Приемы активного целеполагания на уроке химии
статья по химии

Сачкова Валерия Владимировна

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос, а также приведу примеры постановки целей на конкретных уроках химии в 8-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie_na_uroke.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сачкова В.В., учитель химии

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Приемы активного целеполагания на уроке химии

 

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Цели должны быть:

  • реальны, конкретны, т.е. контролируемы, направлены на достижение определенного результата. Четко поставленная цель – такая цель, прочитав которую можно понять, что вы собираетесь достичь.
  • сформулированы продуктивно, т.е. “от ученика”, с прогнозированием образовательного результата.
  • соотносимы с типом и содержанием урока.
  • достижимы, связаны со временем и ограниченны по объему.
  • наблюдаемы, выражены глаголами – действия.
  • личностно-ориентированы, направлены на изменения в учащихся.

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.

Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель (создание проблемной ситуации, подводящий к теме диалог и другие). Для создания проблемной ситуации можно использовать:

  • одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений;

Например, на уроке по теме «Изотопы» (8 класс) учащимся сообщается:

Масса каждого протона и нейтрона равна 1, но в периодической системе элементов Д.И.Менделеева все относительные атомные массы – дробные числа.

Что вас удивило? Какой вопрос возникает?

После обсуждения тема может появиться в конце урока.

  • столкновение разных мнений учащихся с помощью вопроса или практического задания;

Например, на уроке по теме «Гидролиз солей» (11 класс) проводим опыт – испытываем растворы трех солей индикатором.

Почему хлорид натрия дает нейтральную, сульфат цинка – кислую, а карбонат калия – щелочную реакцию среды?

После обсуждения формулируется тема, цели и задачи урока.

  • прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат;

Например, на уроке «Реакции ионного обмена» (8 класс) на доске записано начало уравнений реакций:

а) NaCl + KNO

б) NaCl + AgNO

в) NaOH + HCl →

г) Na2CO+ HCl →

Классу предлагается предсказать вещества, образующиеся в результате этих реакций и провести опыты, фиксируя результаты наблюдений:

а) нет признаков протекания реакции,

б) выпадение осадка,

в) изменение цвета индикатора,

г) выделение газа.

В каких случаях реакции обмена в растворах идут практически до конца? В результате обсуждения формулируются условия течения реакций ионного обмена.

Если мы не смогли создать проблемную ситуацию, то возможен выход на проблему без проблемной ситуации. Это подводящий к теме диалог или сообщение темы с мотивирующим приемом.

  • сообщение темы с мотивирующим приемом;

«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т. п.).

1. В истории армии отмечено немало случаев диверсий, совершаемых противником. Однако описываемый случай является особым… Проверка ревизорами склада, где хранились пуговицы для мундиров солдат французской армии, выявила исчезновение всего запаса пуговиц. Между тем склад был опечатан и тщательно охранялся.

Что могло произойти, если учесть, что пуговицы были оловянные, а склад не отапливался.

Тема урока «Аллотропия. Аллотропные модификации»(8 класс).

2. Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посуды.

Из чего были изготовлены вилки?

Тема урока «Алюминий»(9 класс)

  • подводящий к теме диалог;

Например, в теме «Виды химической связи» (8 класс) можно обсудить следующие вопросы:

Каков результат «принятия – отдачи» электронов для атомов металлов и неметаллов?

Что происходит между противоположно заряженными ионами?

Как назвать вид связи, возникающий между ионами?

После обсуждения формулируется тема урока «Ионная связь».

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы активного целеполагания на уроке".

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. ...

Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).

          В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно  самостоятельно...

Приемы активного целеполагания на уроке математики

Статья написана на основе опыты учителей...

Приемы активного целеполагания на уроке испанского языка (из опыта работы)

В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты. Цели определяют направления, помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения,...

статья "Приемы активного целеполагания на уроках математики".

В статье "Приемы активного целеполагания на уроках математики подробно описано, как применить приемы "Яркое пятно", "Проблемная ситуация", "Индуктор", "Группиро...

Приемы активного целеполагания на уроках английского языка

АннотацияСтатья затрагивает ключевые вопросы современного образования в школе, автор рассматривает целеполагания с теоретической и с практической стороны, практическая сторона технологии целепол...

Статья: "Приемы активного целеполагания на уроке"

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранны...