Предел функции на бесконечность 10 класс Конспект урока и презентация
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Бортникова Татьяна Александровна

Конспект урока имеет следующую структуру.

Структура занятия.

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Решение задач.
  5. Повторение правил поиска пределов.
  6. Решение типовых задач.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Рефлексия. Итоги занятия.
  9. Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Предел функции на бесконечности.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистервег.

Цель:

Формирование математических компетенций обучающихся посредством возможностей информационно-коммуникационной среды.

Задачи:

Образовательная: в ходе изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

  • определение бесконечности;
  • определение предела функции на бесконечности;
  • определение предела функции на плюс бесконечности;
  • определение предела функции на минус бесконечности;
  • правила вычисления пределов функции на бесконечности;
  • формулы вычисления предела функции на бесконечности;
  • свойства непрерывных функций;

уметь: вычислять несложные пределы функций на бесконечности.

Воспитательная: прививать интерес к математике на основе исторического материала, воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности за результат выполнения заданий.

Развивающая: развитие логического и критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы: словесный, наглядный, фронтальная работа, работа в парах,  самостоятельная работа.

Оборудование: карточки для обучающихся, опорные конспекты, решение типовых примеров, компьютер, интерактивная доска, документ-камера.

Время: 45 мин.

Структура занятия.

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Решение задач.
  5. Повторение правил поиска пределов.
  6. Решение типовых задач.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Рефлексия. Итоги занятия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Продолжительность работы – 2 мин.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие: .

Сегодня для работы на уроке необходимо вспомнить:

что такое асимптота (Ответ учащихся),

какую функцию называют непрерывной на области определения (ответ учащихся),

 что такое промежутки монотонности (ответ учащихся).

 (слайд №1, 2)  Тема и эпиграф сегодняшнего урока на экране.

Объявляю тему урока: «Предел функции на бесконечности, свойства» Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Непрерывность функции»

Попробуйте сформулировать цель урока исходя из темы!

Постановка цели и задач урока:

  • Изучить определение бесконечности;
  • Определение предела функции на плюс бесконечности;
  • Определение предела функции на минус бесконечности;
  • Свойства непрерывных функций;

научиться: вычислять несложны пределы функций на бесконечности.

(Коррекция целей учителем)

Мотивация.

Продолжительность работы – 3 мин.

У: Эта тема очень важна для дальнейшего изучения алгебры: понятие предела функции имеет большое значение для построения графиков функций. Кроме того, в дальнейшем мы будем изучать понятие производной и без знания предела функции рассмотрение этого понятия невозможно.

Понятие непрерывности играет важную роль, т.к. многие физические процессы характеризуются тем, что плавное изменение физических величин сменяется скачкообразным. Одновременно с развитием понятия функции развивалась и понятие предела функции. Первоначально ввести понятие предела функции пытался И. Ньютон, но только в XIX веке в работах А. Вейерштрасса, Б. Больцано,О. Коши сложились определение и обозначения пределов функции, используемые и в настоящее время. Понятие предел функции лежит в основе производной, о которой мы будем вести разговор уже совсем скоро и эта тема – одна из тем материалов ЕГЭ.

II. Актуализация знаний.

Продолжительность работы – 5 мин.

Задание( на доске)

1.Постройте график какой-нибудь функции  y=f(x), обладающей свойствами:

1. D(f)=(-∞;+∞)

2) y=f(x) – непрерывная функция

3)

4)

Ребята затрудняются.

У: Чем вызваны затруднения?

- Не совсем понятны 3 и 4 пункты.

Для понимания обратимся к презентации

3. Изучение нового материала (сопровождается демонстрацией слайдов)

(слайд №4) 

Что такое бесконечность?

Бесконечность — используется для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов и явлений, в нашем случае характеристика чисел.

Бесконечность –сколь угодно большое(малое), безграничное число.

Если рассмотреть координатную плоскость,  то ось абсцисс(ординат) уходит на бесконечность, если ее безгранично продолжать влево или вправо (вниз или вверх).

