Конспект урока в 11 классе "Производная в заданиях ЕГЭ"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Скороходова Наталья Федоровна

Конспект урока алгебры в 11 классе и презентация на тему "Производная в заданияхЕГЭ" . Урок - повторение для подготорки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №21

Конспект открытого урока по алгебре в 11 классе

на тему:

 

«Производная в заданиях  ЕГЭ»

учитель математики

                                                                                      Скороходова Н.Ф.

2019г.

                                                   План-конспект

открытого урока по алгебре в 11 классе по теме:

«Производная в заданиях ЕГЭ»

Дата проведения: 24.04.2019г.

Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок-практикум.

Цель урока:    В рамках повторения изученного необходимо закрепить теоретический материал при решении задач типа №14(база)  при подготовке к ЕГЭ.

Задачи:

Обучающие: 

  • Повторить основные понятия раздела «Производная»
  • Научить учащихся  решению задач на тему «Производная» из вариантов ЕГЭ

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса, логического мышления, развитие памяти, внимательности.
  • воспитывать интерес к структуре компьютерных сетей.

Воспитательные: 

  • воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность;
  • воспитание дисциплины и организованности

Структура урока: 

  • организационный момент;
  • актуализация опорных знаний
  • решение задач
  • домашнее задание

Оборудование:  презентация, компьютер, мультимедиа проектор.

План урока:

  1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока – 2 мин
  2. Теоретический фундамент – повторение основных понятий, формул и правил по теме «Производная» - 10 мин.
  3. Практикум: решение ключевых типов задач №14 из ЕГЭ по математике – 15 мин.
  4. Самостоятельная работа учащихся - решение задач №14 из ЕГЭ»  – 8 мин. (см. Приложение)
  5. Проверка результатов самостоятельной работы – 2 мин.
  6. Домашнее задание – 1 мин.
  7. Рефлексия. Подведение итогов урока. – 2 мин.

Ход урока:

Постановка цели урока:

Совсем скоро вам предстоит сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Мы с вами уже несколько  раз писали ДКР и анализ диагностических работ показал, что некоторые ученики испытывают затруднения при выполнении заданий №14 из ЕГЭ(базового уровня). Поэтому нам надо восполнить этот пробел и  для успешного решения таких задач на экзамене нам предстоит серьезная работа. Сегодня на уроке мы вспомним и повторим материал по этой теме, решим ключевые типы задач №14, входящие в ЕГЭ.

У вас на партах лежат листочки с заданиями, которые вам надо  будет решить в конце урока.  Посмотрите внимательно на задания, на какую тему? Итак, тема нашего урока «Производная в заданиях ЕГЭ».

Цель урока: формирование практических навыков решения задач по теме «Производная»

В ходе беседы, учащиеся сами ставят задачи урока:

  1. Повторить теоретические знания по теме «Производная функции  и ее геометрический смысл.
  2. Научиться решать все виды задач типа №14 из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ.

Поэтому я вас заранее попросила повторить теоретический материал по этой теме.

Если вы хотите быть уверенным в своем понимании, поделитесь своим знанием с кем-нибудь (идеально, если этот кто-то очень плохо разбирается в предмете).

 Лучший тест на знание предмета — способность передать его другому человеку.

Об этом как никто лучше других сказал римский философ Сенека

«Уча других, мы учимся сами»

Есть такая старая истина: «Хочешь научиться сам - начни учить других». Она в полной мере касается и нас. Т.к. обучая других, человек учится сам. При учении, наши знания обновляются и пополняются, даже тогда, когда мы с информацией уже знакомы. Не зря говорят, повторение – мать учения.

Т.е. сегодня некоторые из вас будут в роли учителей.

2. Актуализация опорных знаний. Один ученик у доски рассказывает теорию по данной теме, используя презентацию.

Учащиеся вспоминают:

  • В чём заключается геометрический смысл производной?
  • Что происходит с функцией, если её производная положительна, отрицательна, равна нулю?
  • Как меняется знак производной в точке максимума и минимума функции?
  •  Как находятся промежутки возрастания (убывания) функции?
  • Какие точки называются точками экстремума?

3.Теперь решаем задачи

.Все задания взяты из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ.

  • Первый тип задач на нахождение значения производной функции  в точке .( в точке касания). С презентацией Панченков А.
  • Второй тип задач 

 Соответствие точкам графика функции значений производный.

      Видеоурок  (разбор примера). Габсаликова  В. У доски объясняет решение аналогичного примера.

  • Третий тип задач

 Соответствие каждому интервалу характеристику функции или её производной.

  • четвертый тип задач

  соответствие между графиками функций и графиками их производных.

Раздать листочки с готовым решением (время для изучения 2 мин.). Работа в парах с обсуждением. Затем разбор аналогичного задания у доски.

К сегодняшнему уроку, я вас просила разобрать по одному типу заданий, но вы наверно убедились сейчас , что разобравшись с одним заданием, можно легко справиться с остальными.

  1. Самостоятельная работа   (5 мин) с проверкой в классе.

( См. Приложение 2)

Ответы:

1 вариант                                                2 вариант

№1  4132                                                №1    2431

№2   1324                                               №2    2314

№3      3                                                  №3       4

№4      0,5                                               №4       0,5

№5      5                                                  №5       5

5. Рефлексия.

