ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по алгебре (9 класс)

Проблема повторения учебного материала всегда занимала исследователей в области теории и методики преподавания не только математики, но и других предметов. Естественно представления о повторении менялись с течением времени. Во многом этот процесс соотносится с развитием представлений о знании вообще и с развитием теории и методики обучения математике как научной области.  

Повторение возникло в школе вместе с процессом обучения, причем основной его целью было дословное заучивание учебного материала. Это вполне соответствует представлениям того времени о знаниях. Безошибочное воспроизведение информации говорило о полном ее усвоении. Отсюда и повторение представляло собой дословное и многократное воспроизведение текста (заучивание наизусть), главной целью которого являлось накопление в памяти учащихся фактов и их воспроизведение.

Организация повторения в процессе обучения математике представляет собой довольно сложную в методическом отношении проблему, предполагающую решение нескольких частных задач. Это и выбор учебного материала для повторения, и определение наиболее эффективных приёмов и форм организации деятельности учащихся на уроках и дома, и выделение места для уроков повторения в структуре учебного процесса. В связи с этим решению данной проблемы был посвящен целый ряд исследований в области теории и методики обучения математике, а также психолого - педагогической науки. Причём она решалась в русле двух направлений.

Методика организации повторения должна наиболее оптимальным образом быть направлена на разрешение как можно большего числа задач в обучении математике, стоящих перед повторением. Оно должно выступать и как средство реализации внутри предметных связей учебного материала, и как способ предупреждения забывания знаний школьниками, и как один из путей реализации прикладной направленности обучения и т.д. При этом каждый раз деятельность учащихся должна протекать в изменившихся условиях, не повторяя в чистом виде тех действий, которые ими уже совершались ранее.

Итоговое повторение курса математики в 9 классе должно носить обобщающий и систематизирующий характер, но в то же время и способствовать устранению недочетов в знаниях учащихся. Обобщая и систематизируя материал, я стараюсь всегда помнить о том, что повторение должно охватывать только основные вопросы курса, только главное, а не детали и частные подробности.

Цель данного повторения заключается в обеспечении условий для целостного, охватывающего в совокупности материал всех разделов данной темы с 7 по 9 классы, обобщения и систематизации, применения знаний на различных уровнях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Наталия Владимировна

ГБОУ средняя школа № 313

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема повторения учебного материала всегда занимала исследователей в области теории и методики преподавания не только математики, но и других предметов. Естественно представления о повторении менялись с течением времени. Во многом этот процесс соотносится с развитием представлений о знании вообще и с развитием теории и методики обучения математике как научной области.  Рассмотрим как происходили эти изменения.

Повторение возникло в школе вместе с процессом обучения, причем основной его целью было дословное заучивание учебного материала. Это вполне соответствует представлениям того времени о знаниях. Безошибочное воспроизведение информации говорило о полном ее усвоении. Отсюда и повторение представляло собой дословное и многократное воспроизведение текста (заучивание наизусть), главной целью которого являлось накопление в памяти учащихся фактов и их воспроизведение.

В дальнейшем развитие опытных наук потребовало в подготовке молодого поколения расширения объема знаний и умения применять их на практике. Это вызвало понимание такого качества знаний как оперативность, которое характеризуется числом ситуаций, в которых ученик может заведомо применить то или иное знание, или числом способов, которыми он может это знание применить, причем имеется в виду применение знаний в знакомых Организация повторения в процессе обучения математике представляет собой довольно сложную в методическом отношении проблему, предполагающую решение нескольких частных задач. Это и выбор учебного материала для повторения, и определение наиболее эффективных приёмов и форм организации деятельности учащихся на уроках и дома, и выделение места для уроков повторения в структуре учебного процесса. В связи с этим решению данной проблемы был посвящен целый ряд исследований в области теории и методики обучения математике, а также психолого - педагогической науки. Причём она решалась в русле двух направлений.

Первое из них реализовалось в рамках исследований, раскрывающих методику организации итогового повторения учебного материала в различных курсах (М.И. Зайкин, Т.М. Мищенко, Е.И. Санина, А.Н. Ярыгин, М.А.Щукина, Е.А. Семенко и др.). Авторы исследуют возможности реорганизации учебного материала на заключительном этапе изучения математики 5-6 классов, геометрии 7-9 классов, алгебры 7-9 классов, начал стереометрии, а также систематизации задачного материала. В большинстве случаев предлагается распределять материал по основным содержательно-методическим линиям.

Второе направление заключается в рассмотрении повторения как средства реализации определённых задач в обучении математике. Так, например, многие исследователи (В.А. Далингер, Ф. М. Барчунова, Н. Н.Гурова, П. Б.Ройтман, Р.Г. Чуракова, Н.В Зайченко, Т.К. Авдеева, Т. К. Иржавцева и др.) ставят во главу угла систематизацию и обобщение знаний, умений и навыков учащихся, полученных в предшествующих классах, которые организуются на трёх уровнях: в начале учебного года, в рамках изученной темы или раздела и в конце года. В качестве основных средств обобщения и систематизации знаний используются систематизирующие схемы и таблицы, решение задач разными способами, выполнение упражнений на классификацию понятий, воспроизведение и анализ теоретических положений и т.д. Одно из важнейших направлений работы учителя является организация целенаправленного систематического  повторения пройденного материала.

Методика организации повторения должна наиболее оптимальным образом быть направлена на разрешение как можно большего числа задач в обучении математике, стоящих перед повторением. Оно должно выступать и как средство реализации внутри предметных связей учебного материала, и как способ предупреждения забывания знаний школьниками, и как один из путей реализации прикладной направленности обучения и т.д. При этом каждый раз деятельность учащихся должна протекать в изменившихся условиях, не повторяя в чистом виде тех действий, которые ими уже совершались ранее.

Итоговое повторение курса математики в 9 классе должно носить обобщающий и систематизирующий характер, но в то же время и способствовать устранению недочетов в знаниях учащихся. Обобщая и систематизируя материал, я стараюсь всегда помнить о том, что повторение должно охватывать только основные вопросы курса, только главное, а не детали и частные подробности.

Цель данного повторения заключается в обеспечении условий для целостного, охватывающего в совокупности материал всех разделов данной темы с 7 по 9 классы, обобщения и систематизации, применения знаний на различных уровнях.

Перед тем, как приступить к итоговому повторению, я провожу следующую подготовительную работу: на основании результатов контрольных и самостоятельных работ, зачетов, устных работ и т.д. выполняю анализ знаний учащихся по каждой теме программы, используя следующую таблицу:

Ф.И.

Числа и вычисления

Уравнения и системы

Неравенства и системы

Функции

Арифм. и геометр. прогресии

И т.д.

1.Петров

+

-

+

-

+

2,Иванов

-

+

+

+

+

 

Такой анализ позволяет организовать индивидуальную работу с учащимися.

Как показала практика, качество знаний при таком итоговом повторении возрастает в среднем на 20%, таблица отчетности, очень эффективна при  подготовке к ГИА. У учащихся есть возможность увидеть темы, в которых имеются пробелы, получить дополнительные консультации и практики для их ликвидации.

 Особую роль при организации повторения имеет применение ИКТ технологий.

Использование информационных ресурсов и услуг Интернета дает возможность многосторонней проверки знаний учащихся и проведения уроков повторения при подготовке к экзамену.

Мною разработаны:

  • уроки повторения по теме «Функция» с использованием «Живой математики», что позволяет быстро и точно изобразить графики функций, а это значительно экономит время для логических рассуждений, так как построение графиков не является основной целью этих уроков.
  •   уроки повторения геометрии с использованием «GeoGebra», это дает возможность оперативно предъявлять готовые чертежи, задания по ним и корректировать результаты их выполнения, а также демонстрировать правильные ответы для учащихся.

Кроме того  в своей работе я активно использую такие образовательные ресурсы, как htth://reshuege.ru  и сайт htth://uztest/ru. Эти образовательные ресурсы позволяют проводить контрольное тестирование по повторяемому материалу, составлять индивидуальные задания для каждого учащегося с учетом его особенностей, оперативно оценивать его, давать комментарии при выполнении сложных заданий (дистанционно с помощью сети Интернет). А также Сайт uztest организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.

 Применение компьютерных технологий позволяет развивать самостоятельность учащихся, обеспечивает объективность результатов ученика, помогает организовать дифференцированный подход.

Наибольшую эффективность при организации повторения обеспечивает взаимосвязь следующих его видов: предваряющего, предупреждающего, обобщающе-систематизирующего тематического и заключительного. На различных этапах повторения эффективны следующие формы его организации:

а) на этапе предваряющего повторения применяются обзорная лекция

учителя, беседа с учащимися, их доклады и выступления, устное решение задач по готовым записям и чертежам, работа со сводными таблицами и схемами;

б) в ходе предупреждающего повторения целесообразно использовать решения задач комплексного характера;

в) в процессе тематического и итогового повторения систематизация и обобщение знаний осуществляется посредством выполнения упражнений на  выделение свойств и признаков понятия, конструирование различных определений понятий, рассмотрение родословной понятий и теорем, составление сводных таблиц и схем, рассмотрение различных способов доказательства теорем.

Проблемы организации повторения относятся к числу давно разрабатываемых проблем. В современной методике преподавания математики четко указывается на актуальность этой проблемы, вызванной значительным повышением теоретического уровня обучения, а также уровня требований к знаниям учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по физике для организации итогового контроля за курс основного общего образования

Тест разработан для диагностики предметных компетенций по физике за курс основного общего образования. Разработка проводилась в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Диагностика учебных ...

«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»

В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобраз...

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе.

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе. Тренировочная работа составлена по материалам «Открытого ба...

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы....

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы

Тесты по истории России с древнейших времен до конца 20 в....

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы

Материал содержит тесты по обществознанию разного уровня сложности....