Главные вкладки

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
    методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

    Анохина Юлия Викторовна

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»

    Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока музыки
    6 класс
    III четверть
    Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»

    Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.

    Задачи

    Развивать:

    -чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

    -способствовать развитию детского воображения;

    -развивать у детей познавательный интерес.

    Воспитывать:

    -воспитывать любовь к природе, к классической музыке;

    Оборудование и материалы

    Портрет Н.А. Римского – Корсакова;

    Пьеса Островского «Снегурочка»;

    Презентация «Снегурочка».

    Песня «Ты слышишь, море?»

    Компьютер с выходом в Интернет;

    Интерактивная доска (задание «Раздели слова на две группы»);

    Музыкальные инструменты: бубны, треугольник, маракасы, дудочка, металлофон, барабан, ложки.

    Музыкальный материал:


    «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского

    Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

    Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

    «Ты слышишь, море?», муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского.


    Ход урока

    «Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как  мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
     Д. Кабалевский


    Постановка цели и учебной задачи


    - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в удивительный мир музыки. Наш занавес открывается.

    На наших уроках мы говорим с вами о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью…

     И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей, музыка может влиять на их жизнь, преобразуя ее. Почему так происходит? В чем сила музыки? На эти вопросы мы и отвечаем на наших уроках во втором полугодии.

    О силе какой музыки пойдет сегодня речь?

     Работа по теме урока


    Беседа «Картины природы в музыке»


    Читаю эпиграф урока  на фоне музыки «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
    «Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как  мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
     Д. Кабалевский

    - Как вы понимаете слова Д. Б. Кабалевского?

    + ……Природа и искусство тесно связаны, друг с другом…


    - И тема сегодняшнего урока так и звучит: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
    - Вспомните музыку, изображающую картины природы.

    + Э.Григ «Утро», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И. Чайковский «Времена года»…
    (можно дать послушать фрагменты этих произведений).

    МУЗЫКА  

     (Читает ученица на фоне муз «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского)

    Послушай: музыка вокруг,
    Она во всем - в самой природе,
    И для бесчисленных мелодий
    Она сама рождает звук.
    Ей служат ветер, плеск волны,
    Раскаты грома, звон капели,
    Птиц несмолкаемые трели
    Среди зеленой тишины,
    И дятла дробь, и поездов
    Гудки, чуть слышные в дремоте,
    И ливень - песенкой без слов
    Все на одной звенящей ноте.
    А снега хруст! А треск костра!
    А металлическое пенье
    И звон пилы и топора!
    А проводов степных гуденье!
    ...Вот потому-то иногда
    Почудится в концертном зале,
    Что нам о солнце рассказали,
    О том, как плещется вода,
    Как ветер шелестит листвой,
    Как, заскрипев, качнулись ели...
    А это арфы нам напели,
    Рояль, и скрипка, и гобой.
    М.Ивенсен

    - С помощью каких музыкальных инструментов вы выразили бы звуки природы?

    (Прошу детей назвать муз инструменты с помощью которых можно изобразить музыку природы, в том числе и виртуальных пианино и синтезатора, мелодию падающего снега, звона капели, громовых раскатов, птичьих трелей, дроби дятла, завывания ветра и т.д.)

    - Как вы думаете, есть ли у природы свои знаменитые музыканты, композиторы, певцы? Расскажите о них.
    - Есть ли у природы свои оркестры, свои хоры? Из каких музыкантов и певцов состоят эти оркестры и хоры?

    Я вам сейчас прочитаю построчно стихотворение, а вы постарайтесь вспомнить и назвать произведение, о котором говорится в этой строке.

    - Послушай стихотворение, о каком композиторе в нем идет речь?

    Мы любим с детства ночь под Рождество, 

    Когда бормочет о царе Салтане 

    И о невесте царской няня Тане, 

    Ушедшей в майской ночи волшебство.

    Девчата с парубками, в колдовство 

    Вовлечены, гуторят на поляне, 

    Как пел Садко в глубоком океане, 

    Пленен морским царем, пленив его.

    К ним выйдя в эту пору, ты увидишь 

    Сервилию, невидимый град Китеж, 

    Кащея, Золотого петушка...

    Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки, 

    О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке 

    Искать путей, не сыщешь ни вершка...

