Конспект урока Простейшие вероятностные задачи в текстах профильного экзамена по математике
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Сафронова Ирина Геннадьевна

Конспект урока Простейшие вероятностные задачи в текстах профильного экзамена по математике для 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

В жизни нет  гарантий, существуют одни вероятности..(слайд 2)

Том Клэнси

Организационная информация

Тема урока

Простейшие вероятностные задачи в текстах профильного экзамена по математике.

Предмет

алгебра

Класс

11

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Сафронова Ирина Геннадьевна

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №6» г.Чебоксары

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Чувашская Республика

Город/поселение

Город Чебоксары

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

рассмотреть простейшие понятия теории вероятностей

Задачи урока

  • образовательные: научить в процессе реальной ситуации определять достоверные, невозможные, равновероятностные, совместные и несовместные события; научить решать задачи из жизни;
  • воспитательные: воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие,  настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
  • развивающие: развитие умения анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Уметь:

  • определять достоверные, невозможные, равновероятностные, совместные и несовместные события, решать задачи;
  • анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, проектор, презентация по теме «Простейшие вероятностные задачи», экран.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

элемент новизны, связь с жизнью, творческое применение знаний в новых ситуациях, исторические экскурсы, красочная презентация, создание максимально благоприятных условий учения каждого ученика, использование индивидуальных способностей.

Ход и содержание урока

1. Организационный момент

Приветствие учеников, сообщение темы и цели урока

2. Изучение нового материала

2.1.  Что такое событие (слайд 3)

Например:

  • В теории вероятностей возможный исход эксперимента, называется элементарным событием, а множество таких исходов называется просто событием.
  • Событие – это результат испытания.

Пример.

Стрелок стреляет по мишени, разделенной на четыре области. Выстрел – это испытание. Попадание в определенную область мишени – событие. В урне имеются цветные шары. Из урны наудачу берут один шар. Извлечение шара из урны есть испытание. Появление шара определенного цвета – событие.

  • В теории вероятностей под событием понимают то, относительно чего после некоторого момента времени можно сказать одно и только одно из двух. Да, оно произошло. Нет, оно не произошло.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что некоторое событие может произойти, а может и не произойти.

Например:

В следующем году первый снег выпадет в четверг. Бутерброд упадет маслом вверх. При бросании кубика выпадет двойка. При бросании кубика выпадет четное число.

У меня есть лотерейный билет. После опубликования результатов розыгрыша лотереи интересующее меня событие – выигрыш миллиона рублей, либо происходит, либо не происходит.

Такие непредсказуемые события называются случайными.(слайд 4)

Теория вероятностей изучает различные модели случайных событий, их свойства и характеристики. Разумеется, эта теория не может однозначно предсказать, какое событие в реальности произойдет, но может оценить, какое событие наиболее вероятно. При этом будем считать, что случайные события равновероятны (или равновозможны), - идеализированная модель.

Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными, а те, которые не могут происходить одновременно, - несовместными.(слайд 5)

Примеры.

1.  Из ящика с деталями наудачу извлечена деталь. Появление стандартной детали исключает появление нестандартной детали. События «появилась стандартная деталь» и «появилась нестандартная деталь» - несовместные.      

2.  Брошена монета. Появление «герба» исключает появление надписи. События «появился герб» и «появилась надпись» - несовместные.

3.  Примеры ребят.

Равновозможными называются события, когда в их наступлении нет преимуществ.(слайд 6)

Неравновозможные события те, у которых в наступлении одного из событий есть какое то преимущество.

Примеры.

1. Появление герба или надписи при бросании монеты представляют собой равновероятные события.

2. Пусть бросают игральную кость. В силу симметрии кубика можно считать, что появление любой из цифр 1, 2, 3, 4, 5 или 6 одинаково возможно (равновероятно).

3. Примеры ребят.

Событие, которое происходит всегда,  называют достоверным событием.

Вероятность достоверного события равна 1.  (слайд 7)

Событие, которое не может произойти, называется невозможным.

Вероятность невозможного события равна 0.

