Самостоятельная деятельность обучающихся.
статья по алгебре (9 класс)

Викулина Елена Владимировна

Статья раскрывает понятие "самостоятельная работа обучающихся", показывает место данного вида работы в обучении обучающихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная деятельность учащихся.

Викулина Елена Владимировна

Учитель математики, стаж работы -16 лет, первая квалификационная категория

ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга

«Цели обучения определяют его содержание. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация обучения: методические приёмы, средства учебной работы, система воспроизводящих и творческих заданий, направляющих и контролирующих его процесс».

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путём передачи знаний в готовом виде от учителя ученику. Необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в личность, готовую творчески анализировать поставленную перед ним проблему и находить оптимальные пути её решения.

Не все виды работ, выполняемые учащимися, можно назвать самостоятельными. В практике обучения встречаются такие случаи, когда учащиеся овладевают определёнными знаниями, но самостоятельная деятельность их при этом остаётся низкой. Чтобы работа учащихся носила самостоятельный характер и способствовала формированию активности и самостоятельности, необходимы определённые условия. Содержанием самостоятельной работы могут быть не только задания творческого характера, но и копирование деятельности учителя, и выполнение заданий по аналогии, и обычная работа с учебником. Самостоятельный характер работе учащихся, прежде всего, придаёт руководство педагога этой работой. Там, где полностью отсутствует руководствоучителя, имеет место не самостоятельность, а, в лучшем случае – самообразование, а в худшем – бессистемное и малоуспешное стремление овладеть знаниями.

 Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свое обучение; способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся; создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию

Самостоятельный подход ученика к решению познавательной задачи определяется наличием задания и умением преподавателя предложить это задание в такой форме, чтобы оно вызвало напряжённую работу мысли, желание достичь цели, преодолеть трудности, возникающие при его выполнении. Правильно поставленное задание может способствовать тому, что в процессе его выполнения появляются новые проблемы, которые учащийся  стремится разрешить, уже имея определённые навыки самостоятельных действий. Таким образом, осуществляется связь между действиями ученика по заданию учителя и  его действиями по собственной инициативе.

Самостоятельная работа – это форма организации учебной деятельности учащихся, в процессе которой они планируют работу, осуществляют самоконтроль, корректируют ход и результаты её выполнения. Поскольку, целью обучения в настоящий момент является не просто формирование определенных знаний, умений и навыков у учащегося, а развитие творческой личности, то для достижения данной цели необходимо предоставить учащемуся возможности для самореализации, наиболее соответствующие его индивидуальности. Одним из путей для достижения данной задачи является использование информационных технологий в обучении. В концепции информатизации образования России, принятой министерством образования и науки России исключительно важным является условие, в соответствии с которым «реформирование сферы образования и ее информатизация должны в обязательном порядке идти совместно, а не последовательно или параллельно. Переход сферы образования на качественно новый уровень без ее информатизации просто невозможен». При использовании информационных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для индивидуализации.

При обучении математике с целью формирования вычислительных навыков часто используются различные упражнения по образцам и алгоритмам. Цель таких самостоятельных работ – развитие  памяти обучающихся, привитие практических навыков использования и применения  изученных средств, формул при решении примеров и задач. В ходе выполнения этих работ обучающиеся формулируют условия задач, определяют известные и искомые элементы, а затем, воспроизведя соответствующие знания, находят способ решения.

Вот пример одной из таких работ.


Тема: «Дробно-рациональные неравенства. Системы неравенств».

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Дробно-иррациональными неравенствами называются неравенства вида    Pn (x) / Qm (x) < 0; (>; ≤; ≥), где Pn (x) и Qm (x) –многочлены вида a0+a1x+a2x2+….+anxn.

Дробно-иррациональные неравенства решаются с помощью метода интервалов.

Метод интервалов заключается в следующем:

  1. находим корни всех множителей;
  2. наносим найденные корни на числовую ось, учитывая строгость неравенства и область допустимых значений;
  3. вся числовая ось разбивается найденными точками на конечное число интервалов, в крайнем правом из которых определяем знак многочлена по его старшему коэффициенту;
  4. определяем знаки в остальных интервалах и выбираем интервалы, удовлетворяющие знаку неравенства;
  5. полученные промежутки заносим в ответ.

Решить систему неравенств – значит найти общие решения, удовлетворяющие каждому неравенству системы. Обычно при решении системы неравенств сначала решается каждое из неравенств отдельно, а потом на числовой оси находится их общая часть.

ПРИМЕР : решите неравенство .

РЕШЕНИЕ. Это рациональное неравенство решим методом интервалов. Отметим на числовой прямой «жирными» точками нули числителя (–1; 3 и 7) и «прозрачными» – нули знаменателя (–4 и 2). Если бы заданное неравенство было строгим, нужно было бы все нули сделать «прозрачными». Эти точки разобьют числовую прямую на 6 интервалов:

Выясним знак данной дроби в крайнем правом интервале по старшим коэффициентам всех множителей.

Справа налево расставим знаки по следующему правилу: сначала «+», меняем знак на нечетной степени и сохраняем его на четной.

          Теперь остается выписать ответ – промежутки, на которых поставлен знак «+», так как знак данного неравенства . Важно не забыть х = 3.

           ОТВЕТ: .

Познавательная активность учащихся достигает наиболее высокого уровня при выполнении ими творческих самостоятельных работ, в которых перед учениками  ставится задание, содержащее проблемную ситуацию. Такие самостоятельные работы повышают у ребят интерес к предмету, развивают математическое мышление.

К творческим работам по математике относятся: решение задач нестандартными способами, составление задач самими учащимися, конструирование и изготовление моделей геометрических тел, доклады и презентации. Именно такие самостоятельные работы позволяют в полной мере раскрыть творческий потенциал учащихся.

Успех формирования навыков самостоятельной работы учащимися достигается не эпизодической организацией  отдельных видов самостоятельной работы, а системой самостоятельных работ, которая позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения  VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...

Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке литературы

Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эфф...

презентация "Организация самостоятельной деятельности обучающихся в условиях преемственности (на примере математики)"

Выступление на Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время", посвященной 55-летию системы....

"Самостоятельная деятельность обучающихся на уроках русского языка как элемент ключевой образовательной компетенции"

Педагоги школ понимают, что современное образование не стоит на месте. Главное не передать сумму знаний, а формировать компетентность....

Инновационный педагогический проект по теме "Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности"

Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности...

Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся

Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми­ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на примере подготовки проектов по ФГОС

Тема урока: Повторение по теме: «Южные материки»Тема проекта: Гипотетический материк...