     

    + Римский-Корсаков
    - О русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове, потому что в нем перечисляются произведения написанные им.

    + В стихотворении упомянуты следующие оперы Н.А. Римского-Корсакова:
          ... ночь под Рождество – «Ночь перед Рождеством»

    (1894)
          ... о царе Салтане – «Сказка о царе Салтане» (1899)
          ... о невесте царской няня Тане – «Царская невеста» (1898)
          ... Ушедшей в майской ночи волшебство – «Майская ночь» (1879)
          ... Как пел Садко в глубоком океане – «Садко» (1896)
          ... ты увидишь Сервилию – «Сервилия» (1902)
          ... невидимый град Китеж – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904)
          ... Кащея – «Кащей бессмертный» (1902)
          ... Золотого петушка – «Золотой петушок» (1907)
          ... Взгрустнётся о снегурочке – «Снегурочка» (1881)
          ... О Младе вспомнив  – опера-балет «Млада» (1889)
          ... ставши к Псковитянке искать путей  – «Псковитянка» (1872)

    - Что вы знаете об этом композиторе?

    Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова  (Презентация ученика)

    + Что он был морской офицер, член музыкального сообщества «Могучая кучка», написал 15 опер…
    - «В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». Нам борту его находился 19-летний Николай Андреевич Римский-Корсаков, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
    Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.

    В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор.

    Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия.


    - Ребята, а слово «Опера» что означает?
    + Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.


    Предлагаю ребятам работу с Интерактивной доской:

    Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на доске можно разделить:

    -на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);

    -и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).


    - На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”.
    - А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова. Представьте себе.
    Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
    “...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.)

    - Представили? Можете нарисовать мысленно картину?

    “Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин.

    Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.
    Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

    Как вы думаете, почему?

    +  
    Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;

    + Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.

    + Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;

    + В сказке – русская природа, композитор любил природу России;

    + Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение.

    + Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.


    Презентация о создании оперы Н.А. Римским-Корсаковым  (Антон)

    - В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений русского драматурга А.Н.Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии. “Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время, - такова первая ремарка “Снегурочки”, “весенней сказки в четырёх действиях с прологом”. Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В “Снегурочке” драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви. Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви.

    Впервые “Снегурочка” была опубликована в журнале “Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет “Снегурочки” давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

    Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

    Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта.

    Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен.

    Рассказ «Кострома – родина Снегурочки»  (Рассказывает ученик Вадим)


    Кострома может по праву считаться родиной Снегурочки четырежды.

    Во-первых: в Древней Руси у наших предков славян существовал обычай сжигания Костромы (отсюда и имя Кострома - от «костер», «костра», по одной из версий). Девушка, закутанная в белые одежды, олицетворяла Кострому и в сопровождении хоровода шла к реке, где уже соломенное чучело сжигали на костре. Таки провожали весну и встречали лето. После смерти Кострома воскресала, что символизировало плодородие. Считается, что сказка о Снегурочке возникла именно на основе этой традиции сжигания Костромы.

    Во-вторых: это, конечно же, известная пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», написанная им в Щелыково. Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, познает любовь: любят и ее, и влюбляется она. Но волшебная сказка оказывается драмой - Снегурочка погибает во время празднования дня Ярила - бога Солнца.

    В-третьих: съемки фильма «Снегурочка», которые проходили в Костроме в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» (как определил жанр фильма сам режиссер Павел Кадочников) построили специальный дом в Берендеевке, который потом и остался тут, став любимым местом отдыха современных Костромичей.

    В-четвёртых: воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

    Программа «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки» разработана по заказу Администрации города Костромы в 2004 году.

    Ежегодно Костромская Снегурочка участвует в новогоднем путешествии Деда Мороза по российским городам.

    С 2005 года проводится открытый конкурс «Русская краса – Костромская Снегурочка».

    В ноябре 2006 года в Московской усадьбе Деда Мороза в парке «Кузьминки» появился терем Снегурочки. При его строительстве использованы проектные предложения студентов Костромской Государственной

    Сельскохозяйственной Академии.


     Слушание Арии Снегурочки


    - Послушайте Арию Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.

    - Что манит её к людям? Какая она?


     Музыкальная характеристика арии Снегурочки


    - О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям?

    + Людские песни, человеческие радости


    - Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание.
    Мысленно напойте арию вокализом. Охарактеризуйте её мелодию.
    - Звучание каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса?

