Конспект урока по алгебре 7 класса Мерзляк на тему Выражения с переменными
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Абашеева Татьяна Батожаповна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 13

Тема. Выражения с переменными. Целые рациональные выражения

Цель: систематизировать и обобщить знания и умения учащихся, углубить знания учащихся.

Тип урока: углубление, систематизация и обобщение знаний и умений.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

До упражнений № 1-2 можно записать за доской правильные решения и сверить только ответы (в ходе само - или взаємоперевірки) или собрать тетради у учеников выборочно или фронтально. № 3 является подготовительным к восприятию материала о выражения с переменными, не имеют смысла, поэтому его обсуждаем подробно (см. ниже).

Решение упражнений № 1-3 домашнего задания

№ 1. 1) http://na-uroke.in.ua/image124-4.gif= (72 + 2) -http://na-uroke.in.ua/image125-3.gif- http://na-uroke.in.ua/image126-4.gif= 74 - http://na-uroke.in.ua/image127-2.gif= 74 - http://na-uroke.in.ua/image128-3.gif= 74 - http://na-uroke.in.ua/image129-4.gif= 74 - 77 = - 3;

2) (-1,2 + 4,32 : (-1,8)) : (-0,001) · (-0,3) = - http://na-uroke.in.ua/image130-5.gif· 1000 · 0,3 = -3,6 · 1000 · 0,3 = -36 · 10 · 3 = -1080.

№2. 1) -16 : (-0,8 · (-0,05)) = http://na-uroke.in.ua/image131-5.gif= http://na-uroke.in.ua/image132-2.gif= - 400;

2) (1,2 + 0,8)(1,2 - 0,8) = 20,4 = 0,8;

3) (-72) - 82 = 49 - 64 = - 15;

4) http://na-uroke.in.ua/image133-4.gif;

5) -(2,86 + (-4,3)) = 4,30 - 2,86 = 1,44.

№ 3. Что общего в записях числовых выражений, не имеющих смысла?

1) http://na-uroke.in.ua/image134-3.gifне имеет смысла, ибо деление числа на ноль не определено.

2) http://na-uroke.in.ua/image135-4.gifне имеет смысла, ибо деление числа на нуль невозможно.

 

II. Актуализация опорных знаний

Математический диктант

1. Закончите предложение: «Запись, состоящая из чисел, знаков действий и скобок, называют...».

2. Есть число 16 значением выражения http://na-uroke.in.ua/image136-3.gif? Почему?

3. Имеет ли смысл выражение 42 : (0,3 - 0,1 · 3)? Почему?

4. Запишите выражение, используя числа и знаки действий, и вычислите его значение: 1) сумма чисел 1,6 и 3,4; 2) разность чисел 5 и 6,5; 3) произведение чисел 4 и http://na-uroke.in.ua/image137-3.gif; 4) доля числа 6 и числа, противоположного числу http://na-uroke.in.ua/image138-4.gif; 5) удвоенное произведение чисел 2,3 и 1,7 на их сумму.

@ Во время проверки выполнения заданий математического диктанта повторяем и обобщаем основные понятия предыдущего урока, а именно:

· числовое выражение;

· значение числового выражения;

· числовое выражение не имеет смысла.

 

III. Работа с опережающим домашним заданием

 

Задача 1. Длина прямоугольного участка 42 м, а ширина на 10 м меньше. Запишите выражение для нахождения площади участка

Задача 2. Длина прямоугольного участка 42 м, а ширина на b м меньше. Запишите выражение для нахождения площади участка

 

Вопросы для сравнения

1) Чем отличаются условия задач? (В задаче 2 ширина на b м меньше; b имеет неизвестное значение; в задаче 1 ширина на 10 м меньше длины.)

2) Чем похожи условия задач? (В обеих задачах речь идет о прямоугольник с длиной 42 м; в обеих задачах необходимо записать выражение, которое показывает, как найти площадь этого прямоугольника, поэтому вид искомых выражений будет одинаковый: ab, где а - длина, b - ширина.

Вывод. Выражения для решения задач № 1 и 2 отличаются только одним:

 

Задача 1. 42 · (42 - 10) - числовое выражение.

Задача 2. 42 · (42 - b) - выражение, которое не является числом, потому что, кроме чисел, скобок га знаков действий, содержит букву b.

Итак, все, что было известно о числовые выражения, и все, что касается понятий, связанных с числовыми выражениями, можно распространить и на выражения, содержащие вместо числа (чисел) букву (буквы). Единственное, что отличает эти два вида выражений для любого числового выражения, значения числового выражения (если оно существует) заданы однозначно; для выражений, содержащих букву (буквы) значение может варьироваться в зависимости от значения буквы.

 

IV. Углубление, систематизация и обобщение знаний

@ С понятиями «переменная», «выражение с переменными», «значение выражения с переменными» ученики встречались в младших классах, но, в отличие от предыдущих классов, указанная терминология вводится в 7 классе впервые. На этом этапе также уместной будет работа по формированию умений читать выражения с использованием терминов «сумма», «разность» и т. д.

Рассматривая выражения с переменными, показываем, что существуют такие выражения, которые имеют смысл при всех значениях переменных.

Но если сравнение задач 1 и 2 в опережающем домашнем задании проведено досконально, ученики сами проводят определенные аналогии и устанавливают соответствие:

 

Числовые выражения

Выражения с переменными

1. Состоят из чисел, скобок, знаков действий.

