Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов « Математическое кафе»
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)

в игре принимают участие три команды семиклассников. Выбираются капитаны команд, придумываются названия; игра заключается в следующем – команда заказывает у ведущего одно из трёх блюд, которое будет на экране. За определенное время нужно найти решение задачи. В конкурсах, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри на проверку, жюри выставляет за каждый конкурс баллы. Конкурсы соответствуют представленному меню

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskoe_kafe_razrabotka_7klass.doc315 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx12.25 КБ
Office presentation icon kafe.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

 

Внеклассное мероприятие по математике

для учащихся 7-8 классов « Математическое кафе»

Цели:

  1. реализация принципа умственного развития учащихся;
  2. развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

Задачи:

  1. прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждать их любознательность;
  2. развивать культуру коллективного умственного труда, сообразительность, внимание, интуицию и находчивость; логическое мышление, умение быстро думать и принимать правильное решение;
  3. формировать и развивать интерес учащихся к занятиям математикой, расширять математический кругозор учащихся.

Форма занятия: дидактическая игра.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, план игры в программе Microsoft Offiсe.

Принадлежности для фокуса: бумага, ножницы, клей, секундомер.

Правила проведения игры: в игре принимают участие три команды семиклассников. Выбираются капитаны команд, придумываются названия; игра заключается в следующем – команда заказывает у ведущего одно из трёх блюд, которое будет на экране. За определенное время нужно найти решение задачи. В конкурсах, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри на проверку, жюри выставляет за каждый конкурс баллы. Конкурсы соответствуют представленному меню

Ход мероприятия

Вступительное слово: 

  Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на игре.

     Мой юный друг!

    Сегодня ты пришел вот в этот класс,

    Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,

    Умом своим на все взглянуть.

    Пусть ты не станешь Пифагором,

    Каким хотел быть, может быть,

    Но будешь ты рабочим, а может и ученым

    И будешь математику любить.

          С тех пор, как существует мирозданье,

          Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

          Какой мы  ни возьмём язык и век –

          Всегда стремился к знанью  человек…

 

    Мы рады  приветствовать  всех собравшихся.  Приветствуем  всех,  кто любит  математику, кто учит математику, кто  занимается  и увлекается математикой.

Дорогие, ребята! Вы находитесь в « Математическом кафе», где я вам предлагаю пообедать и немного отдохнуть, но отдых у вас будет активным.  В нашем  рационе вы сможете найти  низкокалорийные  блюда, горячие и холодные закуски, незабываемые  и расслабляющие  напитки и десерты.

  Итак, мы начинаем работу нашего кафе.

Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.
А чтобы наша игра по достоинству была оценена, представляем Высочайшее жюри.

    Самый смекалистый – директор школы.
   Самый любопытный – организатор.
   Самый любознательный –  кл. руководитель.

Но для начала ознакомим членов нашего жюри с порядком оценивания наших конкурсов: каждый конкурс оценивается 5 баллами (баллы проставляются на специальном разграфленном листе, после каждого проведенного конкурса).

 

п/п

    Название конкурса

Команда №1

Команда №2

Команда №3

1

Салаты

2

Первые блюда.

3

Вторые блюда для капитанов команд

4

Напитки.

– А теперь каждая команда представится: вы должны сказать название команды, девиз. За представления команда получает 5 баллов.

     (далее идёт заказ блюд)

План игры:

Основные этапы игры

Задания к этапу игры

Задачи к заданию игры

1.Салаты

( 1 минута)

1. Математический ералаш.

Что больше произведение или сумма чисел 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9?

Ответ:  сумма, произведение равно нулю

2.Анаграмма.

Составьте слова из букв путем перестановок МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ.

Ответ:  прямая, луч, отрезок, периметр.

3. Магический квадрат

Выясни свойство квадрата: 492

                                                357

                                                816

Ответ: по всем направлениям сумма равна 15.

2. Первые блюда.

