методическая разработка. Открытый урок по теме " Геометрический смысл производной"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Скляренко Елена Владимировна

Методическая разработка состоит из двух файлов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрический смысл производной.

Слайд 2

Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций:

Слайд 3

Согласны ли вы с утверждением? Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку

Слайд 4

1 y = -1 x y y = cos x -π π x y y = x 2 х = 1 y = 2х - 1 х = π

Слайд 5

1 x y y = x 2 х = 1 y = 2х - 1 Касательная – предельное положение секущей

Слайд 6

y = kx+b k- угловой коэффициент k = tg α f ´ (x) = tg α

Слайд 7

y x f (x) M

Слайд 8

Уравнение касательной y = f(a) + f / (a) · (x - a) ( a;f(a) ) – координаты точки касания f ´ (a) = tg α = k – тангенс угла наклона касательной в данной точке или угловой коэффициент (х;у) – координаты любой точки касательной

Слайд 9

Алгоритм 1. Обозначим абсциссу точки касания буквой а 2. Вычислим f (а) 3. Найдем f ´ (x) и вычислим f ´ ( а ) 4. Подставим найденные значения в общее уравнение касательной. 5. y = f(a) + f / (a) · (x - a)

Слайд 10

Как Исаак Ньютон называл производную функции? С f(x)= √ ( 3-2x ) f ' (1)= ? Я f(x)=5/ ³√ ( 3x+2 ) f ' ( -1/3 )= ? Ю f(x)=12/ √ ( 3x² + 1 ) f ' ( 1 )= ? Ф f(x)= 4 √ ( 3-2x² ) f ' ( -1 )= ? К f(x)=2ctg2x f ' ( - π /4 )= ? И f(x)=4/(2-cos3x) f ' ( - π /6 )= ? Л f(x)= tg x f ' ( π /6 )= ?

Слайд 11

Как Исаак Ньютон называл производную функции? 1 4/3 9 -4 -1 -3 5 Ф Л Ю К С И Я

Слайд 12

Понятие "производная" возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.

Слайд 13

Задание Составить уравнение касательной к графику функции f(x)=x²-3x+5 в точке с абсциссой а = -1

Слайд 14

Составить уравнение касательной к графику функции f(x)=x²-3x+5 в точке с абсциссой а = -1 Составим уравнение касательной (по алгоритму). Вызвать сильного ученика. а = -1; f(a) = f(-1) = 1 + 3 + 5 = 9; f '(x) = 2х – 3, f '(a) = f '(-1) = -2 – 3 = -5; y = 9 – 5 · (x + 1), y = 4 – 5x. Ответ: y = 4 – 5x.

Слайд 15

Домашнее задание Алгебра (Алимов) п.48 №859, 860

Слайд 16

Итоги Что называется касательной к графику функции в точке? В чём заключается геометрический смысл производной? Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?

Слайд 17

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Морской технический колледж»

Открытый урок по теме:

«Геометрический смысл производной».

 

Предмет: математика

Преподаватель: Скляренко Е.В.

Урок проводиться на 1 курсе

По специальности « Эксплуатация

судовых и энергетических установок»

Санкт – Петербург

2019 год

Цели урока:

Образовательная: Уточнить понятие «касательной», вывести уравнение касательной, составить алгоритм «составления уравнения касательной к графику функции у = f (x)», начать отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях.

Развивающая: формировать   умение  учащихся применять теоретический материал к решению задач, развивать пространственное и конструктивное мышление, формировать умение брать ответственность за выбор и проявлять  самостоятельность при решении возникших проблем;

Воспитательная: воспитывать  аккуратность  чертежах, четкое оформление  решений  задач, положительный интерес к изучению математики, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке.

Структура урока.

1.Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3) Повторение изученного материала

4) Актуализация знаний

5) Объяснение нового материала.

6) Создание алгоритма «составления уравнения касательной».

7) Историческая справка.

8) Закрепление. Отработка умений и навыков в составлении уравнения касательной.

9) Домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.

11) Рефлексия

Оборудование и материалы: классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, чертежные инструменты.

Тип урока: изучение   нового материала, систематизация знаний и умений учащихся.

Время

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 3 минут

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя. Садятся на места.

1 минута

Сообщение темы урока

«Геометрический смысл производной»

Записывают в тетрадь

Слайд 1

5 минут

Повторение изученного материала.

Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций:

Решают в тетради, меняются с соседом,  проверяют и говорят ответы.

Слайд 2

5 минут

Актуализация знаний

Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции?

Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?

Давайте рассмотрим конкретные примеры:

1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе.

Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе.

Прямая x = π не является касательной к графику y = cos x, хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = - 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида  (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика.

Делают свои предположения.

Соглашаются.

Слайд 3

Обсуждают примеры.

Слайд 4

10 минут

Объяснение нового материала

Посмотрите, чем отличается положение прямой х=1 от положения у=2х-1? Сделайте вывод, что же такое касательная?

Делает итог сказанного учениками. Примем за определение: касательная это предельное положение секущей.

Раз касательная это прямая линия, а нам нужно составить уравнение касательной, то что, как вы думаете, нам нужно вспомнить?

 Вспомнить общий вид уравнения прямой.

Как еще называют число к?  

 к =  tg α

В чем заключается геометрический смысл производной?

Т. Е. я могу записать tg α = yˈ(а).

Давайте проиллюстрируем это на чертеже.

