Некоторые аспекты преподавания математики в общеобразовательных классах
статья по алгебре

Тимофеева Елена Рудольфовна

Из опыта работы учителя математики и информатики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты преподавания математики

в общеобразовательных классах

Тимофеева Е.Р.,

учитель математики и информатики

МАОУ СОШ №4, г. Покачи, ХМАО-Югра

Основная задача, которая ставится перед современными учениками – научиться мыслить и овладеть фундаментальными знаниями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.  Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, мыслить.   Нахожу выход из создавшегося положения, обратившись к методическим приемам пошагового формирования мыслительных операций в сочетании с активными и интерактивными формами обучения,  позволяющим научить каждого ученика самостоятельно приобретать знания и успешно применять их на практике.

Такая организация процесса обучения даёт возможность учителю видеть достижения обучающихся, и, что очень важно, практически на каждом уроке в серьёзную работу включать  всех  учащихся, создавать  «ситуации успеха», повышать  интерес к предмету, а такой подход к обучению является составным элементом новой концепции математического образования.

Необходимо отметить, что  при такой организации образовательного процесса   резко меняется роль учителя: он  перестаёт быть центральной фигурой, он только  регулирует образовательный процесс и занимается его общей организацией, то есть  готовит заранее необходимые задания,  формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Охарактеризую основные ключевые элементы, определяющие смысловую направленность моего педагогического опыта.

Суть разработанных и используемых мною методических приемов  заключается в пошаговой организации процесса обучения:

1 шаг – ученик должен знать, КАК выполнить упражнение (ориентировка в новом материале: объяснение учителя, работа с учебником, обсуждение всех возникающих проблем);

2 шаг – учащиеся должны разобраться в том, ЧТО делать (выполнение упражнений под контролем: запись алгоритма, воспроизведение опорного сигнала, индивидуальная работа учителя с учащимися по необходимости, работа учеников-консультантов);

3 шаг – снятие контроля, то есть действия учащихся самостоятельно, в умственном плане в зоне своего ближайшего развития (работа проводится в зависимости от дидактической цели в группах разного состава; определяется объем самостоятельной работы и четкий алгоритм её выполнения; задача этого этапа работы – каждый ученик в ходе выполнения упражнений выступает и в роли обучаемого и в роли учителя, обосновывая каждый свой шаг теоретическими выкладками);

4 шаг – качественная оценка и коррекция (в результате проведенных проверочных работ проводится коррекция наиболее типичных ошибок, индивидуальных ошибок, работа в группах по выполнению коррекционных заданий, работа учителя с учеником, ученика – консультанта с учеником).

Временные рамки каждого шага зависят от объёма  изучаемого материала и способов его подачи (темой, тематическим блоком и т.п.); от количества часов, отведенных на изучение данной темы рабочей программой курса; от уровня подготовки класса и его возрастных особенностей. С учетом этих условий в 5-6 классах чаще используются активные формы обучения (устный счет, математические разминки, игры, соревнования); в 7-8 классах активные и интерактивные формы обучения выступают практически на паритетных основаниях, в 9-11 классах значительно преобладают интерактивные формы обучения, прежде всего – групповая работа.

  Очень важно правильно сформировать группы. Их состав должен определяться дидактическими, психологическими и управленческими целями учителя и зависит от результата контроля. Чаще всего это группы по 4-5 человек из учащихся разных способностей. Это в первую очередь позволяет «подтянуть» учеников, имеющих проблемы в изучении той или иной темы.  Каждая группа существует ровно столько времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи. Группа получает задачу на строго определенное время и по истечению этого времени отчитывается о результатах работы. При этом не всегда важно, решена ли задача. Сам процесс важнее результата. Представитель группы для отчета назначается в момент отчета, оценка выставляется по итогам отчета (одинаковая для всех членов группы или с учетом мнения группы, выше или ниже за определенные заслуги: активность, оригинальность предложенного решения, вариативность способов решений одного и того же задания и т.п.). Подход к оценке может быть и другим: за правильные ответы группы получают баллы. Оценкой «награждается» группа, набравшая наибольшее количество баллов.  Можно предложить задания для работы в группах  составлять самим учащимся из ошибок, допущенных ими. Установка: найдите все ошибки, исправьте их, укажите свойства, правила, формулы и т.п., неверно использованные в работе. Группа, не заметившая ошибок, получает «штрафные» баллы. На обобщающих уроках по определенным темам  практикую формирование групп, в состав которых входят наиболее подготовленные обучающиеся. Им отводится не только роль консультантов, но и решение заданий высокого уровня сложности, выполнение работ с элементами проблемной, поисковой, частично-поисковой, исследовательской деятельности. Так на уроках алгебры в 7 классе  такой группе на обобщающих занятиях по теме «Формулы сокращенного умножения» было предложено найти формулы, которые можно применять для возведения двучлена в степень, большую 3-х, а на уроках геометрии в 11 классе по теме «Движения» получить полное представление о гомотетии и т.п.

