Рабочая программа "Практикум решения математических задач" 10 класс (2 ч.)
рабочая программа по алгебре (10 класс)

Кутько Наталья Александровна

Программа внеурочной деятельности 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_vneurochnoy_deyatelnosti.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5  

города Каменск - Шахтинского

Рассмотрено                                                                    «Утверждаю»

Педагогическим советом                                         директор муниципального  бюджетного

МБОУ лицея №5                                                      общеобразовательного учреждения

Протокол № 1 от 30.08.2019г                                 города Каменск - Шахтинского

                                                                                   _________________ Гайдукова С.П.      

                                                                                    Приказ № 140-о от 30.08.19г

                                                     

                                                                 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружок « Практикум решения математических задач»

10 класс: среднее общее образование

Количество часов  67

Учитель   Кутько Наталья Александровна


Оглавление

1

Раздел №1.Пояснительная записка.

3

2

Раздел №2. Планируемые результаты освоения курса.

4

3

Раздел №3.  Содержание учебного курса.

6

4

Раздел №4. Календарно-тематическое планирование.

14


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Практикум решения математических задач» составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего  общего образования.

4. Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования.

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение об организации внеурочной деятельности  учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.2821-10.

Цели программы:

  • формирование устойчивого интереса, усвоения, углубления, расширения знаний учащихся в области математики;

• формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни;

• изучение взаимодействия информационных технологий, математики и экономики;

• профориентация обучающихся направленная на осознанный выбор профессий социально-экономического профиля.

Задачи программы:

Личностные:

• независимость и критичность мышления;

• воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметные:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию;

• строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать математические модели;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

• вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

• понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей, уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Образовательные:

• сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса;

• понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;

• использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

• обогатить школьный курс математики ее практическим применением в экономике;

  • сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

• совокупность умений по использованию доказательной математической речи;

• совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

• умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений;

• научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач.

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.

Актуальность данной программы определяется стратегическими ориентирами модернизации отечественного образования, отраженными в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО, Концепции развития математического образования в РФ, определяющими в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций.

Условием, обеспечивающим решение поставленных целей, является обновление качества образования на основе компетентностного подхода, ориентированного на получение качественного образования как одной из важнейших ценностей граждан. Именно оно призвано обеспечить подготовку компетентного, мобильного, творческого работника. На современном этапе качество математической подготовки школьника характеризуется его математической компетентностью как интегративной характеристикой личности, выражающей способность и готовность использовать математические знания, умения, навыки, опыт деятельности для решения профессиональных задач в соответствии с направлением и уровнем подготовки.

Модернизация системы школьного образования повлекла изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса. Это обусловлено ориентацией современной образовательной практики на личностное развитие учащихся. Акцент на профильное обучение позволяет учитывать потребности, способности учащихся, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Несмотря на общую популярность экономических специальностей среди выпускников школы, анализ рынка труда показал, что в настоящее время возрастает потребность в людях, профессия которых не связана напрямую с экономической деятельностью, но обладающих культурой выбора, самостоятельностью, независимостью мышления, умением ясно и убедительно выражать свои взгляды. За последнее десятилетие актуальными стали и проблемы, связанные с повседневной хозяйственно-бытовой деятельностью человека. Появилась необходимость в экономических знаниях, умениях для минимизации усилий при решении задач, связанных с совершением денежных операций в магазине, выборе тарифов, получении кредита, оплате жилищно-коммунальных услуг, оплате штрафов, выплате различных налогов в бюджет всех уровней и т.д.

Потенциал математики позволяет не только формировать логическое мышление, развивать критичность мышления и интуицию, влиять на интеллектуальное развитие, но и воспитывать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Это определяет приоритет математики для формирования не только важных качеств личности, которые помогут учащимся ориентироваться в экономической сфере уже сейчас, но и для организации процесса формирования экономической культуры.

Отличительными особенностями программы являются следующие:

-  программа рассматривает более широкий круг вопросов,

-  позволяет учащимся более детально изучить вопросы математического моделирования,

- специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена индивидуальными потребностями,

- практические занятия по программе связаны с использованием IT- технологий,

-  программа ориентирована на применение широкого комплекса задач с практическим содержанием,

-  в программу вошли понятия, целые разделы школьного курса математики, которые изучали ученики, но не рассматривали их прикладное значение в экономике,

- построение каждой темы включает в себя математический материал, его связь с экономикой, примеры, задачи, наглядные схемы, реальные ситуации, практические задания, деловые игры.

