Конспект урока "Решение систем уравнений способом подстановки"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Голубева Эльвира Сериковна

Конспект урока "Решение систем уравнений способом подстановки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель

Голубева Э.С

Дата

21.02.2019

Класс

8

Предмет

алгебра

Учебник (УМК)

Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. Математика 6 класс

№ урока

66

Тема урока

Решение систем уравнений способом подстановки

Тип урока

Урок рефлексии

Оборудование

              • Карточки с заданиями

 мультимедийный проектор, экран, презентация “Системы линейных уравнений”, Памятки при работе в группе, карточки для рефлексии.

Организация пространства

Индивидуальная работа

  • Групповая работа
  • Самостоятельная работа

Образовательные задачи

вырабатывать умение решать системы уравнений с двумя переменными, интерпретировать результ

Планируемые результаты:

  • Предметные – нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной;составление буквенного выражения по условию задачи; составление формулпериметра и площади геометрической фигуры;решениеуравнений;строить фигуру симметричную данной относительно прямой.точки;изображать симметричные фигуры
  • Метапредметные – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения уравнений в зависимости от конкретных условий;
  • Личностные – уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в  письменной речи; понимать смысл поставленной задачи.

Формирование универсальных учебных действий учащихся

  • Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; учить анализировать имеющуюся информацию; учить осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
  • Регулятивные – учить целеполаганию; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умению вносить коррективы в действие  после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий.
  • Коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные – формирование учебно-познавательного интереса к деятельности; воспитание доброжелательного отношения к окружающим; формирование умения проводить объективный самоанализ деятельности.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, мобилизация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

 

2. Актуализация знаний (устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Организует устную работу

(презентация “Линейные уравнения с двумя переменными” - слайды №2-№9)

1. Отвечают на вопросы

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

Сколько решений имеют системы, которые вы решали дома?

Отвечают на вопросы.

 

- одно решение

Регулятивные: волеваясаморегуляция в ситуации затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения

4. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока, выдвижение гипотезы

Вопрос: как вы думаете, а всегда ли система имеет 1 решение?

Какой проблемный вопрос встает перед нами?

Высказывают свои предположения

Формулируют тему и цель урока – выяснить, сколько решений может иметь система, от чего это зависит

Записывают в тетрадь тему урока.

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели

5.

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, создание мотивации на успех

1. Работа в группах.

Решать эту проблему мы будем в группах. Я предлагаю каждой группе план исследования системы. (приложение 1)

Перед началом работы хочу напомнить, что при работе в группе надо придерживаться определенных правил, которые вы знаете (памятки на партах – приложение 2)

1. Работают в группах: выполняют исследовательскую работу по определению числа решений систем, выясняют, от чего зависит число решений системы.

Записывают в тетрадях результат.

По мере выполнения каждая группа записывает свои выводы на доске. Размещает полученные графики в таблицу

Опорный сигнал записывается в тетрадь (приложение 3)

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывание общего решения

6.

1. Применение новых знаний в учебной деятельности – первичное закрепление

2. Применение знаний в новой ситуации

3. Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону

1. Предлагает решить №642 – проговаривание в речи

1. 1 ученик решает на доске с проговариванием, все решают в тетрадях

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

2. Презентация - слайды № 10-11 - устно

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img1.gif

Приведите примеры таких значений а, что система имеет одно решение

не имеет решения

\Известно, что система имеет бесконечно много решений. Определите число a.

2. Отвечают:

 

 

а https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img3.gif2

а = 2

 

 

 

Рассуждают, приходят к выводу: а = 5

 

3. №643 – работа в тетрадях

 

 

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

п.4.4,

№639(а),

№648(3,4)

Записывают домашнее задание

 

8. Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял

2. Выставляет оценки

1. Отмечают в карточках

(приложение №4)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Приложение 1

План исследовательской работы.

1. Решить данную систему способом сложения.

2. Построить в одной системе координат график каждого уравнения системы.

3. Сравнить коэффициенты k и l? Cделать вывод.

4. Сравнить отношение коэффициентов при х, коэффициентов при y и свободных членов.

5. Сформулировать признак, по которому можно определить:

Система не имеет решений (1 и 4 гр.)

Система имеет бесконечное множество решений ( 2 и 5 гр.)

Система имеет единственное решение (3 и 6 гр.)


Приложение 2

Правила работы в группе (памятка)

1. Работать тихо, не мешать работать другим группам.

2. Не говорить всем сразу. Обращаться друг к другу по имени.

3. Всегда начинать работу с ознакомления с материалом, распределения заданий внутри группы;

4.  Слушать внимательно товарищей, отмечать прежде всего положительное, стараться работать хорошо.

5. Результатом работы группы является общее мнение.


