46

ср

53

чт

49

пт

---

Dy =

Вывод: Dx > Dy. Второй рабочий работает стабильнее первого.

 (Резерв) № 355 - 358

  1. Итоги урока:  Проговорить еще раз основные термины.

Размах выборки,

отклонение от среднего,

сумма квадратов отклонений,

дисперсия.

  1. Домашнее задание. № 361, 362.


I вариант

№ 1.

День недели

Дневная выработка первого рабочего(X)

пн

52

вт

54

ср

50

чт

48

пт

46

ΣХ =

Мо =

Ме =

X̅ =

№ 2.

День недели

Дневная выработка первого рабочего

Отклонение от среднего

квадрат отклонения от среднего

Х

Х - Х̅

(Х – ̅Х)2

пн

53

вт

54

ср

49

чт

48

пт

46

Dx =

II вариант

№ 1

День недели

Дневная выработка второго рабочего(Y)

пн

61

вт

40

ср

55

чт

50

пт

44

ΣХ =

Мо =

Ме =

X̅ =

№ 2.

День недели

Дневная выработка второго рабочего

Отклонение от среднего

квадрат отклонения от среднего

Y

Y - Y̅

(Y – Y̅)2

пн

52

вт

46

ср

53

чт

49

пт

---

        

Dy =


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

17.04.17 Классная работа

Слайд 2

По данному полигону частот оставьте таблицу распределения. Найдите моду, медиану и среднее значение выборки

Слайд 3

Случайная величина - возраст людей (1) 10, 10, 10, 50, 50, 50 (2) 30, 30, 30, 30, 30, 30 Среднее значение – одинаковое, но разброс выборки - большой

Слайд 4

Меры разброса Размах выборки ( R ) – разница между наибольшим и наименьшим значением

Слайд 5

Задача. На место токаря претендуют двое рабочих. Кого из них выбрать? День недели Дневная выработка первого рабочего пн 52 вт 54 ср 50 чт 48 пт 46 ΣХ = Мо = Ме = X̅ =

Слайд 6

Стабильность производительности труда Отклонение от среднего (Х-Х̅) – разность между рассматриваемым значением случайной величины и средним значением выборки (заполняем третий столбик)

Слайд 7

День недели Дневная выработка X Отклонение от среднего X - X̅ пн 52 вт 54 ср 50 чт 48 пт 46 Сумма

Слайд 8

Характеристика стабильности – сумма квадратов отклонений от среднего (Х-Х̅) ² День недели Дневная выработка X Отклонение от среднего X - X̅ Квадраты отклонений (Х-Х̅)² пн 52 2 вт 54 4 ср 50 0 чт 48 -2 пт 46 -4 Сумма 250 0 Х̅̅ =50

Слайд 9

День недели Дневная выработка X Отклонение от среднего X - X̅ Квадраты отклонений (Х-Х̅)² пн 52 2 4 вт 54 4 16 ср 50 0 0 чт 48 -2 4 пт 46 -4 16 Сумма 250 0 40

Слайд 10

День недели Дневная выработка Y Отклонение от среднего Y - Y̅̅ Квадраты отклонений ( Y – Y̅)² пн 61 11 121 вт 40 -10 100 ср 55 5 25 чт 50 0 0 пт 44 -6 36 Сумма 250 0 282

Слайд 11

Если бы рабочие работали разное количество дней и производили в среднем одинаковое количество деталей Дисперсия ( D x ) – среднее арифметическое суммы квадратов отклонений. Задание № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

конспект урока математики в 2"В" - 3"В" классе-комплекте по теме" Меры времени. Год. Сутки. Час."

Урок с презентацией по закреплению вычислительных навыков и знаний о единицах измерения времени в коррекционном классе-комплекте школы VIII вида....

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

Сценарий урока-спектакля " Любовный треугольник «Грушницкий – Мери – Печорин»

Сценарий урока-спектакля по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе по предмету.  Данная разработка, во-п...

Презентация по физике 10 класс Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул.

Презентация по физике 10 класс по теме "Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул". Учебник Г,Я, Мякишев, Б.Б....

Самостоятельная работа по алгебре для учащихся 9 класса по теме "Меры разброса"

В данном материале содержатся задания для самостоятельной работы учащихся на обобщающем уроке по теме "Меры разброса"....