 (слайд №5,6,7,8) 

 https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_6.png

Теперь давайте перейдем к пределу функции на бесконечности:

Пусть у нас есть функция y=f(x), область определения нашей функции содержит луч [a; +∞), и пусть прямая y=b является горизонтальной асимптотой графика функции y=f(x), запишем все это на математическом языке:

Будем читать наше выражение как: предел функции y=f(x) при x стремящимся к плюс бесконечности равен bhttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_7.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_8.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_9.png

Посмотрим немного другой случай:

Пусть у нас есть функция y=f(x), область определения нашей функции содержит луч (-∞; a], и пусть прямая y=b является горизонтальной асимптотой графика функции y=f(x), запишем все это на математическом языке:

Будем читать наше выражение как: предел функции  y=f(x) при x стремящимся к минус бесконечности равен  bhttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_10.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_11.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_12.png

Так же наши соотношения могут выполняться одновременно:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_13.png

Тогда принято записывать как:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_14.pngИЛИ https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_15.png

предел функции y=f(x) при x стремящимся к бесконечности равен b

А вот теперь попробуйте построить график по нашим условиям  (Учитель помогает. Ребята выполняют построения)

4. Решение типовых задач.

Работа с учебником. Страница 167-169

№ 26.1 (устно),

Какой из графиков удовлетворяет условию:  

и f(x)˃0 на промежутке (-∞;+∞)  и почему?

Ребята, дальше мы поработаем в парах.

№26.5 а , 26.6 в; 26.7 а 26.8 в

Проверка осуществляется через документ – камеру.

5.Повторение правил поиска пределов. А теперь вспомним формулы для вычисления предела функции на бесконечности

(слайд №9) 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_16.png

Для вычисления предела на бесконечности пользуются несколькими утверждениями:

1) Для любого натурально числа m справедливо следующее соотношение:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_17.png

2) Если

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_1.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_19.png

а) Предел суммы равен сумме пределов: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_20.png

б) Предел произведения равен произведению пределов:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_21.png

в) Предел частного равен частному пределов:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_22.png

г) Постоянный множитель можно вынести за знак предела:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_23.png

6. Решение типовых задач.

(слайд №10,11,12) 

Вычислить пределы последовательностей: (работа с книги через документ камеру. Устно!

№26.8, 26.10

7. Самостоятельная работа.

Продолжительность работы – 5 мин.

(слайд №13) 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_44.png

  1. Построить график непрерывной функции y=f(x). Такой что предел при x стремящимся к плюс бесконечности равен 7, а при x стремящимся к минус бесконечности 3.
  2. Построить график непрерывной функции y=f(x). Такой что предел при x стремящимся к плюс бесконечности равен 5 и функция возрастает.
  3. Найти пределы:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_45.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_46.png

4.Найти пределы:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_47.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55333e0e3fcff/priediel-funktsii-na-bieskoniechnosti_48.png

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итоги)

Продолжительность работы – 5 мин.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 8.

Синквейн тема : Предел на бесконечности

В это время проверяется самостоятельная работа и выставляется оценка.

9. Домашнее задание

П. 26.п1. выучить теоремы. №26.12, 26.14 (а,б), 26.15(а,б)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема: «Предел функции на бесконечности» Урок Алгебры и начала математического анализа, 10 класс.

Слайд 2

Эпиграф к нашему у року Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. А. Дистервег .

Слайд 3

Предел функции на бесконечности. Что будем изучать: Что такое Бесконечность? Предел функции на бесконечности Примеры. Предел функции на плюс бесконечности. Предел функции на минус бесконечности. Свойства.

