Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.
презентация к уроку по алгебре (6 класс)

¢Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности  и  формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность применять знания в реальной жизненной ситуации.
¢
¢Рассмотрим несколько методов и приемов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_triz.pptx980.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике. Автор: Бекешева Липат Макаровна – учитель математики Тоузаковский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель -Черкассы Самарской области

Слайд 2

ТРИЗ теория решения изобретательных задач –Генрих Саулович Альтшуллер Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность применять знания в реальной жизненной ситуации. Рассмотрим несколько методов и приемов ТРИЗ.

Слайд 3

Названия методов и приемов. Мозговой штурм. Прием фантазирования . Прием « Синквейн » Творческие задания. «Да- Нет ». Морфологический анализ.

Слайд 4

Мозговой штурм Необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой на первый взгляд нет реального выхода. Благодаря «Мозговому штурму» дети понимают, что из любой ситуации есть выход, таким образом у них формируются основы рационального творческого мышления.

Слайд 5

Чтобы посчитать бананы, растущие высоко на пальме их сначала нужно снять ! Предложения детей записываются на доске. Подставить стул. Залезть друг другу на плечи. Потрясти пальму. Раскрутить и накинуть на пальму веревку, как это делают индейцы.

Слайд 6

Прием фантазирования ОЖИВЛЕНИЕ -Позволяет ребенку стать на время изобретателем Приём предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа.

Слайд 7

Творческие задания. Составляют красочную схему и решают предложенные задачи В данный момент расстояние между двумя таксистами 600 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 90 км/ч., а другого - 110 км/ч, и они выезжают навстречу друг другу одновременно? Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 70 км/ч, а другого – 50 км/ч. Какое расстояние будет между тиграми через 2 часа?

Слайд 8

ДА-НЕТ Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка- данетка не содержит четкого вопроса. Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).

Слайд 9

Данный метод позволяет осуществлять поиск новой идеи путем систематического перебора возможных вариантов, используется при решении логических задач. Три друга — Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один — на трамвае, один — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крик­нул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!». Кто на чем ездит домой? Для решения задачи можно составить таблицу (морфологический ящик), используя которую удается простым и наглядным способом найти решение. Автобус Троллейбус Трамвай Алеша - - + Боря + - - Витя - + - Метод морфологического анализа

Слайд 10

Прием « Синквейн » Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. 5 строк сочиняют по особым правилам , в строгом порядке. 1 строка – ключевое слово, определяющее синквейн . 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка – обычно одно слово-резюме, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием.

Слайд 11

1.Дроби 2. Правильные, неправильные. 3. Делили, переворачивали, умножали. 4. делимое умножить на дробь обратную делителю 5.Правило 1.Проценты 2.Сложные , интересные, увлекательные 3.Превращаем , вычисляем, применяем 4.Они выражают снижение и повышение цен 5.Необходимые 1. Смежные углы. 2. Красивы, но не всегда равны. 3. Чертим, измеряем и знаем, 4. Что сумма их равна 180 0 . 5. Теорема . 1 . Контрольная работа. 2 . Интересная, понятная. 3 . Пишем, строим, вычисляем. 4 . Тетрадь для контрольных работ. 5 . Математика.

Слайд 12

Заключение И спользования приемов ТРИЗ во внеурочной деятельности по математике – дает обучающимся возможность увидеть в изучаемой теме инструменты творчества: доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на занятиях информация, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС, для формирования функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование личностных УУД во внеурочной деятельности по математике"

Статья посвящена проблемам формирования личностных УУД на внеурочной работе по математике. Автор сопоставляет проводимые формы внеурочной деятельности и соответствующие им результаты формирования личн...

Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...

Работа психологической службы в условиях формирования функциональной грамотности (в условиях деятельности малокомплектной школы)

Материал отражает опыт работы педагога-психолога в малокомплектной школе в условиях формирования функциональной грамотности....

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на внеурочном занятии «Английские банкноты» (курс ВУД «Деловой английский язык») 7 класс

Данная разработка представляет собой авторский вариант заданий по различным компонентам функциональной грамотности созданных учителем английского языка Смоляковой И.В.: читательской, математической, к...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности и на занятиях по дополнительному образованию

Презентация содержит основные понятия  по формированию функциональной грамотности....