Примеры.

1.  В следующем году снег не выпадет. При бросании кубика выпадет семерка. Это невозможные события.

2. В следующем году снег  выпадет. При бросании кубика выпадет число, меньше семи. Ежедневный восход солнца. Это достоверные события.

3. Пусть, например, из урны, содержащей только черные шары, вынимают шар. Тогда появление черного шара – достоверное событие; появление белого шара – невозможное событие.

4. Приведите примеры достоверных и невозможных событий.

2.2. Краткая историческая справка

Например:

Первые работы, в которых зарождались основные понятия теории вероятностей, представляли собой попытки создания теории азартных игр (Кардано, Гюйгенс, Паскаль, Ферма и другие в XVI—XVII вв).

Следующий  этап развития теории вероятностей связан с именем Якоба Бернулли (1654 – 1705гг.). Доказанная им теорема, получившая впоследствии название «Закона больших чисел», была первым теоретическим обоснованием накопленных ранее фактов.

Дальнейшими успехами теория вероятностей обязана Муавру, Лапласу, Гауссу, Пуассону и другим.

Наиболее плодотворный период связан с именами П.Л. Чебышева (1821 – 1894 гг.) и его учениками А.А. Маркова (1856 – 1922 гг.) и А.М. Ляпунова (1857 – 1918 гг.). В этот период теория вероятностей становится стройной математической наукой.

Ее последующее развитие в нашей стране обязано в первую очередь таким математикам, как С.Н. Бернштейн, В.И. Романовский, А.Н.Колмогоров, А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, Н. В. Смирнов и другие.

2.3. Что такое «теория вероятностей»?

Например:

  • Теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними. (Советский энциклопедический словарь, 1982 год)
  • Теория вероятностей – это математическая наука, позволяющая по вероятностям одних случайных событий находить вероятности других случайных событий, связанных каким – либо образом с первыми. (А.А.Боровков «Теория вероятностей», М.: Наука, 1986 год.)
  • Вероятность – это численная характеристика реальности появления того или иного события.

Классическое определение вероятности.( слайд 8)

Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А, к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания.

Для решения задач используют алгоритм нахождения вероятности случайного события.(слайд 9)

Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого испытания следует найти:

1) число N всех возможных исходов данного испытания;

2) количество N(A) тех исходов, в которых наступает             событие А;

3) частноеоно и будет равно вероятности события А.

Принято вероятность события А обозначать так: Р(А).  Значит Р(А) =  

Примеры.(слайд 10)

1. На завод привезли партию из 1000 подшипников. Случайно в эту партию попало 35 подшипников, не удовлетворяющих стандарту. Определить вероятность Р(А) того, что взятый наудачу подшипник окажется стандартным.

Решение. Число стандартных подшипников равно 1000 – 35 = 965. Будем считать, что каждый подшипник имеет одинаковую вероятность быть выбранным. Тогда полная группа событий состоит из N = 1000 равновероятных исходов, из которых событию А благоприятствуют N(A) = 965 исходов.

Поэтому

Ответ: 0,965.

2. Найдем вероятность того, что при одном бросании игральной кости (кубика) выпадает: а) три очка; б) число очков, кратное трем; в) число очков больше трех; г) число очков, не кратное трем.

Решение. Всего имеется N=6 возможных исходов: выпадение 1,2,3,4,5,6 очков. Считаем, что эти исходы равновозможные.

а) Только при одном из исходов N(А)=1 происходит интересующее нас событие А – выпадение трех очков. Вероятность этого события .

б) При двух исходах N(B) = 2 происходит событие B: выпадение числа очков кратных трем: выпадение или трех или шести очков. Вероятность такого события .

в) При трех исходах N(C) = 3 происходит событие C: выпадение числа очков больше трех: выпадение четырех, пяти или шести очков. Вероятность этого события .

г) Из шести возможных выпавших чисел четыре (1, 2, 4 и 5) не кратны трем, а остальные два (3 и 6) делятся на три. Значит, интересующее нас событие D,

наступает в четырех случаях, т.е. N(D) = 4. Вероятность такого события: Ответ: а) ; б) ; в) ; г) .