Данная программа адресована на учащихся 15 лет (10 класс), учитывает психо-физиологические особенности, как то преобладание образной памяти (использование наглядности), применение полученных знаний к объяснению фактов окружающей действительности (раскрытие практического применения изучаемых понятий и методов решения задач), систематизация знаний по различным предметам и установление связей теории с ее практическим применением (необходимость обоснования математической теории с точки зрения практической важности, определение источников возникновения того или иного понятия), а также учитывает интересы детей и потребности родителей в дополнительном образовании.

В соответствии с учебным планом  МБОУ лицея № 5 на 2019-2020 учебный,  предусмотрено 2 часа  в неделю, 70  часов в год.  Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2019-2020 учебный год на реализацию данной программы отводится 67 часов.  

Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Образовательная деятельность предусматривает организацию в разновозрастных ученических группах в количестве 15 человек, являющихся основным составом объединения, сформированных в соответствии с индивидуальными планами.

Содержание программы

Раздел 1. Производство, рентабельность и производительность труда (4часа)

Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда.

Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда.

Раздел 2. Функции в экономике (15 часов)

Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике.

Практика: По условию задачи составлять функции в экономике.

Раздел 3. Системы уравнений и рыночное равновесие (6 часов)

Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения.

Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений.

Раздел 4. Проценты и банк (4 часа)

Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года.

Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов на часть года.

Раздел 5. Сложные проценты и годовые ставки банков (7 часов)

Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты.

Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков.

Раздел 6. Банковские расчеты (4 часа)

Раздел 7. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (5 часов)

Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада.

Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада.

Раздел 8. Описание банковской системы (6 часов)

Теория: Как банки «создают» деньги; понятие о мультипликаторе; изменение величины суммарного кредитования.

Практика: Решение задач на расчет величины суммарного кредитования.

Раздел 9. Расчеты заемщика с банком (16 часов)

Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи.

Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей.

Ожидаемые результаты

После изучения данного курса ученики приобретут знания и опыт необходимые в повседневной жизни современному человеку. Научатся моделировать различные жизненные ситуации и находить оптимальное решение, что пригодится им не только в профессиональной деятельности, но и в быту.


Учащиеся 10 класса должны

Знать:

что такое математическая модель и математическое моделирование;

− о проблемах экономической теории; понятие рентабельности, себестоимости, выручки; о производительности труда;

− о функциях в экономике (кривая спроса и кривая предложения);

− о рыночном равновесии как точки пересечения кривых спроса и предложения;

− о рыночном равновесии и системах уравнений;

− о простых процентах и арифметической прогрессии;

− о сложных процентах и геометрической прогрессии;

− о годовой процентной ставке банка;

− о дисконтировании;

− о современной стоимости потока платежей;

− о бессрочной ренте и сумме бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

− о банковской системе;

− понятие о мультипликаторе;

− о расчетах заемщика с банком;

− о консолидированных платежах.

Уметь:

− составлять математические модели по условию задачи и работать с ними;

− вычислять уровень рентабельности по готовым формулам;

− определять себестоимость товара и выручку производителя по готовым формулам;

− определять производительность труда;

− строить графики функций спроса и предложения и читать их;

− находить точку рыночного равновесия с помощью графиков функций спроса и предложения;

− находить рыночное равновесие при решении систем уравнений;

− начислять простые проценты с помощью формул арифметической прогрессии;

− начислять простые проценты за часть года;

− начислять сложные проценты, находить сумму первоначального вклада, начислять проценты за нецелый промежуток времени;

− находить современную стоимость каждого платежа;

− рассчитывать стоимость бессрочной ренты;

− находить величину суммы предельного кредита;

− составлять формулу суммы выплат по кредиту


Раздел «Календарно-тематическое планирование»

№п/п

Тема внеурочной деятельности

дата

Раздел 1. Производство, рентабельность и производительность труда (4часа)

Производство, рентабельность и производительность труда

3.09

Проблемы экономической теории

6.09

Рентабельность

10.09

Производительность труда

13.09

Раздел 2. Функции в экономике (15 часов)

