Рабочие авторские программы геометрия
рабочая программа по геометрии

Евстратова  Елена Алексеевна

Рабочие авторские программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП по геометрии 7-942.05 КБ
Файл РП по геометрии 10-1135.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. с изменениями и дополнениями (далее – ФГОС);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Теплое имени кавалера ордена Красной Звезды К.Н. Емельянова»;

-Авторской рабочей программы к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. и др. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/В.Ф.Бутузов. М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа ориентирована на использование линии учебников «Геометрия» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  4. вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  1. вычислять   объёмы   пространственных   геометрических фигур, составленных   из   прямоугольных   параллелепипедов;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  2. распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  3. находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
  4. оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  5. оперировать   с   начальными   понятиями   тригонометрии и   выполнять элементарные   операции   над   функциями углов;
  6. решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  7. решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  8. решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
  9. извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  10. применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
  2. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
  3. овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  4. научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
  5. приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  6. приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле»;
  7. научиться использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

Выпускник научится:

  1. оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

Выпускник получит возможность:

  1. использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Геометрические построения

Выпускник научится:

  1. изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

Выпускник получит возможность:

  1. выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

Выпускник научится:

  1. строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

Выпускник получит возможность:

  1. распознавать движение объектов в окружающем мире; симметричные фигуры в окружающем мире.

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  1. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  2. вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
  3. вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
  4. вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
  5. решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
  6. решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  7. выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  8. применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  9. применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

Выпускник получит возможность:

     10. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

     11. вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

     12. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

     13.вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Координаты

Выпускник научится:

  1. вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
  2. использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей;
  3. определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
  2. приобрести   опыт   использования   компьютерных   программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
  3. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Выпускник научится:

  1. оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
  2. находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
  3. вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
  2. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

7 класс.

1. Начальные геометрические сведения .

Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые.

2. Треугольники

Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение.

3. Параллельные прямые.

Признаки параллельности двух прямых. Аксиомы параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам.

  1. Повторение. Решение задач.

8 класс.

  1. Четырехугольники .

Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

2. Площадь.

Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.

3. Подобные треугольники.  

Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами

4. Окружность.

Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность.

5. Векторы.

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число

  1. Повторение. Решение задач.

9 класс.

  1. Векторы.

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число

 2. Метод координат.

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.

 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

4. Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

          5. Движения.

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

6. Начальные сведения из стереометрии.

Многогранники. Тела и поверхности вращения.

          7. Об Аксиомах планиметрии.

8. Повторение. Решение задач.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ № п/п

Раздел

Тема урока

Коли-чество часов

1.

Начальные геометрические сведения (11ч)

Прямая и отрезок. Формирование представлений о прямой и отрезке.

1

2.

Луч и угол. Формирование представлений о луче и угле. Знакомство с элементами угла.

1

3.

Сравнение отрезков и углов. Определение понятий: середина отрезка, биссектриса угла.

1

4.

Измерение отрезков.

1

5.

Решение задач по теме: « Измерение отрезков».

1

6.

Измерение углов. Формирование понятий: градус и градусная мера угла.

1

7.

Смежные и вертикальные углы. Вывод свойств смежных и вертикальных углов.

1

8.

Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных прямых. Свойство перпендикулярных прямых.

1

9.

Решение задач по теме: «Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые».  

1

10.

Обобщение и систематизация знаний о свойствах измерения  длин отрезков, градусной меры угла.

1

11.

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения».

1

12.

Треугольники (17ч)

Треугольник. Элементы треугольника. Решение задач на нахождение периметра треугольника.

1

13.

Первый признак равенства треугольников. Формулировка и доказательство первого признака равенства треугольников.

1

14.

Первый признак равенства треугольников. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

15.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Перпендикуляр к прямой. Знакомство с понятиями. Изображение медианы, биссектрисы и высоты треугольника на чертежах.

1

16.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Решение задач на нахождение медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

17.

Равнобедренный треугольник и его свойства. Определение равнобедренного треугольника. Формулировка и доказательство теоремы о свойствах равнобедренного треугольника.

1

18.

Равнобедренный треугольник и его свойства. Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника.

1

19.

Второй признак равенства треугольников. Формулировка и доказательство второго признака равенства треугольников.

1

20.

Третий признак равенства треугольников. Формулировка и доказательство третьего признака равенства треугольников.

1

21.

Решение задач на доказательство.

1

22.

Решение задач на применение различных признаков равенства треугольников.

1

23.

Окружность. Элементы окружности. Построение окружности.

1

24.

Основные задачи на построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному.

1

25.

Основные задачи на построения с помощью циркуля и линейки. Построение биссектрисы угла. Построение середины отрезка.

1

26.

Основные задачи на построения с помощью циркуля и линейки. Построение перпендикулярных прямых.

1

27.

Обобщение и систематизация материала.

1

28.

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники».

1

29.

Параллельные прямые (13ч)

Признаки параллельности прямых. Понятие секущей. Обозначение на чертежах пар углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.

1

30.

Признаки параллельности прямых. Формулировка и доказательство первого признака параллельности прямых.

1

31.

Признаки параллельности прямых. Формулировка и доказательство второго и третьего признаков параллельности прямых.

1

32.

Признаки параллельности прямых. Решение задач на применение признаков параллельности прямых.

1

33.

Аксиома параллельных прямых. Формулировка аксиомы параллельных прямых и вывод следствий из неё.