2. Могут иметь значение - число, получают во время выполнения действий.

3. Могут не иметь смысла, т.е. не все действия, записанные в выражении, можно выполнить

1. Состоят из чисел, переменных, скобок и знаков действий.

2. Могут иметь числовое значение, соответствующее определенному значению переменной, то есть число, которое образовался, если вместо буквы поставить ее значений и найти значение заданной числовой выражения.

3. Могут не иметь смысла при некоторых значениях переменной, если в paсо подстановки этого значения в выражение образуется числовое выражение, не масс содержания

 

После проделанной работы можно сделать краткие записи в тетрадях учащихся. Эти записи могут иметь вид конспекта 4:

 

Конспект 4

Выражения с переменными

1. Буквенный выражение (выражения с переменными) образуют из букв (переменных), чисел, записей действий и скобок.

Пример: 42 · (42 - b); abc + 2 - выражения с переменными.

Замечания. Буквенным выражением (выражения с переменными) считают и отдельно взятую букву (переменную).

Пример: a, b - выражения с переменными.

2. Значением выражения с переменными для данных значений переменных называют значение числовой выражения, что образуется во время подстановки вместо букв их значений.

Замечания. Существуют выражения с переменными, которые не имеют смысла при некоторых значениях переменных.

Пример: http://na-uroke.in.ua/image139-3.gif;http://na-uroke.in.ua/image140-5.gif; а : b и т.д. - выражения с переменными, имеют деления на переменную, а следовательно, не будут иметь смысла при таких значениях переменной, когда делитель (знаменатель) равна 0.

3. Выражения, не имеющие деления на переменную, называют целыми, а выражения, имеющие деления на переменную,- дробными.

Пример а + b - целое выражение;

a : b - дробное выражение;

http://na-uroke.in.ua/image141-3.gif- целый выражение;

http://na-uroke.in.ua/image140-5.gif - дробное выражение.

 

V. Усвоение умений

@ Если с заданиями типа:

1) «найти значение выражения с переменными при определенных значениях букв»,

2) «прочитать и записать буквенный выражение с определенными условиями»

ученики работали еще в младших классах, то с задачей на нахождение значений переменной, при которых выражение не имеет смысла, учащиеся встречаются впервые, и поэтому именно этим задачам следует уделить как можно больше внимания.

Выполнение устных упражнений

1. Известно, что а и b - стороны прямоугольника (в сантиметрах). Какой смысл имеет выражение: 1) ab; 2) 2(a + b); 3)* a + b?

2. Найдите значение выражения х - у, если:

1) x = 1; y = -5; 2) x = 0; y = -2; 3) x= -1,5; y =0.

3. Прочитайте выражения, используя термины «сумма», «разность», «квадрат», «угол» и т.д.
1) а + с; 2) ас; 3) (а + с)2; 4) (а - с)3; 5) (а - с)(а + с).

Выполнение письменных упражнений

1. Заполните таблицу, вычислив значения выражения-2л:+3 для заданных значений х:

 

х

-3

-2

-1

0

1

2

3

-2х + 3

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мастер ежечасно производит а деталей, а его ученик - на 7 деталей меньше. Сколько деталей вместе изготовили мастер и ученик, если мастер работал 6 ч., а ученик - 4 ч.?

3. Запишите в виде выражения:

1) разность чисел 2 и 5у;

2) квадрат суммы чисел а и 0,6 с;

3) сумма куба числа х и квадрата числа в;

4) квадрат разности чисел т и n;

5) разность квадратов чисел т и п;

6) півсуму произведению чисел 0,7 и с и числа -0,6.

4. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:

1) 3х + 4; 2) http://na-uroke.in.ua/image142-4.gif; 3) http://na-uroke.in.ua/image143-3.gif; 4) http://na-uroke.in.ua/image144-5.gif?

 

VI. Итог урока

Образуйте из выражений как можно больше групп по признакам сходства (назовите эти признаки):

3; 3 + 2; 3 + а; http://na-uroke.in.ua/image145-3.gif; http://na-uroke.in.ua/image146-4.gif; http://na-uroke.in.ua/image147-3.gif; а.

(Повторяем понятия: числовые выражения; буквенные выражения; выражения, не имеющие смысла; целые выражения; дробные выражения.)

 

VII. Домашнее задание

№ 1. Найдите значение выражения:

1) 12 - 8х, если х = 4; -2; 0; http://na-uroke.in.ua/image148-5.gif; 2) а2 - 3а, если а = 5; -6; 0,1.

№ 2. Николай купил т карандашей по 50 к и 6 тетрадей по п копеек. На сколько больше заплатил мальчик за тетради, чем за карандаши? Вычислите значение образованного выражения при т = 2, п = 30.

№ 3. При каких значениях переменной не имеет смысла выражение:

1) 2х - 5; 2) http://na-uroke.in.ua/image149-4.gif; 3) http://na-uroke.in.ua/image150-4.gif; 4) http://na-uroke.in.ua/image151-3.gif?

При каких значениях переменной выражение будет иметь смысл?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»

Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока по алгебре 9 кл на тему "Построение графика квадратичной функции"

Урок изучения нового материалаСформировать умение строить график квадратичной функции, применяя алгоритм  построения графика;Тренировать универсальные учебные действия;Сформировать мотивацию к уч...