Главные вкладки

    Использование проблемной ситуации на уроках математики как способ поддержки интеллектуальной активности обучающихся
    методическая разработка по алгебре

    Мартыненко Светлана Васильевна

    Методический материал из серии "Обмен опытом"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование проблемной ситуации на уроках математики как способ поддержки интеллектуальной активности обучающихся.

    Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

    Большинство ученых признают (Т.В.Кудрявцев, В.А.Крутецкий, Н.А.Менчинская и др.), что развитие творческих и интеллектуальных способностей не возможно без проблемного обучения. Процесс мышления берет свое начало в проблемности познания. Только через преодоление трудностей, через решение проблем ребенок может войти в мир творчества.

    Использовать проблемное обучение на уроке можно, например при объяснении нового материала: учитель создает проблемную ситуацию, направляем учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик становиться в позицию не пассивного слушателя, а активного участника процесса получения нового знания, что позволяет ему не только прочно усвоить полученные им самим результаты, но и формирует познавательную самостоятельность учащегося, развивает его творческие способности и мышление.

    • Математика  6 класс. Тема «Проценты».

    Начинаю урок с чтения из газет, журналов предложений, содержащих проценты; спрашиваю ребят, как они понимают такие записи. Рассказываю ребятам, что все классные руководители в конце триместра подсчитывают качество знаний своего класса. Помогите мне узнать качество знаний вашего класса.  Дети говорят, что они не могут помочь, так как не знают, что такое процент. Проблемная ситуация создана. Даём определение процента и решаем различные практические задачи.

    • Геометрия 7 класс. Тема «Сумма углов треугольника»

    Даю задание учащимся: Построить с помощью транспортира треугольник по его углам для 1 варианта: 90°, 35° и 50°, для 2 варианта: 80°, 40° и 25°.

    Ребята не могут построить такие треугольники. Возникает проблема «Почему нельзя построить треугольник, ведь известны все его углы?» Возникает потребность в изучении теоремы.

    Проблемные ситуации возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

    • Пример. Геометрия 9 класс. Тема «Длина ломаной».

     Предлагаю практическую работу в двух вариантах: начертить ломаную (В-I из двух звеньев, В-II из трех звеньев) путем измерения сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Результаты у всех, естественно разные. Выписываю их в две колонки на доске.

    Длина ломаной                                        Расстояние между концами

    15 см.                                                                       13 см.

    08 см.                                                                       6,5 см.

    11,3 см.                                                                    10 см.

    Предлагаю внимательно рассмотреть числа и сделать предположение и зависимости между длиной ломаной и расстоянием между ее концами. После высказывания предположений ищут пути решения проблемы и переходят к доказательству в общем виде.

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в проблемной ситуации у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики

    Учитель осуществляет проблемное  обучение, если не даёт информацию в готовом виде, а организовывает работу так, что ребята  сами открывают новое знания. От учителя  требуется лишь прави...

    Статья на тему "Развитие познавательной активности через приемы проблемной ситуации на уроках математики"

    laquo;Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт мо...

    Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"

    Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Доклад выступления на заседание МО естественно-научного цикла...

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики

    На основании обобщения собственного опыта,  с учетом передового педагогического опыта,  можно указать несколько основных приёмов создания проблемных ситуаций:учитель подводит школьников к пр...

    Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников

    Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...