(5 минут)

1. Уха от Гаусса.

Найдите сумму чисел от 1 до 100.

Ответ: 5050.

2. Суп функциональный.

Выясните, пересекаются ли графики заданных функций:

а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3;

Найдите координаты точки пересечения графиков функций:

у = 2х – 4 и у = -3х – 1.

3. Борщ от Фибоначчи.

Решите уравнение:

3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1)

10х – (2х + 5) = 2(4х – 7)

3. Вторые блюда для капитанов команд

(без подготовки)

1. Викторина по геометрии

1. Луч, который делит угол по полам.(биссектриса)

2. Сколько вершин у куба? (восемь)

3. Часть прямой? (отрезок)

4. Инструмент для измерения углов на плоскости. (транспортир)

5. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180 градусов)

2.Веселые задачки.

1. Если у стола отпилить угол, то сколько углов останется? (пять)

2. В комнате горело  5 свечей, две из них потушили , сколько осталось в комнате свечей? (осталось две свечи, остальные сгорели).

3. в комнате горели пять лампочек, две из них перегорели, Сколько осталось лампочек в комнате? ( пять)

4. Дед с бабкой пилили бревно, сделали 10 распилов, сколько у них получилось чурбачков? (11 чурбачков)

5. Сколько минут надо варить крутое яйцо? (нисколько)

3. Заморочки.

1. Поставьте знаки действия  2222=5 (2:2+2*2=5)

2. Из шести 10 составьте 100. (10:10*10:10*10*10=100)

3. Разделите 188 пополам.

4. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по кошке, против каждой кошки сидят по три  кошки. Сколько кошек в комнате?

5. Как из пяти спичек получить восемь?

4. Напитки.

( 1 минута)

1. Коктейль- считай!

Раздели 100 напополам. (100:1\2=200)

2. Сок- смекай!

Пять землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы, сколько землекопов выкопают 100 м. канавы? ( те же пять землекопов)

3.Чай- отгадывай!

Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». как мы называем это сейчас? (нуль)

5.Десерт.

(за счет заведения)

Сценка- фокус «Лист- Мёбиуса»

  1. Ребята, кто из вас сможет сшить рубашку без изнанки? Вы, думаете таких рубашек не бывает? Бывает, если у неё будет  одна поверхность, т.е. если двигаться по поверхности и не пересекая границы очутиться на другой её стороне! У меня такая, поверхность уже имеется!

(Показать «лист Мёбиуса»: берем бумажную ленту, проводим по длине пополам линию, перекручиваем ленту один раз и склеиваем ее, получилась односторонняя поверхность)

Историческая справка: Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрел в 1858 году немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус, ученик «короля математиков» К. Гаусса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительные свойства: он имеет один край; одну поверхность. Изучением таких свойств занимается наука «топология».

  1. Ребята, а как вы думаете, что получится, если разрезать лист «Мёбиуса по отмеченной линии? (получится не два кольца, одно в два раза уже и в два раза длиннее прежнего и дважды перекрученное).
  2. А что получится, если разрезать снова это кольцо?

(получим два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекрученных).

Вот такие неожиданные вещи можно получить из простой бумажной полоски!

6. Итог игры.

Каждая команда также получает чеки, которые показывают, сколько очков набрала та или иная команда в течение игры.

СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ

  1. Салаты……………………....
  2. Первое блюдо………………
  3. Второе блюдо………………
  4. Напитки……………………..

     ИТОГО:

          Дополнительный материал к математическому кафе

Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё).

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

Ведущий:  Вот закончилась игра в нашем кафе,

                   Результат узнать пора.
                  Кто же лучше всех трудился
                  И в турнире отличился? 
                  Жюри подводит итоги.

Награждение победителей грамотами.

                     

   

Салаты

  1. Математический ералаш
  2. Анаграмма
  3. Магический Квадрат

   Первые  блюда

  1. Уха от Гаусса
  2. Суп функциональный
  3. Борщ от Фибоначчи

   Вторые  блюда

  1. Викторина по геометрии
  2. Веселые задачки
  3. Заморочки.

 Напитки

  1. Коктейль- считай!
  2. Сок- смекай!
  3. Чай- отгадывай!

                 Десерт (за счет заведения)

                   Сценка- фокус «Лист- Мёбиуса»

Приятного  аппетита!!!

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\87.jpg



Предварительный просмотр:

Оценочный лист.

Конкурсы

Команда «Треугольник»

Команда «Квадрат»

1. Закуска «Лёгкая»

2.Салат «Незабудка» под соусом из загадок.

3.Анаграмма.

4. «Математический ералаш»

5. «Уха от Гаусса».

6. « Солянка

   по-Ломоносовски»

7. Супчик «Зажигай»

8  Рагу «Рожки да ножки»

9  «От нашего стола вашему столу»

10. «Красивая» задача с лепестками из роз.

11. «Грамматей»

11.  «Мезим»- для желудка незаменим.

12. Коктейль «Считай»

13.Сок «Смекай»

14. Чай «Частушки запевай»

Итого:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическое кафе «Эврика» Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Б. Паскаль Подготовила: учитель математики филиала МБОУ ООШ п. Красное Польцо в с. Богородское Солдатова Галина Генадьевна

Слайд 2

Праздничное меню: - Закуска « Лёгкая » -Салат ы: Незабудка ” под соусом из загадок. « Анаграмма » « Математический ералаш » -Первые блюда: Уха Гаусса. Солянка « По-ломоносовски » Супчик « Зажигай » - Вторые блюда (для капитанов): Геометрическое рагу « Рожки да ножки » «Красивая» задача с лепесткам из роз. -Разминка на танц. поле « Мезим для желудка незаменим! » - Напитки: Коктейль- считай! Сок- смекай! 3.Чай- частушки запевай. Десерт за счёт заведения: Сценка-фокус « Лист-Мёбиуса »

Слайд 3

Закуска «Легкая» Догадайтесь, о чем идет речь : Две ноги на трех ногах, А четвертая в зубах, Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом - Да тремя по четырем! Но четыре завизжали И с одною убежали.

Слайд 4

1. Салаты Салат «Незабудка под соусом из загадок Анаграмма. Математический ералаш

Слайд 5

Салат “НЕЗАБУДКА” под соусом из загадок . 1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? 2.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? 3.Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? 4.Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? 5.Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? 6.Как было названо военно-историческое кольцо? 7.На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 8.Трое играли в шахматы. Всего сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? 9. Сколько вершин у куба? 10. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? 11. Если у стола отпилить угол, то сколько углов останется? 12. Дед с бабкой пилили бревно, сделали 10 распилов, сколько у них получилось чурбачков? возврат

Слайд 6

Анаграмма. Составьте слова из букв путем перестановок: тваркад , РЕЗОТОК, авунерине , солич.

Слайд 7

М а т е м а т и ч е с к и й е р а л а ш . Каждой команде необходимо назвать как можно больше пословиц и поговорок, в которых встречаются натуральные числа.

Слайд 8

2. Первое блюдо Уха от Гаусса. Солянка по- Ломоносовски. Супчик «Зажигай» .

Слайд 9

Иоганн Фридрих Карл Гаусс. У него очень рано раскрылись математические дарования, и позднее он стал одним из крупнейших математиков XIX века. Его даже называли «царем математиков». «Уха от Гаусса». Задача. Найдите сумму чисел от 1 до 100.

Слайд 10

А.С. Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» Солянка «По-ломоносовски». Задача. Найдите сумму чисел: 99-97+95-93+91-89+…+3-1.

Слайд 11

Супчик «Зажигай» Приложить к четырем спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто. I I I I Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство 3. Спичками изобразите «утку в клетке». 4. Из шести спичек составить четыре равных равносторонних треугольника :

Слайд 12

3. Второе блюдо (для капитанов) 1. Рагу «Рожки да ножки». 2. «Красивая задача» с лепестками из роз.