Приложение 3

Заготовка на доске

 

система для исследования

сравнение отношения коэффициентов при x, y и свободных членов

сравнение коэффициентов k и l

геометрическая интерпретация

вывод о количестве решений

1,4 гр.

3x - 2y = 9

3x - 2y = 5

 

 

 

 

2,5 гр.

4x - 2y = 6

2x – y = 3

 

 

 

 

3,6 гр.

x – y = -1

2x + y = 4

 

 

 

 

Заполненный опорный сигнал

 

система для исследования

сравнение отношения коэффициентов при x, y и свободных членов

сравнение коэффициентов k и l

геометрическая интерпретация

вывод о количестве решений

1,4 гр.

3x - 2y = 9

3x - 2y = 5

a1/a2=b1/b2https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img3.gifc1/c2

k1 = k2

l1https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img3.gifl2

прикрепляются

построенные графики

нет общих решений

прямые параллельны

2,5 гр.

4x - 2y = 6

2x – y = 3

a1/a2=b1/b2 = c1/c2

k1 = k2

l1 = l2

прикрепляются

построенные графики

множество решений

прямые совпадают

3,6 гр.

x – y = -1

2x + y = 4

a1/a2https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img3.gifb1/b2https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img3.gifc1/c2

k1https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663263/img3.gif k2

прикрепляются

построенные графики

1 решение

прямые пересекаются

Приложение 4. Рефлексия

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системы линейных уравнений .

Слайд 2

Назвать номера линейных уравнений с двумя переменными 1) ; 6) ; 2) ; 7) ; 3) ; 8) ; 4) ; 9) ; 5) ; 10) .

Слайд 3

Линейное уравнение с двумя переменными Уравнение ax + by = c , где а, b , c – числа, причем а ≠ 0, b ≠ 0, называют линейным уравнением с двумя переменными x и y Решением уравнения ax + by = c называют всякую пару чисел (х; у), которая удовлетворяет этому уравнению, т.е обращает равенство ax + by = c в верное числовое равенство. Таких решений бесконечно много.

Слайд 4

Графиком любого линейного уравнения ax + by = c является прямая. . График линейного уравнения с двумя переменными

Слайд 5

Взаимное расположение графиков линейных уравнений Пусть даны два линейных уравнения у= k 1 х + l 1 и у= k 2 х + l 2 . Как расположены прямые относительно друг друга, если угловые коэффициенты k 1 и k 2 равны? А если и коэффициенты l 1 и l 2 равны?

Слайд 6

Взаимное расположение графиков линейных уравнений Пусть даны два линейных уравнения у= k 1 х + l 1 и у= k 2 х + l 2 . Как расположены прямые относительно друг друга, если угловые коэффициенты k 1 ≠ k 2 ?

Слайд 7

Подумай: При каких значениях k и l график линейного уравнения y = kx + l параллелен графику уравнения y = 6x + 1 6 1) K=14 и l=6 2) K=8 и l=14 3) K=6 и l=14 4) K=6 и l=16

Слайд 8

y = 0,9 x и y = –6 x .

Слайд 9

у = 4 х - 3.

Слайд 10

y = 2x + 3 y = ax + 1 Приведите примеры таких значений a , что система имеет: a ) единственное решение b ) не имеет решений

Слайд 11

y - 5x = 4 y = ax + 4 Известно, что данная система имеет бесконечное множество решений. Определите число a.

Слайд 12

Какой из графиков является графической иллюстрацией системы уравнений ? 1 2 3

Слайд 13

Для какой системы уравнений дана графическая иллюстрация? 1 ) 2 ) 3 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение систем уравнений способом подстановки

Данный материал представлен в виде заданий для первичного закрепления теории при изучении темы "Способ подстановки".  Материал можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, а также пр...

Конспект урока с презентацией на тему "Решение систем уравнений способом подстановки"

Конспект урока с презентацией на тему "Решение систем уравнений способом подстановки"Цели урока-способствовать выработке навыков и умений при решении систем уравнений способом подстановки;- развивать ...

Урок на тему "Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения".

Урок изучения новой темы в компетентностно- констектной модели обучения и воспитания (первый этап всей изучаемой  темы)...

Презентация "Решение систем уравнений способом подстановки"

Презентация к уроку алгебры для 7 класса по теме "Решение систем уравнений способом подстановки", учебник Никольский С.М....

Урок по теме: «Решение систем уравнений способом подстановки»

Цель: обеспечить осознанное усвоение обучающимися алгоритма решения систем линейных уравнений способом подстановки.Задачи урока: - расширить знания обучающихся о системах линейных уравнений, совместно...

Конспект урока алгебры по теме «Решение систем уравнений способом подстановки»

Конспект открытого урока по алгебре в 7 классе по теме «Решение систем уравнений способом подстановки». Мы посетим страну Уравнений. В этой стране мы сделаем несколько остановок ...