статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".
статья по алгебре (7, 8, 9 класс)

В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группировка", "Тема-вопрос", "Исключение", "Работа над понятием","Моделирование жизненной ситуации для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы активного целеполагания на уроках математики.

 При выборе приемов целеполагания я использую следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Все приемы строятся на диалоге. Поэтому важно грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них. Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.

 1)Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например, урок по теме «Параллелограмм» в 8 классе. Предлагаю рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых параллелограмм  выделен цветом. Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?» Ответ учащихся: «Фигура  выделена цветом». Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?» Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками». Вопрос учителя: «Чем отличается данный четырехугольник?»Ответ учеников: « У него противоположные  стороны параллельные». Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет. Называю четырехугольник. Вопрос классу: «Как вы думаете, какова тема урока?» Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости, корректирую тему урока и предлагаю сформулировать цель урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

 2) Прием  «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби» (подводящий диалог). Организую повторение, с включением проблемной задачи. Задаю вопрос  классу: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли». Затем предлагаю сравнить дроби . Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.

3) Прием «Индуктор». Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской .На первом этапе мастерской необходимо пробудить желание включиться в учебный процесс, заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности. Например, урок алгебры в 7 классе по теме «Квадрат суммы двух выражений» я начинаю с того , что устно нахожу значение квадрата суммы двух чисел .Задаю вопрос классу : «Как получен результат?»Это вызывает встречный вопрос. Эти вопросы и становятся целью урока, а проведение эксперимента — задачей урока.

4)Прием «Группировка». Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока. Урок в 7 классе по теме «Равнобедренный треугольник». Данный пример показывает, что тема урока будет сформулирована после достижения целей. Даны треугольники. Я предлагаю провести группировку изображенных треугольников. Дети группируют. Спрашиваю класс: «Что является основанием для классификации?» Дети отвечают: «Внешний признак: две равные стороны». Я: «Если мы их выделили в общую группу, то значит они заслуживают нашего внимания?» Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

.5) Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Тема урока: Как сложить два отрицательных числа? Учитель: «Прочитаем тему урока противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: «Какова цель урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?» Ученики: «Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой».

6) Приём «Исключение».». Ученик: «Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?» Ученики: «Да, с помощью координатной прямой». Учитель: «Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7». Учащиеся дают ответ. Учитель: «Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?» Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Ученики определяют тему и цель.

7). Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, тема урока в 11 классе «Первообразная функции». Предлагаю учащимся объяснить значение слова первообразная. Учитель: «От каких двух слов происходит слово первообразная?» Ученики: «Первый и образ». Учитель: «Значит, что такое первообразная функции?» Ученики: «Это первый образ функции». Предлагаю классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению

.8) Прием «Моделирование жизненной ситуации». Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала. Тема урока: Проценты. Тип урока: урок изучения нового материала. Предлагаю решить задачу «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?» Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Проценты» и определяют цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...

Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).

          В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно  самостоятельно...

Приемы активного целеполагания на уроке химии

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...

Приемы активного целеполагания на уроке математики

Статья написана на основе опыты учителей...

Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)

В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...

Методическая разработка по теме: "Активное целеполагание на уроке, его приемы: что знаем, как применяем"

Новые процедуры в структуре урока, соответствующего требовапниям ФГОС. Этап активного целеполагания, его приемы....

Приeмы активного целеполагания на уроке (из опыта работы)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к с...