Слайд 13

Рагу «Рожки да ножки» Задача: Хозяйка, приведя на пастбище козу, вбила два колышка А и В на расстоянии 4м друг от друга и натянула между ними верёвку с кольцом, которое свободно перемещается по всей длине веревки. К кольцу она привязала веревку с козой. Длина этой веревки 2м. Нарисуйте образовавшееся пастбище и вычислите его площадь.

Слайд 14

«Красивая» задача с лепестками из роз. Одна треть , одна пятая и одна шестая цветков роз в венке посвящена богам Шиве, Вишну и Сурье, одна четвертая – Бхавани. Остальные 6 цветков предназначены почитаемому праведнику. Сколько цветков роз сплетено в венок?

Слайд 15

Решение Шива Вишну Сурья Бхавани 1 - - - - = 6 : = 120 (цветов)

Слайд 16

«Мезим» для желудка- незаменим!!! Подвижное задание : Изобразите в виде пантомимы предметы, без которых не обойтись на уроках математики: ластик , циркуль, процент, градус, модели углов, весы.

Слайд 17

4.Напитки Коктейль- «Считай!» Сок- «Смекай!» Чай- «Частушки запевай!»

Слайд 18

Коктейль «Считай!» Задача 1 . Пожаpных учат надевать штаны за тpи секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожаpный за пять минут? Задача 2. Два мальчика съели 6кг мёда. В одном мальчике поместилось 3кг. Сколько килогpаммов мёда поместилось во втоpом мальчике? В одном мальчике помещается 4 бутылки пепси-колы. Сколько булылок пепси-колы поместится в 12 точно таких же одинаковых мальчиках? Задача 3. Папа, мама и старшие сестры ужинают, а младший бpат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см? Задача 4. Во вpемя сильного дождя на остановке автобуса стояли 12 человек. Подкатил автобус и забpызгал гpязью пятеpых. Остальные успели попpыгать в колючие кусты. Сколько исцаpапанных пассажиpов поедет в автобусе, если известно, что тpое так и не смогли выбpаться из колючих кустов?

Слайд 19

Коктейль «Считай» Задача 5 . Баба Яга утвеpждает, что Змей Гоpыныч не пpолетит 1000 км без дозапpавки. Кощей Бессмеpтный поспоpил с ней на бочку кваса, что пpолетит. Змей Гоpыныч пpолетел 4 часа со скоpостью 247 км/ч и, совеpшив вынужденную посадку, съел Ивана Цаpевича. Пpоспоpила Баба Яга бочку кваса или не пpоспоpила? Задача 6. Кощей Бессмеpтный, Баба Яга и Змей Гоpыныч выпили соpокаведеpную бочку пепси-колы. Кощей выпил 6 ведеp, Баба Яга - 4, а остальное честно pазделил между собой тpехголовый Змей Гоpыныч. По сколько ведеp пепси-колы досталось каждой голове? Задача 7. Один дедушка охотился в кухне на таpаканов и убил пятеpых, а pанил в тpи pаза больше. Тpех таpаканов дедушка pанил смеpтельно, и они погибли от pан, а остальные pаненые таpаканы выздоpовели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько таpаканов ушли к соседям навсегда? Задача 8. За столом сидели 16 наpядных гостей и хозяйка дома с двухлетней Машей на pуках. 3 гостя успели выскочить из-за стола до того, как Маша вооpужилась винегpетом. Остальные гости попали под обстpел. Сколько гостей постpадало от обстpела винегpетом

Слайд 20

Сок «Смекай» Мачеха, уезжая на бал, дала Золушке мешок, в котором были перемешаны мак и просо, и велела перебрать их. Когда Золушка уезжала на бал, она оставила три мешка: в одном – просо, в другом – мак, а в третьем – еще не разобранная смесь. Чтобы не перепутать мешки, Золушка каждому из них приклеила таблички: «Мак», «Просо», «Смесь». Мачеха вернулась с бала первой и нарочно поменяла местами таблички так, чтобы на каждом мешке оказалась неверная надпись. Ученик Феи успел предупредить Золушку, что теперь ни одна надпись на мешках не соответствует действительности. Тогда Золушка достала только одно единственное зернышко из одного мешка и, посмотрев на него, сразу догадалась, где что лежит. Как она это сделала?