Пусть дана функция y = f (x) и точка М принадлежащая графику этой функции. Давайте определим её координаты следующим образом: х=а, у= f (а), т.е. М (а, f (а) ) и пусть существует производная f '(а), т.е. в данной точке производная определена. Проведем через точку М касательную.  Уравнение касательной – это уравнение прямой, поэтому оно имеет вид: y = kx + b. Следовательно, задача состоит в том, чтобы отыскать k и b. Обратите внимание на доску, из того что там записано, можно ли найти к?

Как теперь найти b?  Искомая прямая походит через точку М(а; f(a)), подставим эти координаты в уравнение прямой: f(a) = ka +b , отсюда b = f(a) – ka,  т. к. к =  tg α= yˈ(x), то b = f(a) – f '(а)а

Подставим значение b и к в уравнение y = kx + b.

y = f '(а)x + f(a) – f '(а)a, вынося за скобку общий множитель, получаем:

y = f(a) + f '(а) · (x-a).

Нами получено уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а.

Чтобы уверенно решать задачи на касательную, нужно четко понимать смысл каждого  элемента  в данном уравнении. Давайте ещё раз остановимся на этом:

  1. (а, f (а) ) – координаты точки касания
  2. f '(а) = tg α = к тангенс угла наклона или угловой коэффициент
  3. (х,у) – координаты любой точки  касательной

Предлагают возможные определения касательной.

Записывают определение в тетрадь.

Касательная – предельное положение секущей

Слайд 5

Общий вид уравнения прямой.

у= кх+b

угловой коэффициент или тангенс угла между этой прямой и положительным направлением оси Ох

Тангенс угла наклона между  касательной  и положительным направлением оси оХ

Слайд 6

Слайд 7

Внимательно слушают рассуждения учителя.

        

 да, k = f '(а).

Слайд 8

Записывают вывод формулы в тетрадь.

 

5 минут

Составление алгоритма

Предлагаю составить алгоритм самим учащимся:

  1. Обозначим абсциссу точки касания буквой а.
  2. Вычислим f(a).
  3. Найдем f '( х) и вычислим f '( а).
  4. Подставим найденные значения числа а, f( а), f '( а) в уравнение касательной.
  5. y = f(a) + f '(а) · (x-a).

Раздаю учащимся напечатанный заранее алгоритм как памятку для последующей работы.

Выдвигают варианты, делают общий вывод и записывают в тетрадь алгоритм.

Слайд 9

6 минут

Историческая справка  

Внимание на экран. Расшифруйте слово

С

f(x) = √(3-2х)

f '(1) = ?

Я

f(x) = 5 / ³√ (3х+2)

f '(-1/3) = ?

Ю

f(x) = 12 / √ (3х ²+1)

f '(1) = ?

Ф

f(x) = 4√ (3-2х²)

f '(-1) = ?

К

f(x) = 2 ctg 2x

f '(-π/4) = ?

И

f(x) = 4/(2-cos 3x)

f '(- π/6) = ?

Л

f(x) = tg x

f '( π /6 ) = ?

Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.

Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой.

Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.

Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.

В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.

Ответ: ФЛЮКСИЯ

слайд 10-11

Внимательно слушают учителя

Слайд 12-13

3 минуты

Закрепление

Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = х² - 3х + 5 в точке с абсциссой а = -1.

По алгоритму решают задачу.

Решение:

Составим уравнение касательной (по алгоритму). Вызвать сильного ученика.

  1. а = -1;
  2. f(a) = f(-1) = 1 + 3 + 5 = 9;
  3. f '(x) = 2х – 3,
    f '(a) = f '(-1) = -2 – 3 = -5;
  4. y = 9 – 5 · (x + 1),

y = 4 – 5x.

Ответ: y = 4 – 5x.

Слайд 13-14

1 минуты

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Алгебра (Алимов) п.48 №859, 860

Записывают в дневник

Слайд 15

5 минут

Подведение итогов

Задает вопросы

Что называется касательной к графику функции в точке?

В чём заключается геометрический смысл производной?

Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?

Отвечают на вопросы

Слайд 16

Касательная – предельное положение секущей

tg α = yˈ(а).

1.Обозначим абсциссу точки касания буквой а.

2. Вычислим f(a).

3. Найдем f '( х) и вычислим f '( а).

4.Подставим найденные значения числа а, f( а), f '( а) в уравнение касательной.

5) y = f(a) + f '(а) · (x-a).

1 минута

Рефлексия деятельности на уроке

Подводит итоги, оценивает учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

открытый урок по теме"Геометрический смысл определенного интеграла"

открытый урок по теме "Геометрический смысл определенного интеграла" с элементами игры...

разработка открытого урока на тему: «Геометрическая резьба».

разработка открытого урока на тему:  «Геометрическая резьба».         ...

Материалы к уроку по теме "Геометрический смысл производной"

Материалы к уроку алгебры 11 класса по теме "Геометрический смысл производной"....

Методическая разработка открытого урока на тему Понятие производной

План урока содержит  в  себе  методику  преподавания  по  дисциплине математика,  в  которой  формулируются  все  его  этапы: тема,  за...

Презентация к урокам по теме "геометрический смысл производной"

Материал презентации может быть использован  при закреплении и проверки понимания геометрического смысла произволной....

Урок по теме: «Геометрический смысл производной»

Цели урока:Образовательная: уточнить понятие «касательной», ввести понятие геометрического смысла производной.Развивающая: формировать умение учащихся применять теоретический материал к ре...