После того, как все задания  выполнены, ученикам предлагается оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

У вас на партах лежат оценочные листы. Оцените себя и друг друга.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы файла:

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня не получилось …

я смогу…

я попробую…

Ответьте мне на 3 вопроса:

  1. Кто считает, что получил пользу от урока?
  2. Кто считает, что сам принес пользу уроку?
  3. Кто планирует на ЕГЭ решать задание №14?

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и   взаимооценки.

- Итак, вы повторили теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении практических задач.

-Мне приятно было с вами работать,  и надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче  ЕГЭ, но и в дальнейшей своей  учёбе.

Оцените себя (Приложение 1)

- Закончить урок мне хотелось бы словами итальянского философа Фомы Аквинского «Знание – столь  драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».

Спасибо за урок!

 Приложение 1

 Оценочный лист ученика 11 класса

_____________________________________________

Вид  работы

отметка

1.

Устная работа

2.

Ответы на вопросы, дополнения

3.

Самостоятельная работа

4.

Ваш вклад в проведение урока

Общая отметка за урок

Приложение 2         Самостоятельная работа

1 вариант

№1

На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.

matematika-baza-dosrochny-zadanie-14

В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.

matematika-baza-dosrochny-zadanie-14-1

                                                             №2

На рисунке изображён график функции y=f(x). На оси абсцисс отмечены шесть точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна?

undefined

                                                    №3

На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

                                                   №4

На рисунке изображён график функции y=f(x), определенной на интервале (-8; 6).Определите количество точек, в которых производная функции равна нулю.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e2b72781cd8a27b0f584fa5ccfef1ea6-l&n=13

2 вариант

 №1

На рисунке изображен график функции, к которому проведены касательные в четырех точках. Ниже указаны значения производной в данных точках. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной в ней.

matematika-baza-demo-2016-zadanie14matematika-baza-demo-2016-zadanie14-1

№2

На рисунке изображён график функции y=f(x). На оси абсцисс отмечены семь точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, х 7. . В скольких из этих точек производная функции f(x) положительна?

undefined

                                                                    №3

На рисунке изображён график функции f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

hello_html_m5da7328b.png

№4

На рисунке изображён график функции y=f(x), определенной на интервале (-8; 3).Определите количество точек, в которых производная функции равна нулю.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a3799c6850d4fcd530ca939475021c80-l&n=13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Производная в заданиях ЕГЭ Открытый урок в 11 классе. Учитель математики МБОУ СОШ№21 Скороходова Н.Ф.

Слайд 2

Цель урока: формирование практических навыков решения задач по теме «Производная» З адачи урока: Повторить теоретические знания по теме «Производная функции и ее геометрический смысл». Научиться решать задачи типа № 14 (базовый уровень) из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ .

Слайд 3

«Уча других , мы учимся сами» Сенека (римский философ) Хочешь научиться сам – начни учить других !

Слайд 13

Применение производной Ситуация Функция f(x) Производная f´(x) Возрастание функции Убывание функции Максимум функции Минимум функции Экстремумы функции Касательная параллельна прямой у = а  0  0 = 0 = 0 + - - + + - min max

Слайд 19

Установите соответствие между графиками функций и графиками их производных .

Слайд 20

Ответ: 3421.

Слайд 21

Ответы: 1 вариант 2 вариант №1 4132 №1 2431 №2 1324 №2 2314 №3 3 №3 4 №4 0,5 №4 0,5 №5 5 №5 5

Слайд 22

Д/з Задание №14 из вариантов 1-10

Слайд 23

«Итоги» сегодня я узнал… я понял, что… я попробую… я научился… у меня не получилось … я смогу…

Слайд 24

№7 На рисунке изображен график функции у = f ( x ) , определенной на интервале ( – 6; 5) . Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна. Ответ: 6. Решение: Заметим, что производная функции отрицательна, если сама функция f(x) убывает, а значит, необходимо найти количество целых точек, входящих в промежутки убывания функции. Таких точек 6 : х = −4, х = −3, х = − 2, х = − 1, х = 0, х = 3 . –2 –1 –3 –4 0 3 у = f ( x ) –6 5 у х

Слайд 25

На рисунке изображен график у = f ′( x ) – производной функции f ( x ) , определенной на интервале (–8; 8) . Найдите количество точек экстремума функции f ( x ) , принадлежащих отрезку [– 6 ; 6 ] . Решение: В точке экстремума производная функции равна 0 либо не существует. Видно, что таких точек принадлежащих отрезку [–6; 6] три. При этом в каждой точке производная меняет знак либо с «+» на «–» , либо с «–» на «+» . Ответ: 3. №4 + – – + у = f ′( x )

Слайд 26

«Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» Ф. Аквинский

Слайд 27

Спасибо з а урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре в 11 классе " Производная в заданиях ЕГЭ".

В данном конспекте представлены задания по теме "Применение производной". Рекомендовано для подготовки к ЕГЭ....

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

конспект урока с применением ЭОР 1. «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ. Урок № 3

статья содержит подробный конспект урока развития речи - способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту, ссылки на использование ЭОР, готовые приложения (дидактический материал), мет...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".

Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...