1

34.

Аксиома параллельных прямых. Решение задач на применение аксиомы параллельных прямых.

1

35.

Свойства параллельных прямых. Понятие теоремы, обратной данной. Условие и заключение теоремы.

1

36.

Свойства параллельных прямых. Формулировка и доказательство свойств параллельных прямых.

1

37.

Свойства параллельных прямых. Метод доказательства от противного.

1

38.

Формулировка и доказательство теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами.

1

39.

Решение задач на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.

1

40.

Обобщение и систематизация материала.

1

41.

Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые».

1

42.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)

Сумма углов треугольника. Формулировка и доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

1

43.

Сумма углов треугольника. Вывод следствия о внешнем угле треугольника. Классификация треугольников по углам.

1

44.

Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника».

1

45.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Формулировка  и доказательство теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждение).

1

46.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач на применение теоремы.

1

47.

Неравенство треугольника. Формулировка и доказательство теоремы о неравенстве треугольника.

1

48.

Решение задач по теме: «Неравенство треугольника».

1

49.

Решение задач по теме: «Неравенство треугольника».

1

50.

Контрольная работа №4  по теме: « Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

51.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Вывод свойств прямоугольного треугольника.

1

52.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника.

1

53.

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Формулировка и доказательство признаков равенства прямоугольных треугольников.

1

54.

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Решение задач на доказательство равенства прямоугольных треугольников.

1

55.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Понятие наклонной.

1

56.

Расстояние от точки до прямой расстояние между параллельными прямыми. Формулировка определений расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми.

1

57.

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники».

1

58.

Задачи на построение. Построение треугольника по трем элементам.

1

59.

Задачи на построение. Формулировка и доказательство свойства о равноудалённости точек параллельных прямых.

1

60.

Решение задач по теме: «Расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми».

1

61.

Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами» треугольника».

1

62.

Повторение.  Решение задач (7ч)

Решение задач на тему: «Начальные геометрические сведения».

1

63.

Решение задач на тему: «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник».

1

64.

Решение задач на тему: «Параллельные прямые».

1

65.

Решение задач на тему: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

66.

Обобщение и систематизация материала.

1

67.

Итоговая контрольная работа.

1

68.

Обобщающий урок.

1

8 класс

№ № п/п

Раздел

Тема урока

Коли-чество часов

1.

Уроки вводного повторения (2 часа).

Повторение изученного в 7 классе по теме «Вертикальные и смежные углы», «Треугольники».

1

2.

Повторение изученного в 7 классе по теме «Параллельные прямые».

1

3.

Четырёхугольники (14 часов).

Ломаная. Многоугольники. Длина ломаной, периметр многоугольника. Выпуклый многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырёхугольник. Вывод свойства выпуклого четырёхугольника.

1

4.

Параллелограмм и его свойства. Введение понятия параллелограмма, рассмотрение его свойств. Решение задач с применением свойств параллелограмма.

1

5.

Признаки параллелограмма. Рассмотрение признаков параллелограмма. Решение задач с применением признаков параллелограмма.

1

6.

Решение задач по теме «Параллелограмм». Закрепление знаний о свойствах и признаках параллелограмма при решении задач.

1

7.

Трапеция. Равнобедренная трапеция. Прямоугольная трапеция. Свойства равнобедренной трапеции. Решение задач на применение определения и   свойств трапеции.

1

8.

Решение задач по теме «Трапеция». Закрепление знаний о свойствах и признаках параллелограмма и трапеции при решении задач.

1

9.

Теорема Фалеса. Решение основных задач на построение: деление отрезка на п равных отрезков.

1

10.

Решение задач на построение по теме «Четырёхугольники». Совершенствование навыков решения задач на построение, деление отрезка на п равных частей.

1

11.

Прямоугольник, его свойства и признаки. Решение задач на применение определения и свойств прямоугольника.

1

12.

Ромб и квадрат. Свойства и признаки ромба и квадрата. Решение задач с использованием свойств и признаков прямоугольника, ромба и квадрата.

1

13.

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

1

14.

Симметрия фигур. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Рассмотрение осевой и центральной симметрий. Практическое применение симметрии в архитектуре, живописи, графике и т.п. Решение задач.

1

15.

Понятие о геометрическом месте точек. Обобщающий урок по теме «Четырёхугольники». Подготовка к контрольной работе.

1

16.

Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники».

1

17.

Площади фигур (14 часов).

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь квадрата. Формула для вычисления площади квадрата. Решение задач.

1

18.

Площадь прямоугольника. Вывод формулы для вычисления площади прямоугольника. Решение задач на вычисление площади прямоугольника.

1

19.

Площадь параллелограмма. Вывод формулы площади параллелограмма и её применение при решении задач. Представление зависимости между величинами в виде формул.

1

20.

Площадь треугольника. Вывод формулы площади треугольника и её применение при решении задач. Теорема об отношении площадей треугольника, имеющих по острому углу, и её применение при решении задач.

1

21.

Площадь трапеции. Вывод формулы площади трапеции и её применение при решении задач.

1

22.

Площадь ромба. Вывод формулы площади ромба. Решение задач на нахождение площади параллелограмма, треугольника и трапеции.

1

23.

Решение задач на вычисление площадей плоских фигур.

1

24.

Теорема Пифагора и её применение при решении задач.

1

25.