    + В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

    - Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки.
    Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: "Людские песни!" Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце.

    И вот слушает она “людские песни”, пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.


    - А теперь послушаем  песню Леля. Скажите, музыка выразительная или изобразительная.

    Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель: “Туча со громом сговаривалась: “Ты греми, гром, а я дождь разолью”.

     Слушание и анализ “Песни Леля”.

    Песня Леля построена в куплетно-вариационной форме. Она начинается пастушьим наигрышем кларнета, на его фоне возникает широкая мелодия.

    - Вы обратили внимание на народно-песенную основу мелодии и изобразительные детали (рокот литавр в начале, пиццикато у скрипок) в сопровождении? Что они передают?

    + Раскаты грома и наигрыш пастушьего рожка.

    Фотография рожка и демонстрация его звучания.


    - Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка в песне Леля?
    - Как исполняется куплет? Какая часть его требует большей певучести, широкого, величавого звучания? Какая часть должна быть веселого, легкого исполнения? Какая часть соединяет в себе широту и певучесть с легким, бодрым звучанием?
    В песне Леля удивительным образом сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. Причина этого кроется, видимо, в том, что Римский-Корсаков объединил очень выразительную и увлекательно развивающуюся мелодию народно-песенного склада с двумя яркими изобразительными моментами: раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели.

    - Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим знакомство с этой удивительной красоты оперой.

    Исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского


    - А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?».

    1. Исполнение песни. «Ты слышишь, море?».
    - Раскройте эмоциональное содержание песни.
    - Какими средствами композитор передает его в музыке?
    2. Исполнение песни Ах, Зима! В Кудрина.

    -- Какая музыка напоминает вам солнце, море, ветер, дождь и т.д.?


    Итог урока


    - В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке?

     Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.

    - В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?

    а) В правдивом показе нравственной красоты жизни?

    б) В мастерстве композитора?

    в) В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?

    + Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.

    - Каким песням человек может научиться у природы?

    + Нам, кажется, разным. И веселым, и грустным, а главное – добрым и красивым.

    - А как вы думаете, в какое время суток вы лучше всего слышите музыку природы?

    ЗВУКИ НОЧИ  (Читает ученица)

    О ночь безлунная!..

    Стою я, как влюбленный,

    Стою и слушаю, тобой обвороженный...

    Какая музыка под ризою твоей!

    Кругом - стеклянный звон льющихся ключей;

    Там - листик задрожал под каплею алмазной;

    Там - пташки полевой свисток однообразный;

    Стрекозы, как часы, стучат между кустов;

    По речке, в камышах, от топких островов,

    С разливов хоры жаб несутся, как -глухие

    Органа дальнего аккорды басовые,

    И царствует над всей гармонией ночной,

    По ветру то звончей, то в тихом замиранье,

    Далекой мельницы глухое клокотанье...

    А звезды... Нет, и там, по тверди голубой,

    В их металлическом сиянье и движенье

    Мне чувствуется гул их вечного теченья.

    А.Майков
    - Что значит, когда говорят: “душа поет”?

     О чем она поет и должна ли она петь?

    - В какие моменты жизни вы чувствуете, что ваша душа поет?

    - Вашим домашним заданием на следующий урок будет составление небольшого рассказа о природных оркестрах и хорах,  можете их участников нарисовать в своих рабочих тетрадях.

    - Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают), а наш занавес закрывается.

    До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой!

    До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

    Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

    план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

    Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

    конспект урока 9 класс, раздел "Баскетбол", тема: "Совершенствование приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Штрафной бросок.

    Урок по типу - совершенствование  ранее изученных технических приемов баскетбола. Урок с оптимальной моторной плотностью,  используется метод поточный, групповой, круговой тренирвоки....

    Конспект урока 6 класса по географии тема "Подземные воды"

    Представлен конспект урока по географии 6 класса по учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова...

    план-конспект урока 6 класс география по теме "Гидросфера"

    Обобщающий урок по географии в 6 классе по теме "Гидросфера"...

    План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

    Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

    Конспект урока, 5 класс, английский язык, тема: Семья

    Конспект открытого урока  английского языка на тему: “My family!»УМК «Spotlight» 5класс. Module 4  “Family ties”.5классЦель урока: активизи...