Для вычисления вероятности часто используют правило умножения.(слайд 11)

Для того, чтобы найти число всех возможных исходов  независимого проведения двух испытаний  А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А  и число всех исходов испытания В.

Пример.

Найдем вероятность того, что при подбрасывании двух костей  суммарное число очков окажется равным 5.

Решение. Возможно следующее сочетание очков на первой и второй костях:

1 + 4,  2 + 3,  3 + 2,  4 + 1 – четыре благоприятных случая (N(A) = 4). Всего возможных исходов N = 6·6 = 36 (по шесть для каждой кости). Тогда вероятность рассматриваемого события  

Ответ: .

Вероятность Р(А) некоторого события  .

При решении некоторых задач удобно использовать свойство вероятностей противоположных событий.(слайд 12)

События А и В называются противоположными, если всякое наступление события А означает ненаступление события В, а ненаступление события А – наступление события В.

Событие, противоположное событию А, обозначают символом  . Сумма вероятностей противоположных событий равна 1. .

Примеры.

1. Бросаем один раз игральную кость. Событие А – выпадение четного числа очков, тогда событие  - выпадение нечетного числа очков.  

2. В среднем из 1000 аккумуляторов, поступивших в продажу, 7 неисправны. Найдите вероятность того, что один купленный аккумулятор окажется исправным.    

Решение. Элементарный исход – случайно выбранный аккумулятор. Поэтому

N = 1000.

Событию А = {аккумулятор исправен} благоприятствуют 1000 – 7 = 993 исхода.

Поэтому N(A) = 993.

Тогда

Ответ: 0,993.

Эту задачу можно решить с помощью формулы вероятности противоположного события  = {аккумулятор неисправен}. Тогда N(Ā)=7.

Имеем=  Значит,  P(A) = 1- =1 – 0,007 = 0,993.

Ответ:  0,993.

2.4. Решение задач (у доски).

1. Монета бросается два раза. Какова вероятность того, что:
а) герб выпадет хотя бы один раз? б) герб выпадет два раза?    
(слайд 13)

Решение. а) Пусть А - событие, состоящее в том, что в результате проведенного испытания герб выпал хотя бы один раз.
Равновозможными элементарными исходами здесь являются: ГГ, ГР, РГ, РР, т.е. N = 4. Событию А благоприятствуют исходы: ГГ, ГР, РГ, т.е. N(A) = 3.
Следовательно, 

б) Пусть В - событие, состоящее в том, что в результате проведенного испытания герб выпал два раза.
Событию В благоприятствует один исход: ГГ, т.е. N(B) = 1.
Следовательно, 

Ответ: а) ;    б)  .

2.  Игральная кость бросается два раза. Какова вероятность того, что сумма выпавших очков равна 6 (событие А)?    

Решение. Равновозможными элементарными исходами здесь являются пары (x, y), где x и y принимают значения: 1,2,3,4,5,6. Таким образом, общее число элементарных исходов равно N = 6 · 6 = 36.
Событию А благоприятствуют пары (1;5), (2;4), (3;3), (4;2), (5;1), число которых равно N(А) = 5.
Следовательно, 
.

Ответ: .

3.  В ящике лежат 6 красных и 6 синих шаров. Наудачу вынимают 8 шаров. Определите вероятность события А - все выбранные шары красные.(слайд 14)

Решение. Р(А) = 0, т.к. это событие А - невозможное.

Ответ:  0.

4.  Научная конференция проводится 3 дня. Всего запланировано 50 докладов: в первый день – 30 докладов, а остальные распределены поровну между вторым и третьим днями. Порядок докладов определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции?      (слайд  15)

Решение. Так как в третий день будут слушать 10 докладов, то благоприятных исходов N(А) = 10, а всего докладов 50, т.е. равновозможных исходов N = 50. Поэтому  .

Ответ:  0,2.