Теорема, обратная теореме Пифагора. Применение прямой и обратной теорем Пифагора при решении задач.

1

26.

Формула Герона. Вывод формулы Герона с доказательством. Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

1

27.

Площадь четырёхугольника. Закрепление теоретического материала по теме.

1

28.

Решение задач по теме «Площади многоугольников». Закрепление знаний, умения и навыков по теме.

1

29.

Решение задач по теме «Площади многоугольников». Подготовка к контрольной работе.

1

30.

Контрольная работа № 2 по теме «Площади многоугольников».

1

31.

Подобные треугольники (20 часов).

Определение подобных треугольников. Понятие пропорциональных отрезков. Свойство биссектрисы угла и его применение при решении задач.

1

32.

Теорема об отношении площадей подобных треугольников и её применение при решении задач. Закрепление определения подобных треугольников, понятия пропорциональных отрезков, свойства биссектрисы угла.

1

33.

Первый признак подобия треугольников и его применение при решении задач.

1

34.

Решение задач на применение первого признака подобия треугольника.

1

35.

Второй и третий признаки подобия треугольников и их применение при решении задач.

1

36.

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

1

37.

Обобщающий урок по теме «Признаки подобия треугольников». Подготовка к контрольной работе.

1

38.

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».

1

39.

Средняя линия треугольника. Теорема о средней линии треугольника, её применение при решении задач.

1

40.

Замечательные точки треугольника. Свойство медиан треугольника. Решение задач на применение теоремы о средней линии треугольника и свойства медиан треугольника.

1

41.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков. Теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Свойство высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла. Решение задач.

1

42.

Решение прямоугольных треугольников. Решение задач ан применение теории о подобных треугольниках.

1

43.

Измерительные работы на местности. Применение теории о подобных треугольниках при измерительных работах на местности. Решение задач на применение теории подобных треугольников.

1

44.

Подобие фигур. Задачи на построение методом подобия.

1

45.

Решение задач на построение методом подобных треугольников.

1

46.

Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Введение понятий синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. Ознакомление с основными тригонометрическими тождествами и демонстрация их применения в процессе решения задач.

1

47.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. Вывод формул, связывающих синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.

1

48.

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

1

49.

Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Применение теории подобия треугольников при решении задач».

1

50.

Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

1

51.

Окружность (16 часов).

Взаимное расположение прямой и окружности. Рассмотрение различных случаев расположения прямой и окружности. Решение задач.

1

52.

Касательная и секущая к окружности: равенство отрезков касательных, проведённых из одной точки. Рассмотрение свойств касательной и её признака. Свойства отрезков касательных, проведённых из одной очки, и их применение при решении задач.

1

53.

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных. Закрепление теории о касательной к окружности. Решение задач.

1

54.

Градусная мера дуги окружности. Центральный, вписанный угол, величина вписанного угла. Введение понятий градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного угла. Решение простейших задач на вычисление градусной меры дуги окружности.

1

55.

Теорема о вписанном угле. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Применение теоремы и её следствий при решении задач.

1

56.

Метрические соотношения в окружности: свойства хорд. Теорема об отрезках пересекающихся хорд и её применение при решении задач.

1

57.

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». Систематизация теоретических знаний по теме.

1

58.

Свойства биссектрисы угла. Замечательные точки треугольника: точка пересечения биссектрис. Свойство биссектрисы угла, её применение при решении задач.

1

59.

Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Замечательные точки треугольника: точка пересечения серединных перпендикуляров. Решение задач по теме.

1

60.

Формулировка и доказательство теоремы о точке пересечения высот треугольника. Замечательные точки треугольника: точка пересечения высот. Окружность Эйлера.

1

61.

Окружность, вписанная в треугольник. Знакомство с понятиями вписанной и описанной окружностей. Теорема об окружности, вписанной в треугольник. Решение задач.

1

62.

Описанные четырёхугольники. Вывод свойства описанного четырёхугольника и его применение при решении задач.

1

63.

Окружность, описанная около треугольника. Введение понятий описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника. Теорема об окружности, описанной около треугольника, и её применение при решении задач.

1

64.

Вписанные четырёхугольники. Вывод и применение свойства вписанного четырёхугольника.

1

65.

Взаимное расположение двух окружностей. касание и пересечение двух окружностей. Вписанные и описанные многоугольники. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

66.

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

67.

Итоговое повторение (2 часа).

Повторение по теме «Четырёхугольники. Площадь». Решение задач.

1

68.

Повторение по теме «Подобие треугольников. Окружность». Решение задач.

1

9 класс

№ № п/п

Раздел

Тема урока

Коли-чество часов

1.

Повторение (2 часа)

Повторение. Треугольники. Классификация треугольников по углам, сторонам. Решение задач.

1

2.

Повторение. Четырехугольники. Повторение видов треугольников, и их свойств. Решение задач.

1

3.

Векторы (12 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Изображение и обозначение векторов, нахождение  равных векторов.

1

4.

Откладывание вектора от данной точки.

1

5.

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Построение суммы двух векторов по правилу треугольника и по правилу параллелограмма.

1

6.

Сумма нескольких векторов. Построение суммы нескольких векторов по правилу многоугольника.

1

7.

Вычитание векторов. Противоположные векторы. Знакомство с правилами вычитания векторов.

1

8.

Решение задач по теме: «Сложение и вычитание векторов». Закрепление материала.

1

9.

Умножение вектора на число. Вывод свойств умножения вектора на число.