Задания для практических занятий  по каждой теме делю на три блока:

1 блок – обязательный уровень (одношаговые задачи),

         2 блок – продвинутый уровень (задания, требующие нескольких  операций),

3 блок – высокий уровень (нестандартные задания, задания поискового, исследовательского характера, требующие дополнительной  учебной подготовки, которую обучаемые могут получить вне  урока, используя дополнительную литературу, Интернет).

Оценивание провожу только по результатам выполнения работ проверочного и контролирующего характера (тесты, самостоятельные работы различных видов в зависимости от преследуемых целей, тематические и рубежные контрольные работы и т. п.). Работу учащихся на доске не оцениваю, так как в основном это совместная работа всех участников процесса: ученика (двух учеников при работе в парах), учащихся  класса, учителя (форма: учебный диалог). Работая на доске, ученик решает свои проблемы в понимании этой темы, отрабатывает грамотную математическую запись, понятийный аппарат.

Такой подход к работе на  доске создает  благоприятные психологические условия:  ребята  уверены, что их работа не будет «караться» плохой оценкой,   а  они сумеют разобраться во всех проблематичных  для себя вопросах темы с помощью одноклассников и учителя;   благодаря  желанию получить  доброжелательную и действенную помощь   значительно повышается активность обучаемых.

И только за   исключительный ответ или оригинальное решение задания на доске выставляется высокая оценка, создаётся   публичная «ситуация успеха».

Использование этой методики  позволяет создать условия для осознания каждым учеником, в том числе и более подготовленным, необходимости владения приёмами решения  заданий обязательного уровня,  как условия успешного овладения приёмами решения задач уровня продвинутого, таким образом реализуются  цели обучения:                                                                    

- практическая направленность обучения;                                                    

- готовность к продолжению образования;

- социализация обучающихся.                        

Реализуемые задачи:

- успешное получение и переработка знаний;

- отработка коммуникативных компетенций обучающихся;

- получение дополнительной информации из источников разного уровня  учащимися самостоятельно.

К методам  обучения отношу те, которые способствуют вовлечению всех обучаемых в активный процесс получения и переработки знаний: работу в группах, парах,  «Мозговой штурм», общественный смотр знаний, математический брейн – ринг, урок-соревнование, урок-игру «Найди ошибку», ролевые игры. На занятиях использую разноуровневые карточки-задания, Интернет ресурсы, ЦОРы, компьютер, мультимедийное оборудование.

Возможность углубления в учебный материал во внеурочное время и привитие интереса к предмету  реализую с помощью разработанных и введенных в практику работы факультативных,  элективных курсов: «Все о функциях» - 8 класс, «Уравнения и неравенства с параметрами», «Эффективные приемы решения уравнений и неравенств с модулями» - 9 класс, «Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике» - 9, 11 классы; организуя участие своих учеников в соревнованиях, математических неделях, чемпионатах, олимпиадах; проводя на школьном уровне такие внеклассные мероприятия, как «Математический брейн - ринг» (7 классы), игра «Математик – бизнесмен» - 8, 9 классы,  «Математический КВН» - 7, 10 классы, причем участниками были семиклассники, а организовали и провели игру десятиклассники.

Продуктивность такой методики в создании условий для обучения учащихся в зоне его развития и психологической комфортности перед любыми формами проверки знаний; результативность – в создании «ситуации успеха»: замечено, что учащиеся, которые слабо усваивали математику, попадая в новые условия, в которых необходимо было самостоятельно действовать, мыслить, искать,  начинали успешно овладевать математическими законами, правилами, теоремами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Некоторые аспекты преподавания курса "Элементы физики" в коррекционной школе VIII вида"

В данной статье рассматриваются аспекты и целесообразность введения  факультатива "Элементы физики" в программу обучения специальной (коррекционной) школы 8 вида, учитывая те условия, в которых ж...

Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения

Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается  в оказании  помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства,...

Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе классического танца.

В данном докладе расскрываются проблемы хореографического аккомпанемента, основные задачи концертмейстера на уроке классического танца....

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.

Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида в Бурятии....

Статья: "Методические аспекты преподавания математики в период перехода на стандарты второго поколения по стохастической линии".

Методические рекомендации по изучению основ комбинаторики, теории вероятностей, статистикиЦелесообразно проводить исследовательскую работу. Это позволит показать учащимся роль индукции, наблюдения, эк...

статья "Гуманитарные аспекты преподавания математики"

Как заинтересовать  детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения ...

Русский родной язык: некоторые аспекты преподавания

Презентация к выступлению на ГМО учителей русского языка и литературы...