Конспект урока по математике 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Санникова Наталья Владимировна

Материал содержит конспект урока по алгебре 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия". Конспект урока содержит описание деятельности учителя, обучающихся, а также раздаточный материал для обучающихся. К конспекту урока предлагается созданная самостоятельно презентация и ссылка на форму для проведения самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока51.17 КБ
Файл Презентация к уроку91.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 602

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект урока по алгебре

9 класс

Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессия»

Выполнила: учитель математики первой категории

Санникова Н.В.

Санкт-Петербург

2019 год

Урок обобщения и систематизации знаний

тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Класс 9

Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Задачи – создание условий для:

  • повторения, обобщения и систематизации изученного теоретического материала: понятий арифметической и геометрической прогрессий, рекуррентные формулы, формулы п-го члена, формулы суммы п-первых членов прогрессий;
  • развитие способности к обобщению, сравнению; эмоциональному восприятию математических объектов;
  • формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию;
  • самооценка результатов деятельности, осознание границ применения усвоенных знаний;
  • ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций.

Метапредметные:

  • умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • осознанное чтение текста;
  • способность к интерпретации;
  • представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.

Предметные:

  • навык строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии ( ап; ап-1; ап+1 и т.п.);
  • навык распознавания арифметической и геометрической прогрессии в примерах из реальной жизни;
  • навык решения задач c применением формул п-го члена и суммы п-первых членов прогрессии.

Ход урока

I этап. Целевой. 

Постановка индивидуальных целей с выходом на общую цель урока. Мотивация учебной деятельности.

1.1.Сегодня в начале урока мне хотелось бы проверить вашу память и внимание. Сейчас вам предлагается обратить свой взгляд на доску на три секунды. Ваша задача запомнить расположение чисел в фигуре.

1.2. Воспроизведите числа, которые были в квадрате на ваших листочках.

1.3. Опрос обучающихся (по желанию). Как тебе удалось запомнить последовательность чисел?

В школьном курсе какого предмета используется данная зависимость чисел?

Чем отличается последовательность чисел 2, 4, 6, 8, 10 … от представленной в квадрате?

Как вы думаете какую тему урока мы будем сегодня с вами повторять?

Сегодня мы с вами начинаем повторение по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», подумайте и запишите на ваших рабочих листах, что бы вы хотели повторить, каких знаний вам недостаточно, чему бы еще хотели научиться?

Ребята озвучьте свои цели.

Я думаю, что каждый из вас к концу урока сможет достичь того результата, который важен для вас. Итак, цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Запоминание таблицы (3 сек)

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Воспроизведение по памяти

Ответы детей на вопросы

Сравнение арифметической и геометрической прогрессии

Формирование темы урока

Постановка индивидуальных целей

Предполагаемые ответы: хочу научиться решать любые задания по данной теме, которые встречаются в сборнике по подготовке к экзаменам; надеюсь успешно применить полученные знания; хочу узнать, где мне могут пригодиться знания по данной теме.

II этап. Операциональный

2.1. Систематизация опорных знаний

2.2. Выработка алгоритма

Фронтальная работа с классом

Дайте определения арифметической и геометрической прогрессий. (схема-кластер 1, формулы)

Хорошо, ребята. Мы с вами вспомнили различные  формулы по теме арифметической и геометрической прогрессии, но какой же алгоритм их применения.

Составления алгоритма решения задач

  1. определение вида прогрессии: АРИФМЕТИЧЕСКАЯ? ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ?

а)12;14; 16; б) в) 2;-4;8; г) 1,2; 0,5; -0,2. Как вы определили какая где прогрессия?

  1. Выяснение известного условия в задаче. (первый член прогрессии, количество членов, номера известных членов, разность или знаменатель прогрессии, суммы п-первых членов прогрессии). Какое условие задано в данной задаче: 1,2 ; 2,4; 4,8 …

Геометрическая прогрессия (https://oge.sdamgia.ru/formula/e9/e9fe295c38cf48a487562df323d6569fp.png) задана условиями:https://oge.sdamgia.ru/formula/66/66280423114575f5a2728d14338eb538p.png https://oge.sdamgia.ru/formula/f4/f4413dee375bfd5adb8d57ff09e552f5p.png.

  1. Определение неизвестного условия в задаче. Что нужно определить?

Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: … ; -12 ; x ; -3 ; 1,5 ; … Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x.

  1. Подбор формулы, формул или аналитического решения.

Заполнение схемы-кластера (работа в парах)

Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа.

Геометрической прогрессией называют последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же не равное нулю число.

Проверка алгоритма учителем в ходе составления у детей с низким уровнем обученности.

Сообщение нового

Ребята, мы с вами по данной теме формулы использовали, знакомясь с ними из раздела учебника алгебра и брали их без доказательства. Сейчас я прошу вас мне помочь доказать формулу суммы арифметической прогрессии, используя знания которыми вы пользовались на последнем уроке геометрии.

Что мы с вами делали на уроке геометрии?

Скажите пожалуйста а можно ли изобразить на клеточках к примеру арифметическую последовательность 2, 5, 8, 11. Как это можно выполнить?

А где это можно встретить в реальной жизни?

а1

а2

а3

 

Хорошо, мы с вами изобразили геометрически нашу прогрессию. Давайте вспомним, а какими способами можно найти площадь этой фигуры. Давайте выполним дополнительное построение.

         D                                                                                                                            Е

         А                                                                                                        В                С

Как найти площадь получившейся фигуры.

2S=AC*AD

2S=(AB+BC)*AD, переведем получившуюся формулу на язык прогрессии.

2Sn=(an+a1)*n

Формулы суммы n первых членов: формулы прогрессий Что и требовалось доказать, оказывается если внимательно посмотреть то можно сделать вывод что вы ежедневно встречаетесь с арифметической прогрессией (возрастающей и убывающей). Похож наш рисунок на лестницу?

Доказательство формулы суммы при помощи знаний по геометрии

Находили площади фигур на клеточках

Расстановка кресел в театре, кинотеатре

  1. Количество клеточек
  2. Дорисовать фигуру до прямоугольника и найти площадь по формуле

2.3. Формирование вычислительного навыка

Вычислить шестой член арифметической прогрессии 21,3; 22,4; …, 

Найдем разность прогрессии d=a2-a1=22,4-21,3=1,1. 
Далее вычисляем шестой член арифметической прогрессии по формуле n-го члена прогрессии
a
6=a1+(6-1)d=21,3+5*1,1=26,8.

Вычислить шестой член геометрической прогрессии 5; 10; 20; ...

Найдем знаменатель геометрической прогрессии
q=b
2/b1=10/5=2. 
Вычисляем шестой член геометрической прогрессии
b
6=b1q6-1=5*25=5*32=160.

В арифметической прогрессии a1=20,1, d=1,3. Вычислить сумму первых восьми членов прогрессии.

Сумму находим по формулам: an =  a1 + d ( n – 1 )

сумма арифметической прогрессии

Выполняем вычисления
а8=20,1 + 7*1,3=29,2

S8=(20,1+29,2)*8/2=197,2. 

В геометрической прогрессии b1=1,5; q=1,2. Вычислить сумму первых трех членов прогрессии.

Сумму геометрической прогрессии вычисляем по формуле

Сумма n первых членов геометрической прогрессии равна

S3= 1,5(1,23-1)/(1,2-1)=5,46

Геометрическая прогрессия задана условием https://oge.sdamgia.ru/formula/29/29ec25ebfe00ba16dd5947b3dd90da31p.png Найдите 4 член прогрессии.

12960

Турист в первый день прошёл 20 км, а в каждый следующий – на 2 км меньше, чем в предыдущий. Какое расстояние прошёл турист за 7 дней?

а1=20, d=-2, n=7. Sn ?

98

  1. Самостоятельная работа

Работа в виде теста в форме google

https://forms.gle/EnkcNmcX1bQJBMQZ6

8 минут

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Большое спасибо за работу на уроке, давайте подведем итоги

Ребята по окончании работы, посмотрите еще раз свои цели и отметьте достигли ли вы их. Чего вам не хватило, на что уделить внимание на следующем уроке.

Домашняя работа «Прогрессии». В тетрадях для зачетов

1.Вычислить седьмой член прогрессии 23,5; 24,82; 26,14; ... 

2.Вычислить четвертый член прогрессии 1,5; 1,8; 2,16; .... 

3. В арифметической прогрессии a5=14,91 a9=20,11. Вычислить a1.

4. В геометрической прогрессии b5=64; b8=1. Вычислить b3

5.Между числами 2 и 18 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.

6*. Решите уравнение (х+1) +(х+5)+(х+9)+…+(х+157)=3200

Ответы детей

Прогрессии

Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа. 

an+1 = an + d

Геометрической прогрессией называют последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же не равное нулю число.

bn+1 =b· q, где bn ≠ 0, q ≠ 0

Разность прогрессии

d =  an+1 - an

Знаменатель прогрессии

Формула п-го члена

an =  a1 + d ( n – 1 )

Формула п-го члена

bn =  b1  q  1 

Формула суммы п-первых членов

Формулы суммы n первых членов: формулы прогрессий

Формула суммы п-первых членов

Сумма n первых членов геометрической прогрессии равна

Тема

Определение арифметической прогрессии

Определение геометрической прогрессии

Разность прогрессии

Знаменатель прогрессии

Формула п-го члена

Формула п-го члена

Формула суммы п-первых членов

Формула суммы п-первых членов

Задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

  1. Вычислить шестой член арифметической прогрессии 21,3; 22,4; …, 

  1. Вычислить шестой член геометрической прогрессии 5; 10; 20; ...

  1. В арифметической прогрессии a1=20,1, d=1,3. Вычислить сумму первых восьми членов прогрессии.