1

10.

Умножение вектора на число. Решение задач на умножение вектора на число.

1

11.

Средняя линия трапеции. Понятие средней линии трапеции.

1

12.

Средняя линия трапеции. Формулировка и доказательство теоремы о средней линии трапеции.

1

13.

Решение задач по теме: «Векторы». Обобщение материала.

1

14.

Контрольная работа№1 по теме «Векторы».

1

15.

Метод координат (10 часов)

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

16.

Координаты вектора. Нахождение координат вектора, выполнение действий над векторами, заданными координатами.

1

17.

Простейшие задачи в координатах. Вывод формул координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

1

18.

Простейшие задачи в координатах. Решение задач с помощью формул координат вектора, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

1

19.

Решение задач методом координат.

1

20.

Уравнение окружности. Вывод уравнения окружности, построение окружности, заданной уравнением.

1

21.

Уравнение прямой. Вывод уравнения прямой, построение прямых, заданных уравнениями.

1

22.

Уравнения прямой и окружности. Решение задач по теме.

1

23.

Решение задач по теме: «Метод координат». Обобщение материала.

1

24.

Контрольная работа   № 2 по теме: «Метод координат».

1

25.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Вычисление синуса, косинуса, тангенса углов от 0 до 180.  Доказательство основного тригонометрического тождества. Знакомство с формулой для вычисления координат точки.

1

26.

Синус, косинус и тангенс угла.  Доказательство основного тригонометрического тождества.

1

27.

Синус, косинус и тангенс угла. Знакомство с формулой для вычисления координат точки.

1

28.

Теорема о площади треугольника. Формулировка и доказательство теоремы о площади треугольника, применение теоремы при решении задач.

1

29.

Теорема синусов. Примеры применения теоремы синусов для вычисления элементов треугольника.

1

30.

Теорема косинусов. Примеры применения теоремы косинусов для вычисления элементов треугольника.

1

31.

Решение треугольников.

1

32.

Решение треугольников. Решение задач на использование теорем синусов и косинусов

1

33.

Измерительные работы на местности. Знакомство с методами решения задач, связанных с измерительными работами.

1

34.

Измерительные работы на местности. Решение задач.

1

35.

Скалярное произведение в координатах. Понятие угла между векторами, скалярного произведения векторов и его свойств, скалярного квадрата векторов.

1

36.

Скалярное произведение в координатах. Решение задач на применение скалярного произведения векторов.

1

37.

Решение задач по изученной теме. Обобщение материала.

1

38.

Контрольная работа   № 3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

39.

Длина окружности и площадь круга (11 часов)

Правильный многоугольник. Вывод формулы для вычисления угла правильного n-угольника.

1

40.

Окружность, описанная около правильного многоугольника. Формулировка и доказательство теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника.

1

41.

Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулировка и доказательство теоремы об окружности, вписанной в правильный многоугольник.

1

42.

Вывод формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

43.

Решение задач по теме: «Правильный многоугольник».

1

44.

Решение задач по теме: «Правильный многоугольник». Применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

45.

Длина окружности и площадь круга. Вывод формул длины окружности и дуги окружности, применение их при решении задач.

1

46.

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

47.

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга». Применение формул длины окружности, дуги окружности и формул  площади круга и кругового сектора при решении задач.

1

48.

Обобщение по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

49.

Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

50.

Движение (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

1

51.

Осевая и центральная симметрия. Вывод свойств движения.

1

52.

Решение задач по теме: «Движения».

1

53.

Параллельный перенос. Движение фигур с помощью параллельного переноса.

1

54.

Поворот. Движение фигур с помощью поворота.

1

55.

Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот»

1

56.

Обобщение материала по теме: «Движения»

1

57.

Контрольная работа №5 по теме: «Движения».

1

58.

Начальные сведения из стереометрии (4 часа)

Многогранники. Знакомство с понятиями: предмет стереометрии, многогранник, призма, параллелепипед.

1

59.

Многогранники. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Знакомство с понятиями.

1

60.

Тела и поверхности тел вращения. Знакомство с телами вращения и их элементами.

1

61.

Тела и поверхности тел вращения. Решение задач на расчет элементов фигур.

1

62.

Об аксиомах планиметрии

(2 часа)

Аксиомы планиметрии. Ознакомление с некоторыми аксиомами планиметрии.

1

63.

Некоторые сведения о развитии геометрии.

1

64.

Повторение (3часа)

Подготовка к ОГЭ. Треугольники. Признаки равенства треугольников. Подобие треугольников. Повторение и решение задач по теме.

1

65.

Подготовка к ОГЭ. Четырехугольники. Площади многоугольников. Решение задач на нахождение площадей.

1

66.

Подготовка к ОГЭ. Параллельные прямые. Доказательство параллельности прямых, вычисление углов при данных прямых.

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. с изменениями и дополнениями (далее – ФГОС);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Теплое имени кавалера ордена Красной Звезды К.Н. Емельянова»;

-Авторской рабочей программы к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. и др. 10-11   классы.

Рабочая программа ориентирована на использование линии учебников «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

10 класс

Введение.

Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки.

Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые.

Параллельность прямых и плоскостей.

Формулировать определение параллельных прямых в пространстве, формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых; объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать определение параллельных прямой и плоскости, формулировать и доказывать утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак); решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей.

Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры; формулировать определение скрещивающихся прямых, формулировать и доказывать теорему, выражающую признак скрещивающихся прямых, и теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой; объяснять, какие два луча называются сонаправленными,  формулировать и доказывать теорему об углах с сонаправленными сторонами; объяснять, что называется углом между пересекающимися прямыми и углом между скрещивающимися прямыми; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением двух прямых и углом между ними.

Формулировать определение параллельных плоскостей, формулировать и доказывать утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, использовать эти утверждения при решении задач.

Объяснять, какая фигура называется тетраэдром и какая параллелепипедом, показывать на чертежах и моделях их элементы, изображать эти фигуры на рисунках, иллюстрировать с их помощью различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формулировать и доказывать утверждения о свойствах параллелепипеда; объяснять, что называется сечением тетраэдра (параллелепипеда), решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда на чертеже.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; формулировать определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать и доказывать теоремы (прямую и обратную) о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теорему о существовании и единственности прямой, проходя щей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с перпендикулярностью прямой и плоскости.

Объяснять, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной; что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; формулировать и доказывать теорему о трёх перпендикулярах и применять её при решении задач; объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость, и доказывать, что проекцией прямой на плоскость, неперпендикулярную к этой прямой, является прямая; объяснять, что называется углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладает; объяснять, что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость.

Объяснять какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется; доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу; объяснять, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он изменяется; формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей, формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей; объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертеже.

Многогранники.

Объяснять, какая фигура называется многогранником и как называются его элементы, какой многогранник называется выпуклым, приводить примеры многогранников; объяснять, какой многогранник называется прямой и как называются её элементы, какая призма называется прямой, наклонной, правильной, изображать призмы на рисунке; объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы и доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с прямой.

Объяснять, какой многогранник называется пирамидой и как называются её элементы, что называется площадью полной (боковой) поверхности пирамиды; объяснять, какая пирамида называется правильной, доказывать утверждение о свойствах её боковых рёбер и боковых граней и теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды; объяснять, какой многогранник называется усечённой пирамидой и как называются её элементы, доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с пирамидами, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже.

Объяснять, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные n-угольники при п >6; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают.

11 класс

Цилиндр, конус, шар.

Объяснять, что такое цилиндрическая поверхность, её образующие и ось, какое тело называется цилиндром и как называются его элементы, как получить цилиндр путём вращения прямоугольника, изображать цилиндр и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности цилиндра, и выводить формулы для вычисления боковой и полной поверхностей цилиндра; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с цилиндром.

Объяснять, что такое коническая поверхность, ее образующие, вершина и ось, какое тело называется конусом и как называются его элементы, как получить конус путём вращения прямоугольного треугольника, изображать конус и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности конуса, и выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса; объяснять, какое тело называется усечённым конусом и как его получить путём вращения прямоугольной трапеции, выводить формулу для вычисления площади боковой поверхности усечённого конуса; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с конусом и усечённым конусом.

Формулировать определения сферы и шара, их центра, радиуса, диаметра; исследовать взаимное расположение сферы и плоскости, формулировать определение касательной плоскости к сфере, формулировать и доказывать теоремы о свойстве и признаке касательной плоскости; объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы; решать простые задачи, в которых фигурируют комбинации многогранников и тел вращения.

Объемы тел.

Объяснять, как измеряются объёмы тел, проводя аналогию с измерением площадей многоугольников; формулировать основные свойства объёмов и выводить с их помощью формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.

Формулировать и доказывать теоремы об объёме прямой призмы и объёме цилиндра; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел.

Выводить интегральную формулу для вычисления объёмов тел и доказывать с её помощью теоремы об объёме наклонной призмы, об объёме пирамиды, об объёме конуса; выводить формулы для вычисления объёмов усечённой пирамиды и усечённого конуса; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел.

Формулировать и доказывать теорему об объёме шара и с её помощью выводить формулу площади сферы; решать задачи с применением формул объёмов различных тел.

Векторы в пространстве.

Формулировать определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, приводить примеры физических векторных величин;

Объяснять, как вводятся действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число, какими свойствами они обладают, что такое правило треугольника, правило параллелограмма и правило многоугольника сложения векторов; решать задачи, связанные с действиями над векторами;

Объяснять, какие векторы называются компланарными; формулировать и доказывать утверждение о признаке компланарности трёх векторов; объяснять, в чём состоит правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов; формулировать и доказывать теорему о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам; применять векторы при решении геометрических задач.

Метод координат в пространстве. Движения.

Объяснять, как вводится прямоугольная система координат в пространстве, как определяются координаты точки и как они называются, как определяются координаты вектора; формулировать и доказывать утверждения: о координатах суммы и разности двух векторов, о координатах произведения вектора на число, о связи между координатами вектора и координатами его конца и начала; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; выводить уравнение сферы данного радиуса с центром в данной точке.

Объяснять, как определяется угол между векторами; формулировать определение скалярного произведения векторов; формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; объяснять, как вычислить угол между двумя прямыми, а также угол между прямой и плоскостью, используя выражение скалярного произведения векторов через их координаты; применять векторно-координатный метод при решении геометрических задач.

Объяснять, что такое отображение пространства на себя и в каком случае оно называется движением пространства; объяснять, что такое центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия и параллельный перенос, обосновывать утверждения о том, что эти отображения пространства на себя являются движениями; применять движения при решении геометрических задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

10 класс

Введение

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Определение. Некоторые следствия из аксиом. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Решение задач на применение аксиом стереометрии

Параллельность прямых и плоскостей

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых. Параллельность прямой и плоскости. Решение задач на параллельность прямой и плоскости.

Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.

Скрещивающиеся прямые. Решение задач. Углы с сонаправленными сторонами. Решение задач. Угол между прямыми. Решение задач.

Параллельность плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Доказательство от противного. Пример и контрпример. Свойства параллельных плоскостей. Решение задач.

Тетраэдр и параллелепипед. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда. Задачи на построение сечений. Решение простейших задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.

Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями, между скрещивающимися прямыми. Теорема о трёх перпендикулярах. Теорема, обратная данной. Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Угол между двумя плоскостями.

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Двугранный угол. Свойство двугранного угла. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на применение свойств прямоугольного параллелепипеда. Подготовка к контрольной работе

Многогранники

Призма Понятие многогранника. Модели многогранников. Теорема Эйлера.

Правильные многогранники. Виды призм и их элементы. Площадь поверхности призмы. Прямая призма. Площадь боковой поверхности прямой призмы.

Пирамида. Площадь поверхности пирамиды. Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды. Усеченная пирамида.

Правильные многогранники. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Понятие правильного многогранника. Развертки некоторых правильных многогранников. Элементы симметрии правильных многогранников.

Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

Задачи на нахождение расстояний в пространстве. Задачи на нахождение углов в пространстве. Задачи на вычисление площадей поверхностей многогранников.

11 класс

В связи с перестановкой глав IV – VII, изучаемых в 11 классе, в изложение некоторых разделов внесены изменения. В изданиях учебника, начиная с 2017г., главы будут расположены в том порядке, который указан в данной программе.

Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Развёртка цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Решение задач по теме «Цилиндр». Понятие конуса. Развёртка конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Решение задач по готовым чертежам.

Объёмы тел

Понятие объёма. Объем прямоугольного параллелепипеда. Решение задач по готовым чертежам.

Объемы прямой призмы. Решение задач по теме «Объём прямой призмы» по готовым чертежам. Объём цилиндра. Решение задач по готовым чертежам.

Объемы наклонной призмы. Объём пирамиды. Решение задач по готовым чертежам. Объём усечённой пирамиды. Решение задач по готовым чертежам. Объём конуса. Решение задач по готовым чертежам.

Объём шара и его частей. Площадь сферы. Решение задач по готовым чертежам. Решение комбинированных задач на объёмы тел по готовым чертежам. Решение задач на вычисление объёмов многогранников по готовым чертежам.

Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Действия над векторами. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.

Метод координат в пространстве

Координаты точки и координаты вектора. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами точек. Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах». Уравнение сферы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов». Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос.

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

Многогранники. Призма. Повторение теории и решение задач. Пирамида. Повторение теории и решение задач.

Тела вращения. Цилиндр, конус, шар. Повторение теории и решение задач. Задачи на вычисление площадей поверхностей тел вращения. Задачи на вычисление объёмов тел вращения. Решение типовых заданий базового уровня по всем содержательным линиям курса геометрии

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ № п/п

Раздел

Тема урока

Коли-чество часов

1

Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия

 (3 часа)

Предмет стереометрии Аксиомы стереометрии. Перечисление основных фигур в пространстве. Формулировка аксиом стереометрии и иллюстрирование этих аксиом примерами из окружающей обстановки.

1

2

Некоторые следствия из аксиом. Доказательство следствий из аксиом.

1

3

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

1

4

Параллельность прямых и плоскостей (20 часов)

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых.

Доказательство теорем о параллельности трех прямых.

1

5

Параллельность прямой и плоскости.

Формулировка и доказательство теорем. Нахождение расстояния между прямой и плоскостью.

1

6

Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»

Решение задач на построение, доказательство и вычисление.

1

7

Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»

Решение задач на вычисление расстояния между прямой и плоскостью.

1

8

Обобщающий урок по теме «Параллельность прямой и плоскости».

Применение изученных теорем к решению задач.

1

9

Скрещивающиеся прямые.

Доказательство признака и свойства скрещивающихся прямых.

1

10

Углы с сонаправленными сторонами, угол между прямыми.

Нахождение угла между прямыми в пространстве.

1

11

Решение задач на нахождение угла между прямыми.

Закрепление навыков вычисления углов между прямыми.

1

12

Обобщающий урок по теме «Скрещивающиеся прямые. Углы между прямыми».

Применение изученных свойств и теорем к решению задач.

1

13

Контрольная работа № 1 «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей».

1

14

Параллельные плоскости.

Понятие параллельных плоскостей. Иллюстрирование  этих понятий  примерами из окружающей обстановки.

1

15

Свойства параллельных плоскостей.

Применение свойств параллельных плоскостей при решении задач.

1

16

Тетраэдр.

Представление о тетраэдре, его элементах. Построение тетраэдра.

1

17

Тетраэдр.

Построение сечения тетраэдра.

1

18

Параллелепипед.

Представление о параллелепипеде и его элементах. Формулировка свойств.

1

19

Задачи на построение сечений. Знакомство с новым видом задач.

1

20

Решение задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.

1

21

Закрепление навыков построения сечений, применение изученных теорем и свойств к решению задач.

1

22

Урок обобщения и систематизации знаний «Параллельность прямых и плоскостей».

1

23

Контрольная работа № 2  «Параллельность прямых и плоскостей».

