статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".
статья по алгебре (7, 8, 9 класс)
В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группировка", "Тема-вопрос", "Исключение", "Работа над понятием","Моделирование жизненной ситуации для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы активного целеполагания на уроках математики.
При выборе приемов целеполагания я использую следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Все приемы строятся на диалоге. Поэтому важно грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них. Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.
1)Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например, урок по теме «Параллелограмм» в 8 классе. Предлагаю рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых параллелограмм выделен цветом. Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?» Ответ учащихся: «Фигура выделена цветом». Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?» Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками». Вопрос учителя: «Чем отличается данный четырехугольник?»Ответ учеников: « У него противоположные стороны параллельные». Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет. Называю четырехугольник. Вопрос классу: «Как вы думаете, какова тема урока?» Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости, корректирую тему урока и предлагаю сформулировать цель урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.
2) Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби» (подводящий диалог). Организую повторение, с включением проблемной задачи. Задаю вопрос классу: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли». Затем предлагаю сравнить дроби . Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.
3) Прием «Индуктор». Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской .На первом этапе мастерской необходимо пробудить желание включиться в учебный процесс, заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности. Например, урок алгебры в 7 классе по теме «Квадрат суммы двух выражений» я начинаю с того , что устно нахожу значение квадрата суммы двух чисел .Задаю вопрос классу : «Как получен результат?»Это вызывает встречный вопрос. Эти вопросы и становятся целью урока, а проведение эксперимента — задачей урока.
4)Прием «Группировка». Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока. Урок в 7 классе по теме «Равнобедренный треугольник». Данный пример показывает, что тема урока будет сформулирована после достижения целей. Даны треугольники. Я предлагаю провести группировку изображенных треугольников. Дети группируют. Спрашиваю класс: «Что является основанием для классификации?» Дети отвечают: «Внешний признак: две равные стороны». Я: «Если мы их выделили в общую группу, то значит они заслуживают нашего внимания?» Учащиеся формулируют цели и задачи урока.
.5) Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Тема урока: Как сложить два отрицательных числа? Учитель: «Прочитаем тему урока противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: «Какова цель урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?» Ученики: «Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой».
6) Приём «Исключение».». Ученик: «Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?» Ученики: «Да, с помощью координатной прямой». Учитель: «Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7». Учащиеся дают ответ. Учитель: «Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?» Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Ученики определяют тему и цель.
7). Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, тема урока в 11 классе «Первообразная функции». Предлагаю учащимся объяснить значение слова первообразная. Учитель: «От каких двух слов происходит слово первообразная?» Ученики: «Первый и образ». Учитель: «Значит, что такое первообразная функции?» Ученики: «Это первый образ функции». Предлагаю классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению
.8) Прием «Моделирование жизненной ситуации». Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала. Тема урока: Проценты. Тип урока: урок изучения нового материала. Предлагаю решить задачу «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?» Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Проценты» и определяют цели урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-910405-1490735007.jpg)
Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".
Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1099762-1547052265.jpg)
Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).
В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279894-1376301957.jpg)
Приемы активного целеполагания на уроке химии
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...
Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)
В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-883602-1485518365.jpg)
Методическая разработка по теме: "Активное целеполагание на уроке, его приемы: что знаем, как применяем"
Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требовапниям ФГОС. Этап активного целеполагания, его приемы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-1253744-1591088995.jpg)
Приeмы активного целеполагания на уроке (из опыта работы)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к с...