5.  Перед началом первого тура чемпионата  по теннису разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 46 теннисистов, среди которых 19 участников из России, в том числе Ярослав Исаков. Найдите вероятность того, что в первом туре Ярослав Исаков будет играть с каким – либо теннисистом из России.(слайд 16)

Решение. Число всех исходов N = 45. Число элементарных событий, благоприятствующих событию А равно 18. Все элементарные события равновозможны по условию задачи, поэтому

Ответ:  0,4.

2.5. Решение задач в группах  

А теперь перейдем к работе в группах. Ваша задача: решить задачи, оформить их в тетрадях и рассказать о проделанной совместной работе. Листочки с заданиями  на столах. Помогайте друг другу при решении.  (Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой группе).

Задачи:

1. Вася, Петя, Коля и Леша бросили жребий - кому начинать игру. Найдите вероятность того,  что начинать игру должен будет Петя.

2. Игральный кубик  (кость) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало число очков, больше чем 4?

3. В случайном эксперименте бросают два игральных кубика. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков.

4. В случайном эксперименте монету бросили три раза. Какова вероятность того, что орел выпал ровно два раза?

5. В соревнованиях по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из Финляндии, 7 спортсменов из Дании, 9 спортсменов из Швеции и 5- из Норвегии. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из Швеции.

6. В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменок: 8 из России, 7 из США, остальные – из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Китая.

7.  Фабрика выпускает сумки. В среднем на 100 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

Решения к задачам:

1. Случайный эксперимент – бросание жребия. Элементарное событие в этом эксперименте – участник, который выиграл жребий. Перечислим их:  (Вася), (Петя), (Коля) и (Лёша).

Общее число элементарных событий N = 4. Жребий подразумевает, что элементарные события равновозможны. Событию A = {жребий выиграл Петя}

благоприятствует только одно элементарное событие (Петя). Поэтому N(A)=1.

Тогда .

Ответ: 0,25.

2.  Случайный эксперимент – бросание кубика. Элементарное событие –число на выпавшей грани. Граней всего шесть. Перечислим все элементарные события: 1,2,3,4,5 и 6. Значит, N=6. Событию A={выпало больше, чем 4} благоприятствует два элементарных события: 5 и 6. Поэтому N(A) = 2. Элементарные события равновозможны, поскольку подразумевается, что кубик честный. Поэтому   .

Ответ: .

3. Элементарный исход в этом опыте – порядочная пара чисел. Первое число выпадает на первом кубике, а второе – на втором. Множество элементарных исходов удобно представить таблицей. Строки соответствуют результату первого броска, столбцы – результату второго броска. Всего элементарных событий N = 3.

    1      2     3      4     5       6

2

3

4

5

6

7

3

4

5

6

7

8

4

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

11

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

Напишем в каждой клетке таблицы сумму выпавших очков и закрасим клетки, где сумма равна 8. Таких ячеек 5. Значит событию А = {сумма равна 8} благоприятствует пять элементарных исходов. Следовательно, N(A) = 5.

Поэтому

Ответ:

4. Орёл обозначим буквой О, решку – буквой Р. В описанном эксперименте элементарные исходы – тройки, составленные из букв О и Р. Выпишем все их в таблицу:

Элементарный исход

Число орлов

ООО

3

ООР

2

ОРО

2

ОРР

1

РОО

2

РОР

1

РРО

1

РРР

0

Всего исходов получилось 8. Значит, N=8. Событию А = {орёл выпал ровно два раза} благоприятствует элементарные события ООР, ОРО, РОО. Поэтому N(A)=3. Тогда

Ответ: 0,375.

5. Элементарный исход – спортсмен, который выступает последним. Последним может оказаться любой спортсмен. Всего спортсменов N=4+7+9+5+5=25. Событию А = {последний из Швеции} благоприятствуют только 9 исходов (столько, сколько участвует шведских спортсменов). Поэтому N(A)=9.

Тогда

Ответ: 0,36.