1

24

Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 часов)

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

Понятие прямой, перпендикулярной к плоскости.

1

25

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Доказательство признака.

1

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Применение признака к решению задач.

1

27

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

Доказательство единственности существования прямой перпендикулярной плоскости.

1

28

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Решение основных типов задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

1

29

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Совершенствование навыков решения задач по теме.

1

30

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Применение теорем к решению задач повышенной сложности.

1

31

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

Доказательство теоремы.

1

32

Угол между прямой и плоскостью.

Решение задач на вычисление угла между прямой и плоскостью.

1

33

Решение задач по теме «Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью».

Применение теоремы при решении задач.

1

34.

Решение задач по теме «Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью».

Применение изученных теорем к решению задач. Закрепление.

1

35

Двугранный угол.

Представление о двугранном угле, его измерении.

1

36

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

Доказательство признака. Применение признака к решению задач.

1

37

Прямоугольный параллелепипед.

Знакомство с многогранником, его элементами и свойствами.

1

38

Прямоугольный параллелепипед.

Применение изученных свойств к решению задач.

1

39

Решение задач по теме «Перпендикулярность плоскостей».

Закрепление навыков решения задач на перпендикулярность плоскостей.

1

40

Решение задач по теме «Перпендикулярность плоскостей».

Использование свойств прямоугольного параллелепипеда при решении задач.

1

41

Трёхгранный угол. Многогранный угол. Знакомство с понятиями.

1

42

Урок обобщения и систематизации знаний «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

1

43

Контрольная работа № 3  «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

1

44

Многогранники

(17 часов)

Анализ контрольной работы. Понятие многогранника.

Представление о геометрическом теле и его поверхности. Примеры выпуклых многогранников.

1

45

Призма. Площадь поверхности призмы.

Представление о призме, ее элементах. Изображение призмы. Вывод формулы.

1

46

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

Вычисление площади поверхности прямой призмы.

1

47

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

Применение формул к решению задач.

1

48

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

Вычисление площади поверхности наклонной призмы.

1

49

Пирамида.

Представление о пирамиде, ее элементах. Изображение пирамиды.

1

50

Правильная пирамида.

Знакомство со свойствами правильной пирамиды.

1

51

Правильная пирамида.

Применение изученных свойств пирамиды к решению задач.

1

52

Усечённая пирамида.

Представление об усеченной пирамиде, ее элементах.  

1

53

Решение задач на применение свойств усеченной пирамиды.

1

54

Вычисление площади поверхности усеченной пирамиды.

1

55

Симметрия в пространстве. Знакомство с видами симметрии в пространстве. Примеры из жизни.

1

56

Понятие правильного многогранника.

Элементы симметрии правильных многоугольников. Представление о правильных многогранниках.  

1

57

Построение симметричных фигур.

1

58

Урок обобщения и систематизации знаний «Многогранники».

Решение задач с применением изученных свойств многогранников.

1

59

Контрольная работа № 4  «Многогранники».

1

60

Анализ контрольной работы. Обобщение материала по теме.

1

61

Повторение курса 10 класса

 (8 часов)

Параллельность прямых и плоскостей.

 Применение изученных теорем при решении задач.

1

62

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Закрепление навыков решения задач на перпендикулярность прямых и плоскостей.

1

63

Многогранники.

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

1

64

Решение задач на вычисление площади поверхности пирамиды.

1

65

Многогранники.

Решение задач на построение сечений многогранников. Вычисление площади сечения.

1

66

Применение изученных теорем и свойств многогранников при решении задач повышенной сложности.

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Обобщающий урок.

1

11 класс

№ № п/п

Раздел

Тема урока

Коли-чество часов

1

Цилиндр. Конус. Шар. (16 часов)

Понятие цилиндра.

Построение цилиндра. Представление об элементах цилиндра.

1

2

Цилиндр. Решение задач.

Построение осевого сечения цилиндра. Вычисление площади осевого сечения цилиндра.

1

3

Площадь поверхности цилиндра.

Решение задач на вычисление площади поверхности цилиндра.

1

4

Конус.

Представление о конусе и его элементах. Построение конуса.

1

5

Конус, площадь поверхности конуса.

Решение задач на вычисление площади поверхности конуса.

1

6

Усеченный конус.

Построение усеченного конуса.

1

7

Вывод формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности конуса. Применение формул при решении задач.

1

8

Сфера и шар.

Понятие сферы, шара, их элементов

1

9

Взаимное расположение сферы и плоскости.

Построение сечения сферы.

1

10

Касательная плоскость к сфере, уравнение сферы.

Составление уравнения сферы.

1

11

Площадь сферы.

Применение формулы для вычисления площади сферы при решении задач.

1

12

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар.

Представление о вписанной сфере и описанной сфере.

Применение понятий при решении задач.

1

13

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар.

Решение задач на комбинации тел.

1

14

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар.

Закрепление навыков решения задач по теме.

1

15

Обобщение по теме: «Цилиндр, конус, сфера и шар»

Применение изученных свойств при решении задач повышенной сложности.

1

16

Контрольная работа № 1 по теме «Цилиндр, конус, сфера и шар».

1

17

Объемы тел

(21 час)

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Представление об объеме тел, свойстве объемов.

1

18

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

Решение задач на вычисление объема прямоугольной призмы

1

19

Объем прямоугольного параллелепипеда.

Закрепление навыков решения задач на применение теорем об объеме прямоугольного параллелепипеда.

