Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рабочая программа по алгебре 9 класс содержит: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, календарно-тематический план, ресурсное обеспечение рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_alg_9.docx178.69 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ТИтульник 2018г РП сканир\ТИТУЛЬНИКИ 2018 РП0002.tif

Пояснительная записка                      

Статус документа

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, обязательного минимума образования,  программы общеобразовательных учреждений  "Алгебра 7-9 классы",  автор: Т.А. Бурмистрова; М. Просвещение, 2013г., Положения о рабочей программе,   в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения..

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа

Рабочая программа включает семь разделов:

титульный лист,

пояснительную записку;

основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

требования к уровню подготовки обучающихся;

 учебно-тематический план,

календарно-тематический план;

 ресурсное обеспечение рабочей программы.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационноемком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления. необходимого, в частности. для освоения курса информатики: овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных. экспотенциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся  получают возможность:

•                развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

•                овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

•                изучить свойства и графики элементарных функции, научиться использовать функционально- графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

•развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

•получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

•                развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

•сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•                овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

•                интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

•                формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

•                воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 850 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

Примерная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, т.к. в школьном

Учебном плане на изучение алгебры  отводится 3 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

*                планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

*                исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

*ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпритации, аргументации и доказательства;

* проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

* поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Основное содержание

                                             Алгебра, 9 класс  

                                            (102ч, 3ч в неделю)

1. Квадратичная функция (22ч)

Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Квадратичная функция и ее график. Степенная функция и ее график.

Основная цель - расширить сведения о свойствах функций,                                                                                                                                                                                                                               ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14)

Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.

Основная цель - сформировать умения решать уравнения и неравенства с одной переменной.

3. Уравнения и неравенства с двумя  переменными (17ч)

Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Основная цель - сформировать умения решать уравнения и неравенства с двумя переменными.

4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15)

Последовательности. Определение арифметической последовательности. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии. Определение и формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы п  первых членов геометрической прогрессии.

5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13)

Элементы комбинаторики. Перестановки. Размещения. Сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.

6. Итоговое повторение(21ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся по алгебре

Уметь:

                составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

                выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

                применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

                решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

                решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

                изображать числа точками на координатной прямой, определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости; изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;

                находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

                определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

                описывать свойства изученных функций, строить их график;

                решать линейные неравенства с одной переменной;

                оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;

                извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;

                вычислять средние значения результатов измерений.

Применять полученные знания:

для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на на язык функций и исследуя реальные зависимости; при записи математических утверждений, доказательств, решении задач; в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов.

Учебно-тематический план

(9 класс, алгебра)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Из них (количество часов)

Контрольные            Тестовый

работы                      контроль

1

Квадратичная функция

22

2                      2/3*4  

2

Уравнения и неравенства с одной переменной

14

1                       2/3ч *2

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

1                      2/3ч * 2

4

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

2                   2/3ч * 3

5

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

13

1                      2/3ч

6

Итоговое повторение

21

2                       2ч + 2/3ч

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ уро ка

Раздел, тема урока

Кол.

часов

Дата провед.

 по плану

Дата провед. фактическая

ГЛАВА 1. Квадратичная функция.

22

1. Функции и их свойства.

5

1-2

Инструктаж ТБ. Функция. Область определения  и область значений функции.

2

3-5

Свойства функций.

3

2. Квадратный трехчлен.

4

6-7

Квадратный трехчлен и его корни.

2

8-9

Разложение квадратного трехчлена на множители.

2

10

Контрольная работа №1. Функции. Квадратный трехчлен.

1

3. Квадратичная функция и ее график

8

11- 13

Функция у = ахІ , ее график и свойства.

3

14-15

Графики функций у = ахІ+п и у = а(х - т)І.

2

16-18

Построение графика квадратичной функции.

3

4. Степенная функция. Корень п-й степени.

3

19

Функция у = х

1

20-21

Корень п - й степени.

2

22

Контрольная работа №2. Квадратичная функция.

1

ГЛАВА 2. Уравнения и неравенства с одной переменной.

14

5. Уравнения с одной переменной.

8

23-26

Целое уравнение и его корни.

4

27-30

Дробные рациональные уравнения

4

6. Неравенства с одной переменной.

5

31-33

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

3

34-35

Решение неравенств методом интервалов.

2

36

Контрольная работа №3. Уравнения и неравенства с одной переменной. (административная)

1

ГЛАВА 3. Уравнения и неравенства с  двумя переменными.

17

7. Уравнения с двумя переменными и их системы

12

37- 38

Уравнение с двумя переменными и его график.

2

39- 41

Графический способ решения систем уравнений.  

3

42-44

Решение систем уравнений второй степени.

3

45-48

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени .

4

8. Неравенства с двумя переменными и их системы.

4

49-50

Неравенства с двумя переменными.

2

51-52

Системы неравенств с двумя переменными.

2

53

Контрольная работа №4. Уравнения и неравенства с двумя переменными.

1

ГЛАВА 4. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ

15

9. Арифметическая прогрессия.

7

54

Последовательности.

1

55-57

Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии.

3

58-60

Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии  

3

61

Контрольная работа №5. Арифметическая прогрессия.

1

10. Геометрическая прогрессия.

6

62-64

Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии

3

65-67

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

3

68

Контрольная работа №6. Геометрическая прогрессия.

1

ГЛАВА 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

13

11. Элементы комбинаторики.

9

69-70

Примеры комбинаторных задач.

2

71-72

Перестановки.

2

73-74

Размещения.

2

75-77

Сочетания.

3

12. Начальные сведения из теории вероятностей.

3

78

Относительная частота случайного события

1

79-80

Вероятность равновозможных событий  

2

81

Контрольная работа №7. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

1

Итоговое повторение.

21

82-85

Повторение. Алгебраические выражения.

4

86-88

Уравнения и системы уравнений.

3

89-90

Задачи.

2

91-92

Неравенства.

2

93-94

Функции и графики.  

2

95-96

Итоговая контрольная работа

2

97-101

Итоговое повторение курса алгебры основной школы

5

102

Подведение итогов года

1

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Библиотечный фонд:

1. Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9 классы». Т. А. Бурмистрова. -М. Просвещение, 2011г.

2. Учебник:

«Алгебра 9 класс» . Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. - М. Просвещение, 2013г.

3. Поурочные разработки по:

Алгебре 9 класс. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. -В. «Учитель», 2012г.

4. Математические диктанты для 5-9 классов. Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович и др. -М. Просвещение, 2011г.

Дидактические материалы по:

Алгебре 9 класс. Л.В. Кузнецова и др. -М. Просвещение, 2011г;

Справочники:

В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. -М. Просвещение,1990г.

Наглядные средства:

                                               - таблицы,

                                - иллюстрации к играм,

                                - ребусы,

                                -портреты выдающихся математиков.

Раздаточный материал:

1. тематические тесты по алгебре 7-9 классы.

2. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

3. Модели геометрических плоских и пространственных фигур для практических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...