6. Элементарные события – спортсменка, выступающая первой. Поэтому N=20. Чтобы найти число элементарных событий, благоприятствующих событию А = {первой выступает спортсменка из Китая}, нужно подсчитать число спортсменок из Китая: N(A)=20-(8+7)=5. Все элементарные события равновозможны по условию задачи, поэтому

Ответ: 0,25.

7.  Элементарный исход – случайно выбранная сумка. Поэтому  N = 108.

Событию А = {качественная сумка}  благоприятствуют 100 исходов.

Поэтому N(A) = 100.

Тогда

Ответ: 0,93.

Проверка и оценивание

Отчет групп о проделанной работе. Самооценивание выполненных заданий по принципу:

- я понял решение

- я смогу выполнить такие задания самостоятельно

- я смогу решить такие задания на экзамене

Рефлексия деятельности на уроке

3.  Итоги урока        (слайд 17)

Ученики проговаривают, что нового узнали на уроке. Учитель оценивает работу ребят. При выходе из кабинета каждый ученик выбирает прямоугольник по цвету, соответствующему надписями “всё понятно и усвоено”, “трудно и не всё понятно”, “не понятно и не усвоено”, и опускает в соответствующий конверт.

Домашнее задание

1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.

2. При производстве в среднем на каждые 2982 исправных насоса приходится 18 неисправных. Найдите вероятность того, что случайно выбранный насос окажется неисправным.

3.Научная конференция проводится в 5 дней. Всего запланировано 75 докладов — первые три дня по 17 докладов, остальные распределены поровну между четвертым и пятым днями. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Какова вероятность, что доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции?

4. Перед началом первого тура чемпионата по бадминтону участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 26 бадминтонистов, среди которых 10 спортсменов из России, в том числе Руслан Орлов. Найдите вероятность того, что в первом туре Руслан Орлов будет играть с каким-либо бадминтонистом из России.

5. В сборнике билетов по математике всего 25 билетов, в 10 из них встречается вопрос по теме "Неравенства". Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по теме "Неравенства".

6.В классе 26 учащихся, среди них два друга — Андрей и Сергей. Учащихся случайным образом разбивают на 2 равные группы. Найдите вероятность того, что Андрей и Сергей окажутся в одной группе.

7.У Вити в копилке лежит 12 рублёвых, 6 двухрублёвых, 4 пятирублёвых и 3 десятирублёвых монеты. Витя наугад достаёт из копилки одну монету. Найдите вероятность того, что оставшаяся в копилке сумма составит более 70 рублей.

Дополнительная необходимая информация

Длительность: 1 учебный час.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Методологическая база:(слайд 18)

  1. программа: Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы. Авторы – составители И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Москва: Мнемозина, 2015 год.
  2. УМК:
  • А.Г.Мордкович. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник;
  • А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник;
  • И.В.Ященко. ЕГЭ 2019, 2020. Профильная математика. Сборник заданий
  • Задание №4. Информационный портал «Сдам ГИА.Решу ЕГЭ»                                                                                                                                                                                
  1. интернет – источники:

https://ege.sdamgia.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E2%E5%F0%EE%FF%F2%ED%EE%F1%F2%E5%E 9;

http://redpencil.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0&Itemid=35 .

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Презентация используется при изучении нового материала, закреплении. Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и повышает его усвоение. При объяснении   нового материала учитель не делает записи на доске и, следовательно, больше времени остается на его закрепление. Подобранный материал активизирует познавательный интерес и творческую активность всех участников образовательного процесса.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Начать следующий урок можно с опроса по теме:

  • Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
  • Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Достоверное событие и его вероятность.

2. а) В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.

б) В чемпионате по гимнастике участвуют 40 спортсменок: 12 из Аргентины, 9 из Бразилии, остальные — из Парагвая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Парагвая.

в) В среднем из 500 садовых насосов, поступивших в продажу, 4 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

Вариант 2

1. Невозможное событие и его вероятность.

2. а) В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 9 очков. Результат округлите до сотых.

б) В чемпионате по гимнастике участвуют 64 спортсменки: 20 из Японии, 28 из Китая, остальные — из Кореи. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Кореи.