1

20

Объем прямой призмы.

Формулировка теоремы об объеме прямой призмы. Вычисление объема прямой призмы.

1

21

Объем цилиндра.

Формулировка теоремы об объеме цилиндра. Решение задач на вычисление объема цилиндра.

1

22

Объем цилиндра.

Закрепление навыков вычисления объема цилиндра по формуле.

1

23

Вычисление объемов тел с помощью интеграла.

Применение определенного интеграла для вычисления объемов тел.

1

24

Объем наклонной призмы.

Вывод формулы объема наклонной призмы с помощью интеграла. Применение формулы при решении задач.

1

25

Объем пирамиды.

Вывод формулы объема пирамиды с использованием основной формулы объема тел.

1

26

Объем пирамиды.

Нахождение объема пирамиды, вершина которой проецируется в центр вписанной или описной около основания окружности.

1

27

Объем пирамиды.

Решение типовых задач на вычисление объемов пирамиды и усеченной пирамиды.

1

28

Объем конуса.

Вывод формулы объема конуса. Применение формулы при решении задач.

1

29

Решение задач на нахождение объема конуса.

Закрепление навыков решения задач на вычисление объема конуса.

1

30

Контрольная работа № 2 по теме «Объем многогранников»

1

31

Объем шара.

Применение формулы объема шара при решении задач.

1

32

Объем шара и его частей.

Закрепление навыков вычисления объема шара.

1

33

Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.

Представление о шаровом слое, сегменте, секторе.

1

34

Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.

Применение формул объемов частей шара при решении задач.

1

35

Площадь сферы.

Вычисление площади поверхности шара.

1

36

Решение задач по темам

«Объем шара и его частей» и «Площадь сферы».

Применение изученных формул при решении задач.

1

37

Контрольная работа №3 по темам  «Объем шара»  и «Площадь сферы».

1

38

Векторы в пространстве (6 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов.

Представление о векторах. Построение вектора равного данному.

1

39

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.

Закрепление правил сложения векторов по правилу треугольника, параллелограмма. Построение вектора суммы и разности векторов.

1

40

Умножение вектора на число. Решение задач на умножение вектора на число.

1

41

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

Представление о компланарных векторах. Определение компланарных векторов. Закрепление навыков сложения трех некомпланарных векторов.

1

42

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Нахождение разложения вектора по трем некомпланарным векторам.  

1

43

Проверочная работа по теме «Векторы в пространстве».

1

44

Метод координат в пространстве. Движения. (13 часов).

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора.

Понятие пространственной декартовой системы координат. Построение системы координат в пространстве. Определение координат точек.

1

45

Координаты вектора.

Вычисление координат вектора. Разложение векторов по координатным.

1

46

Координаты вектора. Действия над векторами.

Сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разность двух векторов.

1

47

Связь между координатами векторов и координатами точек.

Понятие радиус-вектора. Отработка понятий коллинеарных и компланарных векторов при решении задач.

1

48

Простейшие задачи в координатах.

Вывод формул координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками. Применение формул при решении задач.

1

49

Простейшие задачи в координатах.

Примеры решения стереометрических задач методом координат.

1

50

Контрольная работа №4 по теме «Координаты точки и координаты вектора».

1

51

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

Вывод формулы скалярного произведения в координатах. Применение скалярного произведения при решении задач.

1

52

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

Формирование умений вычислять скалярное произведение, угол между векторами.

1

53

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

Применение скалярное произведения при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми.

1

54

Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос.

Знакомство с видами движения.

1

55

Решение задач по теме «Движение».

Применение теоретических знаний при решении задач.

1

56

Контрольная работа № 5 по теме «Векторы».

1

57

Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов (10 часов).

Повторение по теме: Параллельность прямых в пространстве, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей.

Решение задач на параллельность прямых и плоскостей в пространстве.

1

58

Повторение по теме: Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.

Решение задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями.

1

59

Повторение по теме: Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Вычисление углов между плоскостями.

1

60

Многогранники. Параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей.

Вычисление площади поверхности многогранников.

1

61

Повторение по теме: Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида.

Применение свойств многогранников при решении задач

1

62

Повторение по теме: Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов.

Выполнение действий над векторами.

1

63

Повторение по теме: Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей.

Решение задач на вычисление площади поверхности тел вращения.

1

64

Повторение по теме: «Объемы тел».

Закрепление навыков вычисления объемов тел.

1

65

Повторение по теме: «Объемы тел».

Применение формул для вычисления объемов тел к задачам повышенной сложности.

1

66

Повторение по теме: «Тела вращения».

Применение формул объемов к решению задач повышенной сложности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая авторская программа по физике для 11 класса(профиль), 175 час

Рабочая программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 № 309-...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая авторская программа для дополнительного образования "Сохраним ценность наших лесов"

Основная цель программы: формирование экологических знаний о лесных экосистемах своей местности, воспитание потребности охраны лесов....

Рабочая Авторская программа по истории для 10 и 11 классов

Рабочая Авторская программа по истории для 10 и 11 классов представлена в виде логически взаимосвязанных модулей раскрывавющих основные этапы развития российской государственности. Завершающей работой...

Рабочие авторские программы алгебра

Рабочие программы авторские...

Рабочая авторская программа математика

Рабочая авторская программа математика...

Рабочая учебная программа Геометрии

Рабочая учебная программа  Геометрии 7 класс, автор Атанасян...