Слайд 21

Решение «Мак» «Просо» «Смесь»» «Мак» «Просо» «Смесь» «Просо» «Смесь» Золушка взяла зернышко из мешка с надписью «Смесь»; так как ни одна табличка не соответствовала содержимому мешка, то там был мак или просо. Если взятое Золушкой зернышко – мак, то в мешке с надписью «Смесь» - мак. Тогда в мешке с надписью «Мак» - просо, а в мешке с надписью «Просо» -смесь. А если взятое Золушкой зернышко – просо, то в мешке с надписью «Смесь» - просо. Тогда в мешке с надписью «Мак» - смесь, а в мешке с надписью «Просо» - мак.

Слайд 22

Чай –частушки запевай!

Слайд 23

5. Десерт Сценка-фокус «Лист-Мёбиуса»

Слайд 24

Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса (иногда говорят : лента Мёбиуса) придумал в 1858г. немецкий геометр Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868), ученик «короля математиков» Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие. В те времена астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. И Мёбиус стал одним из крупнейших геометров Х1Х в. В возрасте 68 лет ему удалось сделать открытие поразительной красоты. Это открытие односторонних поверхностей.

Слайд 25

Получим такое перекрученное кольцо

Слайд 26

Рассказывают, что открыть свой «лист» Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты. Легенда

Слайд 27

? Зададимся вопросом: сколько сторон у этого куска бумаги? Две, как у любого другого? А ничего подобного. У него ОДНА сторона. Не верите? Хотите – проверьте: попробуйте закрасить это кольцо с одной стороны.

Слайд 28

Красим, не отрываемся, на другую сторону не переходим. Красим... Закрасили? А где же вторая, чистая сторона? Нету? Ну то-то.

Слайд 29

Теперь второй вопрос. Что будет, если разрезать обычный лист бумаги? Конечно же, два обычных листа бумаги. Точнее, две половинки листа. А что случится, если разрезать вдоль посередине это кольцо (это и есть лист Мёбиуса, или лента Мёбиуса) по всей длине? Два кольца половинной ширины? А ничего подобного. А что? Не скажу. Разрежьте сами. ?

Слайд 30

Теперь возьмите новый лист Мёбиуса и скажите, что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю? То же самое? А ничего подобного! ?

Слайд 31

А если на три части? Три ленты? А ничего подобного! ?

Слайд 32

Получим два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе- лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.

Слайд 33

Лист Мебиуса – символ математики, Что служит высшей мудрости венцом… Он полон неосознанной романтики: В нем бесконечность свернута кольцом. В нем – простота, и вместе с нею – сложность, Что недоступна даже мудрецам: Здесь на глазах преобразилась плоскость В поверхность без начала и конца. Здесь нет пределов, нет ограничений, Стремись вперед и открывай миры, Почувствуй силу новых ощущений, Прими познанья высшего дары.

Слайд 34

Желаем, чтобы математические упражнения никогда не испортили вам аппетит !!!

Слайд 35

До новых встреч в математическом кафе «Эврика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов «Математическая регата»

Данный материал можно использовать для проведения  внеклассного  мероприятия в рамках недели математики  для сборных команд  7-8  классов.Мероприятие проводится с использовани...

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 8-х классов "Математическая мозаика"

Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.Б. Паскаль...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-х классов МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-х  классов...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике в рамках проведения недели математики в школе...

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов «Математическое кафе»

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интере...