в) Фабрика выпускает сумки. В среднем на 170 качественных сумок приходится шесть сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

Ответ: вариант 1.   2. а) 0,17; б) 0,475; в) 0,992.

            вариант 2.   2. а) 0,11; б) 0,25; в) 0,97.

Другое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Простейшие вероятностные задачи» 11 класс Учитель математики Сафронова Ирина Геннадьевна МБОУ « СОШ №6» г. Чебоксары

Слайд 2

В жизни нет гарантий, существуют одни вероятности. Том Клэнси

Слайд 3

Событие – это результат испытания . Что такое событие? Из урны наудачу берут один шар. Извлечение шара из урны - испытание. Появление шара определенного цвета – событие .

Слайд 4

Непредсказуемые события называются случайными . В жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что некоторое событие может произойти, а может и не произойти. После опубликования результатов розыгрыша лотереи событие – выигрыш, либо происходит, либо не происходит. Пример.

Слайд 5

Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными , а те, которые не могут происходить одновременно, - несовместными . Брошена монета. Появление «герба» исключает появление надписи. События «появился герб» и «появилась надпись» - несовместные. Пример.

Слайд 6

Равновозможными называются события, когда в их наступлении нет преимуществ . Пусть бросают игральную кость. В силу симметрии кубика можно считать, что появление любой из цифр 1, 2, 3, 4, 5 или 6 одинаково возможно (равновероятно). Пример .

Слайд 7

Событие, которое происходит всегда, называют достоверным . Событие, которое не может произойти, называется невозможным . Пример . Пусть из урны, содержащей только черные шары, вынимают шар. Тогда появление черного шара – достоверное событие; Появление белого шара – невозможное событие.

Слайд 8

Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А, к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания. Классическое определение вероятности .

Слайд 9

3) частное N(A)/N и будет равно вероятности события А. Алгоритм нахождения вероятности случайного события . Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого испытания следует найти: 1) число N всех возможных исходов данного испытания; 2) количество N ( A ) тех исходов, в которых наступает событие А; Принято вероятность события А обозначать так: Р(А).

Слайд 10

Пример. На завод привезли партию из 1000 подшипников. Случайно в эту партию попало 3 5 подшипников, не удовлетворяющих стандарту. Определить вероятность Р(А) того, что взятый наудачу подшипник окажется стандартным. Благоприятное событие А: подшипник окажется стандартным. Решение. Количество всех возможных исходов N = 1000. Количество благоприятных исходов N(A)=1000-35=965. Значит: Ответ: 0, 65 .

Слайд 11

Правило умножения: для того, чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В. Пример. Найдем вероятность того, что при подбрасывании двух костей суммарное число очков окажется равным 5. Благоприятное событие А : в сумме выпало 5 очков. Количество всех возможных исходов: Кол-во благоприятных исходов N(A)= 1- я кость - 6 вариантов 2-я кость - 6 вариантов N=6∙6=36. { 1 + 4, 2 + 3, 3 + 2, 4 + 1 }=4 Решение: Значит: Ответ:

Слайд 12

События А и В называются противоположными, если всякое наступление события А означает ненаступление события В, а ненаступление события А – наступление события В. Пример. Бросаем один раз игральную кость. Событие А – выпадение четного числа очков, Событие Ā - выпадение нечетного числа очков.

Слайд 13

Решение задач. Монета бросается два раза. Какова вероятность того, что: герб выпадет хотя бы один раз? Решение: Благоприятное событие А: герб выпадет хотя бы один раз. Кол-во всех возможных исходов N = 2 ∙ 2 = 4. Кол-во благоприятных исходов N(A)={ ГГ, ГР, РГ } = 3. Значит : Ответ: 0,75.

Слайд 14

В ящике лежат 6 красных и 6 синих шаров. Наудачу вынимают 8 шаров. Определите вероятность события А - все выбранные шары красные. Решение: Р(А) = 0, т.к. это событие А - невозможное. Ответ: 0.

Слайд 15

Научная конференция проводится 3 дня. Всего запланировано 50 докладов: в первый день – 30 докладов, а остальные распределены поровну между вторым и третьим днями. Порядок докладов определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции? Решение: Благоприятное событие А: доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции. Кол-во всех возможных исходов N = 50 . Кол-во благоприятных исходов N(A)= (50-30):2=10. Значит : Ответ: 0.2.

Слайд 16

Перед началом первого тура чемпионата по теннису разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 46 теннисистов, среди которых 19 участников из России, в том числе Ярослав Исаков. Найдите вероятность того, что в первом туре Ярослав Исаков будет играть с каким – либо теннисистом из России. Решение: Благоприятное событие А: в первом туре Ярослав Исаков будет играть с каким – либо теннисистом из России Кол-во всех возможных исходов N = 45 . Кол-во благоприятных исходов N(A)= 18. Значит : Ответ: 0.4.

Слайд 17

Работа в группах. Ваша задача: решить задачи, оформить их на листочках и рассказать о проделанной совместной работе. Листочки с заданиями на столах. Помогайте друг другу при решении  ))

Слайд 18

Задания для работы в группах 1. Вася, Петя, Коля и Леша бросили жребий - кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должен будет Петя. 2. Игральный кубик (кость) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало число очков, больше чем 4? 3. В случайном эксперименте бросают два игральных кубика. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. 4. В случайном эксперименте монету бросили три раза. Какова вероятность того, что орел выпал ровно два раза? 5. В соревнованиях по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из Финляндии, 7 спортсменов из Дании, 9 спортсменов из Швеции и 5- из Норвегии. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из Швеции. 6. В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменок: 8 из России, 7 из США, остальные – из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Китая. 7. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 100 качественных сумок приходится восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

Слайд 19

Итог урока Молодцы! Сегодня вы все активно работали на уроке, решили много задач. Но не следует забывать, что для получения глубоких и прочных знаний по предмету и успешной сдачи ЕГЭ по математике каждому из вас необходима систематическая ежедневная учебная работа.

Слайд 20

Итог урока Домашнее задание: 7 задач на листочках Сегодня на уроке… Я узнал… На экзамене… Мне нужно… Я испытал затруднения… Я смогу…

Слайд 21

1. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы. Авторы – составители И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Москва: Мнемозина, 2015 год. УМК: 2.А.Г.Мордкович. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник; А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник; 3.И.В.Ященко. ЕГЭ 2019, 2020. Профильная математика. Сборник заданий 4.Задание №4. Информационный портал «Сдам ГИА. Решу ЕГЭ» 5. Интернет – источники: https://ege.sdamgia.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E2%E5%F0%EE%FF%F2%ED%EE%F1%F2%E5%E9 http://redpencil.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0&Itemid=35 Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простейшие вероятностные задачи Обучающая презентация № 1

Данная презентация содержит краткий теоретический материал по теории вероятностей и подборку тренировочных заданий. Презентация адресована выпускникам 11 классов....

Простейшие вероятностные задачи

В жизни мы посто­янно сталкиваемся с тем, что некоторое событие может произойти, а может и не произойти.  Такие непредсказуемые события называют слу­чайными. Теория вероятностей изучает раз...

Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение простейших вероятностных задач".

Это урок, на котором ребята   узнают об истории развития теории вероятностей,   повторят,   в процессе разгадывания кроссворда, основные понятия теории вероятностей, научатся решать зад...

Конспект урока по теме "Простейшие вероятностные задачи"

Технологическая карта урока по теме "Простейшие вероятностные задачи" 9 класс...

Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач"

Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач". Разработка содержит технологическую карту и презентацию. В работе систематизированы ...

Презентация обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач"

Презентация к уроку - обобщению в 9 классе по теме: "Решение простейших вероятностных задач". Приводятся задачи, взятые из "Решу ОГЭ", с решениями и иллюстрациями к ним. В разработ...

урок - конспект "Простейшие вероятностные задачи"

Классическая формула вероятности. задачи на нахождение вероятности по классической формуле...