Слайд 4

Предел функции на бесконечности. Ребята, давайте посмотрим, что такое предел функции на бесконечности? А, что такое бесконечность? Бесконечность — используется для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов и явлений, в нашем случае характеристика чисел . Бесконечность –сколь угодно большое(малое), безграничное число. Если рассмотреть координатную плоскость то ось абсцисс(ординат) уходит на бесконечность , если ее безгранично продолжать влево или вправо(вниз или вверх). Предел функции на бесконечности

Слайд 5

Предел функции на бесконечности. Теперь давайте перейдем к пределу функции на бесконечности: Пусть у нас есть функция y=f(x) , область определения нашей функции содержит луч [a; +∞ ) , и пусть прямая y=b является горизонтальной асимптотой графика функции y=f(x) , запишем все это на математическом языке: Предел функции на плюс бесконечности. Будем читать наше выражение как: предел функции y=f(x) при x стремящимся к плюс бесконечности равен b

Слайд 6

Предел функции на бесконечности. Посмотрим немного другой случай: Пусть у нас есть функция y=f(x) , область определения нашей функции содержит луч (- ∞; a], и пусть прямая y=b является горизонтальной асимптотой графика функции y=f(x) , запишем все это на математическом языке: Будем читать наше выражение как: предел функции y=f(x) при x стремящимся к минус бесконечности равен b Предел функции на минус бесконечности.

Слайд 7

Предел функции на бесконечности. Так же наши соотношения могут выполняться одновременно: Предел функции на бесконечности. Тогда принято записывать как: или предел функции y=f(x) при x стремящимся к бесконечности равен b

Слайд 8

Предел функции на бесконечности. Пример. Пример. Построить график функции y=f(x), такой что: Область определения – множество действительных чисел. f(x)- непрерывная функция Решение: Нам надо построить непрерывную функцию на (- ∞; +∞ ) . Покажем пару примеров нашей функции.

Слайд 9

Предел функции на бесконечности. Для вычисления предела на бесконечности пользуются несколькими утверждениями: 1) Для любого натурально числа m справедливо следующее соотношение: 2) Если то: а) Предел суммы равен сумме пределов: б) Предел произведения равен произведению пределов: в) Предел частного равен частному пределов: г) Постоянный множитель можно вынести за знак предела: Основные свойства.

Слайд 10

Предел функции на бесконечности. Пример. Найти Решение. Разделим числитель и знаменатель дроби на x . Ребята, вспомните предел числовой последовательности . Воспользуемся свойством предел частного равен частному пределов: Пример. Получим: Ответ:

Слайд 11

Предел функции на бесконечности. Пример. Найти предел функции y=f(x) , при x стремящимся к бесконечности . Решение. Разделим числитель и знаменатель дроби на x в третьей степени. Воспользуемся свойствами предела на бесконечности Предел числителя равен: 5-0=5 ; Предел знаменателя равен: 10+0=10 Пример.

Слайд 12

Предел функции на бесконечности. Пример. Найти предел функции y=f(x) , при x стремящимся к бесконечности . Решение. Разделим числитель и знаменатель дроби на x в третьей степени. Воспользуемся свойствами предела на бесконечности Предел числителя равен: 0 ; Предел знаменателя равен: 8 Пример.

Слайд 13

Задачи для самостоятельного решения. Предел функции на бесконечности. Построить график непрерывной функции y=f(x ). Такой что предел при x стремящимся к плюс бесконечности равен 7, а при x стремящимся к минус бесконечности 3. Построить график непрерывной функции y=f(x ). Такой что предел при x стремящимся к плюс бесконечности равен 5 и функция возрастает. Найти пределы: Найти пределы:

Слайд 14

В презентации был использован материал из Интернета https://uchitelya.com/matematika/87357-prezentaciya-predel-funkcii-na-beskonechnosti-10-klass.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок   Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок   Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация.

Урок литературы в 10 классе "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов"". Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 - тест к уроку. Тест нужно распечатать. Прилож...

Линейная функция и её график. Конспект урока и презентация

Данный урок ориентирован на обучающихся 7 класса с углубленным изучением математики по учебнику «Алгебра 7» , авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,  И.Е.Феоктистов. Урок проходит по сц...