  1. В геометрической прогрессии b1=1,5; q=1,2. Вычислить сумму первых трех членов прогрессии.

  1. Геометрическая прогрессия задана условием https://oge.sdamgia.ru/formula/29/29ec25ebfe00ba16dd5947b3dd90da31p.png Найдите 4 член прогрессии.

  1. Турист в первый день прошёл 20 км, а в каждый следующий – на 2 км меньше, чем в предыдущий. Какое расстояние прошёл турист за 7 дней?

Домашняя зачетная работа по теме

«Арифметическая и геометрическая прогрессия»

1.Вычислить седьмой член прогрессии 23,5; 24,82; 26,14; ... 

2.Вычислить четвертый член прогрессии 1,5; 1,8; 2,16; .... 

3. В арифметической прогрессии a5=14,91 a9=20,11. Вычислить a1.

4. В геометрической прогрессии b5=64; b8=1. Вычислить b3

5.Между числами 2 и 18 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.

6*. Решите уравнение (х+1) +(х+5)+(х+9)+…+(х+157)=3200

Оценочный лист учащегося

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Цель урока __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достижение цели урока

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось (почему)

Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________На уроке мне было сложно (ЧТО?) _____________________________________________________________________________

Выбери верное утверждение на сегодняшний урок__________________________________

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4.  Да, трудно все-таки учиться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгебра, 9 класс

Слайд 2

4 8 16 32 64 128 256 512 1024

Слайд 3

?

Слайд 4

4 8 16 32 64 128 256 512 1024

Слайд 5

2, 4, 6, 8, 10 …

Слайд 6

Арифметическая и геометрическая прогрессии цель: обобщить и систематизировать знания по теме

Слайд 7

тема Определение арифметической прогрессии Определение геометрической прогрессии Разность прогрессии Знаменатель прогрессии Формула n -го члена Формула n -го члена Формула суммы п-первых членов Формула суммы п-первых членов

Слайд 8

тема Определение арифметической прогрессии a n+1 = a n + d Определение геометрической прогрессии b n+1 = b n · q, где b n ≠ 0, q ≠ 0 Разность прогрессии d = a n+1 - a n Знаменатель прогрессии Формула n -го члена a n = a 1 + d ( n – 1 ) Формула n -го члена b n = b 1 · q n - 1 Формула суммы п-первых членов Формула суммы п-первых членов

Слайд 9

а)12; 14; 16; б) в) 2 ; -4 ; 8; г) 1,2; 0,5; -0,2

Слайд 10

Последовательность задана условием 1,2 ; 2,4; 4,8 …

Слайд 11

Геометрическая прогрессия ( b n ) задана условием: b 1 = -128, b n+1 = ½ b n

Слайд 12

Вы­пи­са­но не­сколь­ко по­сле­до­ва­тель­ных чле­нов гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии : … ; -12 ; x ; -3 ; 1,5 ; … Най­ди­те член про­грес­сии, обо­зна­чен­ный бук­вой x .

Слайд 14

a1 a2 a3 a4

Слайд 15

D E A B C

Слайд 16

Вычислить шестой член арифметической прогрессии 21,3; 22,4; …,

Слайд 17

Вычислить шестой член геометрической прогрессии 5; 10; 20; ...

Слайд 18

В арифметической прогрессии a 1 =20,1, d=1,3. Вычислить сумму первых восьми членов прогрессии.

Слайд 19

В геометрической прогрессии b 1 =1,5; q=1,2. Вычислить сумму первых трех членов прогрессии.

Слайд 20

Гео­мет­ри­че­ская про­грес­сия за­да­на усло­ви­ем Най­ди­те 4 чле­н прогрессии.

Слайд 21

Турист в первый день прошёл 20 км, а в каждый следующий – на 2 км меньше, чем в предыдущий. Какое расстояние прошёл турист за 7 дней?

Слайд 22

https://forms.gle/ENkcNmcX1bQJBMQZ6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...

1. Интегрированный урок математики и истории для 5 класса. 2. Арифметическая и геометрическая прогрессии 9 класс.

1. Открытый интегрированный урок математики и истории "Как люди научились считать?" для 5 класса.Форма проведения: урок - соревнование двух команд. 2. Комбинированный урок обобщения, систематизац...

Математика, 9 класс. Урок по теме: "«Сумма первых n членов геометрической прогрессии»

Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов дейстий.Цель урока: Формирование понятия суммы первых п членов геометрической прогрессии. Отработка на практике ...

Конспект урока по математике в 9 классе «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Цели и задачи урока: ·         Обобщить, расширить и углубить  знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач...

Конспект урока и презентация по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Конспект урока и презентация по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"...

конспект урока по теме "Сумма n-первых членов геометрической прогрессии"

Урок изучения нового материала. Вывести формулу сумму n-первых членов геометрической прогрессии, расширить и углубить знания о прогрессиях, формировать умения применять данную формулу при решении зада...