Построение графиков функций с модулем
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики — функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Существуют различные способы задания функции: аналитический, табличный, словесный, а также графический. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Он широко используется в технике, лежит в основе работы многих самопишущих автоматических приборов. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются.
Цель данного элективного курса — прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и их графиками, представить систематизацию функций не по видам, а по методам построения их графиков.
Задачи курса:
- Показать значимость представления зависимостей в графическом изображении;
- Сформировать умения упрощать процедуру построения графиков, используя различные преобразования;
- Ввести понятие выполнения арифметических действий над функциями;
В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.
На изучение всего курса отводится 15 ч, по окончании предусмотрено зачетное мероприятие на 2 ч в виде контрольной или тестовой работы, возможны также другие, даже комбинированные формы диагностики
Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | ||
1. Понятия функции и графика | 3 | 2 | 1 | Устный опрос |
2. Преобразование графиков | 5 | 2 | 3 | Составление табли-цы, самостоятель-ная работа |
3. Действия над функциями | 4 | 2 | 2 | Математический диктант, взаимопроверка |
4. Дополнительный материал | 3 | 2 | 1 | Домашняя конт-рольная работа |
5. Итоговая диагностика | 2 | - | 2 | Зачет |
Итого | 17 | 8 | 9 |
Содержание программы
Тема 1. Понятия функции и графика.
Учащимся сообщается цель и значение данного элективного курса. Выявляются и систематизируются их знания о функциональной зависимости. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся. При этом целесообразно использование разнообразного наглядного материала.
Занятие 1 «Введение. Понятие функциональной зависимости».
Занятие 2 «График функции».
Занятие 3 «Способы задания функции».
Тема 2. Преобразование графиков.
При построении графиков многих функций можно избежать проведения подробного исследования. Изложению методов, упрощающих аналитическое выражение функции и облегчающих построение графиков, посвящены уроки данной темы. В результате учащиеся получают практическое руководство для построения эскизов графиков многих функций.
Занятие 1 «Перенос вдоль оси ординат и вдоль оси абсцисс».
Занятие 2 «Построение графиков функций с помощью переноса вдоль оси ординат и вдоль оси абсцисс».
Занятие 3 «Сжатие (растяжение) вдоль оси ординат и вдоль оси абсцисс».
Занятие 4 «Построение графиков функций с помощью сжатия (растяжения) вдоль оси ординат и вдоль оси абсцисс».
Занятие 5 «Построение графиков функций с помощью нескольких преобразований».
Тема 3. Действия над функциями.
Графики суммы (разности), произведения и частного двух функций также можно построить без применения методов математического анализа, используя определенные правила. Особенно эффективен этот метод в случае, когда исходные функции являются элементарными. В этой же теме рассматривается построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Занятие 1 «Сумма и разность функций».
Занятие 2 «Произведение и частное функций».
Занятие 3 «Построение графиков функций».
Занятие 4 «Функции, содержащие операцию взятия модуля».
Тема 4. Дополнительный материал.
В качестве дополнительного материала рассматриваются приемы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Вводится понятие обратной функции, определяются ее область определения и множество значений и устанавливается связь графиков прямой и обратной функций.
Занятие1 «Понятие суперпозиции функций».
Занятие 2 «Построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства».
Занятие 3 «Понятие обратной функции. Связь графиков прямой и обратной функций».
Литература
Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М., 1978.
Вирченко Н.А., Ляшко И. И., Швецов К.И. Графики функций: Справочник. Киев, 1981.
Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики (основные приемы). М., 1985.
Ершов Л.В., Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Книга для учителя. М., 1994.
Егерев В.К., Радунский Б.А., ТальскийД.А. Методика построения графиков функций. М., 1967.
Крейнин Я.Л. Функции, пределы, уравнения и неравенства с параметрами. М., 1995.
Сивашинский И.Х. Элементарные функции и графики. М., 1965.
Шилов Г.Е. Как строить графики? М., 1982.
Яремчук Ф.П., Рудченко П.А. Алгебра и элементарные функции: Справочник. Киев, 1987.
Программа курса по выбору
«Преобразование графиков элементарных функций»
для учащихся 9 классов
Предмет: математика;
Учитель: Дубровина Ольга Викторовна;
Квалификация: 1 квалификационная категория.
Казань-2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры для 8 класса по теме "Построение графиков функций, содержащих знак модуля"
Данный урок с презентацией разработа по теме "Построение графиков функций, содержащих знак модуля" для 8 класса по алгебре.Работа состоит из следующих элементов: описательной части, дидактическо...
Методическая разработка урока в 9 классе "Построение графиков функций содержащих модуль "
9 класс. Урок алгебры в классе с углубленным изучением предмета.Учитель: Семакина Н.В. Тема: построение и чтение графиков функций содержащих модуль. К уроку под...
построение графиков функций с модулем 9 класс
Даны 2 способа построения графиков с модулем. Показано применение их в системах уравнений и описаны их свойства...
построение графиков функций с модулем 9 класс
Даны 2 способа построения графиков с модулем. Показано применение их в системах уравнений и описаны их свойства...
Построения графика функции, содержащей модули
Данная презентация знакомит нас с правилами построения функции, содержащей модуль...
Построение графиков функций с модулем
Презентация "Построение графиков функции с модулем" полезна как для уроков, так и для подготовки выпускников к ОГЭ. В частности, задание №23 в ОГЭ разобрано для подготовки к экзамену....
Презентация к открытому уроку по алгебре в 9 классе на тему "Построение графиков функций,содержащих модули"
В ходе урока рассмотрены случаи построения графиков функций,содержащих модули, с помощью геометрических преобразований.Материал будет полезен на уроках алгебры по подготовке к решению задания 23 из ОГ...