Функции в экономике

17.09

Откуда берутся функции в экономике

20.09

Кривая спроса и кривая предложения

24.09

Решение задач на нахождение уровня рентабельности по готовым формулам

27.09

Решение задач на себестоимость товара и выручку производителя по готовым формулам

1.10

Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике

4.10

Функции спроса

8.10

Функции спроса и предложения

11.10

Производственные функции

15.10

Функции  издержек

18.10

Функции  выручки и прибыли

22.10

Функции, связанные с банковскими операциями

25.10

Функции потребления и сбережения

5.11

Функции  полезности

8.11

Построение графиков функций спроса и предложения

12.11


Раздел 3. Системы уравнений и рыночное равновесие (6 часов)

Решение задач на нахождение точки рыночного равновесия с помощью графиков функций спроса и предложения

15.11

Системы уравнений и рыночное равновесие

19.11

Рыночное равновесие

22.11

Решение задач на нахождение рыночного равновесия

26.11

Проценты и банковские расчеты

29.11

Решение задач на нахождение суммы первоначального вклада

3.12

Раздел 4. Проценты и банк (4часа)

Что такое банк?

6.12

Простые проценты и арифметическая прогрессия

10.12

Начисление простых процентов за часть года

13.12

Решение задач на нахождение простых процентов и арифметической прогрессии

17.12

Раздел 5. Сложные проценты и годовые ставки банков (7 часов)

Сложные проценты и годовые ставки банков

20.12

Решение задач на нахождение сложных процентов и геометрической прогрессии

24.12

Ежегодное начисление сложных процентов

14.01

Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет

18.01

Начисление процентов при нецелом промежутке времени.

21.01

Изменяющиеся процентные ставки.

24.01

Что такое изменяющиеся процентные ставки?

28.01

Раздел 6. Банковские расчеты (4часа)

Как банки «создают» деньги

31.01

Выбор банком годовой процентной ставки

4.02

Задачи на проценты в литературных и исторических сюжетах

7.02

Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей

11.02

Раздел 7. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (5 часов)

Понятие о дисконтировании

14.02

Современная стоимость потока платежей

18.02

Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрический прогрессии

21.02

Задача о «проедании» вклада

25.02

Описание банковской системы

28.02

Раздел 8. Описание банковской системы (6 часов)

Как банки зарабатывают деньги?

3.03

Понятие о мультипликаторе

6.03

Изменение величины суммарного кредитования

10.03

Расчеты заемщика с банком

13.03

Банки и деловая активность предприятий

17.03

Равномерные выплаты заемщика банку

20.03

Раздел 9. Расчеты заемщика с банком (16 часов)

Консолидированные платежи

24.03

Нахождение точки рыночного равновесия с помощью графиков функций спроса и предложения;

7.04  

Решение задач на нахождение рыночного равновесия при решении систем уравнений;

10.04

Решение задач на нахождение суммы первоначального вклада

14.04

Решение задач на тему «Начисление процентов за нецелый промежуток времени»

17.04

Решение задач на тему «Современная стоимость каждого платежа;

21.04

Понятие бессрочной ренты

24.04

Решение задач на тему «Стоимость бессрочной ренты»;

28.04

Решение задач «Составление формул суммы выплат»

5.05

Решение задач «Составление формул суммы выплат по кредиту»

8.05

Нахождение величины суммы предельного кредита

12.05

Решение задач «Составление формул суммы выплат по кредиту»

15.05

Как составить формулу для подсчета суммы выплат по кредиту?

19.05

Решение задач «Составление формул суммы выплат по кредиту»

22.05

Решение задач «Составление формул суммы выплат по кредиту различными способами»

26.05

Обобщающее повторение

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...

рабочая программа поэлективному предмету 11 класс химияПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11   классов, с целью подготовки их к сдаче вступительных экзаменов по химии в вузы химико-физического профиля и государственного аттес...

Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»

Рабочая программа элективного курса  в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...

Рабочая программа по факультативному курсу «Практикум по решению математических задач » 8 класс

Рабочая программа по  факультативному курсу  «Практикум по решению математических задач » 8  класс...

рабочая программа_Решение математических задач

Рабочая программа_Решение математических задач для внеурочной деятельности. Дополнение к курсу алгебра. Раситана на 2 года обучения для 8-9 класов...