Исследовательская работа по теме " Математика и биология"
презентация к уроку по алгебре

Биология и математика- что может быть общего у этих столь различных областей знания ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon matematika_i.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Большакова Екатерина Николаевна интеграция наук ГБОУ СОШ № 489 Московского района г. Санкт-Петербурга Математика и биология:

Слайд 2

Биология и математика – что может быть общего у этих столь различных областей знания? Важная роль математики в таких точных науках, как физика, общепризнана, однако ценность и целесообразность применения математических методов в менее «строгих» науках, например биологии, нередко ставится под сомнение. В большинстве случаев биологический материал живой природы крайне изменчив и многообразен, подвержен влиянию многочисленных сложных факторов – поэтому точный математический анализ в этой области многие ученые считали невозможным.

Слайд 3

Однако еще древние мыслители считали математику основополагающей дисциплиной. Галилео Галилей сказал: « Математика – это язык, на котором написана книга природы ». Широко известен и афоризм Карла Гаусса : « Математика – царица наук ». Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент изучения окружающего нас мира. В любой научной дисциплине существует своя методология, основанная на выполнении конкретных экспериментов. Эти сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел. Обработкой числовой информации занимается математика, что свидетельствует о её непосредственной связи с другими науками.

Слайд 4

Первый крупный математик средневе-ковой Европы Леонардо Пизанский , или Фибоначчи (1170 – 1250), прославился своей знаменитой задачей, сформулированной в биологической постановке. Это задача о популяции кроликов, которые начинают размножаться со второго месяца после своего рождения и каждый месяц дают потомство в виде новой пары кроликов. В итоге получается числовая последова-тельность: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, … , где каждое следующее число является суммой двух предыдущих. Этот ряд получил название «числа Фибоначчи» .

Слайд 5

Числовой ряд Фибоначчи иллюстративно выражается в виде спирали , увеличение шага которой всегда равномерно. Спиральные формы широко встречаются в природе – в раковине моллюска, во многих цветах и растениях. Есть предположение, что ряд Фибоначчи – это попытка природы адаптиро-ваться к более фундаментальной и совершен-ной логарифмической последовательности.

Слайд 6

Леонардо да Винчи (1452 – 1519), итальянский художник, ученый и изобретатель, обогатил мировоззрение эпохи Возрождения идеей ценности математики: « Никакое человеческое исследование не может быть названо истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства ». Изучая анатомию человеческого тела и функции органов, а также движение человека и животных, Леонардо рассматривал организм как образец «природной механики». В своих записях он подчеркивал необходимость знания геометрии, представления перспективы, метода расчета силы и крепости мышц.

Слайд 7

Витрувианский человек – рисунок Леонардо да Винчи, на котором изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях, вписанных в круг и квадрат. Рисунок часто используется как неявный символ золотого сечения и внутренней симметрии человеческого тела. . Золотое сечение (золотая пропорция) – деление величины (например, длины отрезка) на две части таким образом, что отно-шение большей части к меньшей равно отношению всей величины к её большей части, т.е. АВ : АС = АС : ВС . В округленном процент-ном соотношении это 62% и 38%. Приблизительная величина золотого сечения равна 1,6180339887 («золотое число» φ ).

Слайд 8

Леонард Эйлер (1707 – 1783), выдающийся швейцарский и российский математик, начал революционные для своего времени исследования по математическому моделированию сердечно-сосудистой системы методами теории сплошных сред. Он изучал физические и физиологические принципы движения крови в сосудах, вызываемого периодическими сокращениями сердца. Эти исследования положили начало биоматематическому подходу к описанию кровообращения с использованием дифференциальных и интегро-дифференциальных уравнений. .

Слайд 9

Томас Мальтус (1766 – 1854), английский демограф и экономист, создал теорию неконтролируемого роста человеческой популяции на Земле, согласно которой народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической. С современной точки зрения данная теория имеет целый ряд недостатков, однако . идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие математических моделей популяционной биологии , а также этнологии и экологии.

Слайд 10

Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884), австрийский биолог, был в числе немногих, кто в середине XIX в. применил алгебраиче-ские формулы для анализа гибридизации растений. Количественный учёт всех типов полученных гибридов, а также вариационно-статистический подход, характерный для всего склада мышления ученого, позволили ему впервые обосновать и сформулировать закономерности свободного расхождения и комбинирования наследственных факторов. Эти закономерности, получившие название законов Менделя , легли в основу учения о наследственности и стали первым шагом на пути к современной генетике. .

Слайд 11

Герман Гельмгольц (1821 – 1894), немецкий биофизик, впервые дал математическое обоснование закона сохранения энергии, показал всеобщность этого закона, его распространение на происходящие в живых организмах процессы. Он изучил процесс мышечного сокращения, обнаружил и измерил теплообразование в мышце, скорость распространения возбуждения в нервах, определил скрытый период рефлексов. Гельмгольц исследовал некоторые уравнения математической физики в связи со своими фундаментальными работами по физиологии зрения и слуха.

Слайд 12

Таким образом, отдельные ученые исследовали биологические проблемы, представляющие интерес с математической точки зрения. В то же время биология посте-пенно превращалась из науки наблюдательной в науку экспериментальную. До середины XIX века ученый-естествоиспытатель своей основной задачей считал наблюдение за живыми организмами, описание и систематизацию всего их многообразия . В XX веке биологи всё глубже и интенсивнее вторгались в область эксперимента. В результате было накоплено большое количество фактов той степени точности и абстрактности, кото-рая допускает применение математического аппарата, и это нашло отражение в специальной литературе (Дж.Смит и др.).

Слайд 13

Особого внимания заслуживают научные труды Нормана Бейли «Статистические методы в биологии» и «Математика в биологии и медицине» , опубликованные в 1960 – 70-е годы XX века. В этих работах освещалась методология применения различ-ных разделов математики в экспериментальных исследованиях по биологии. В них также проводился математический анализ конкретных биологических и медицинских проблем, в частности медицинской диагностики, моделей генетического сцепления, распространения эпидемий и роста численности популяций.

Слайд 14

Основные закономерности проникновения математики в биологию: развитие теории вероятностей и методов математической статистики (для планирова-ния и обработки результатов экспериментов); использование математики как средства моделирования биологических систем (биологические системы часто описываются дифференциальными или интегральными уравнениями).

Слайд 15

Активное использование в биологии методов математической статистики привело к формиро-ванию целого научного направления ( Р. Фишер ) – биометрии . Данный раздел биологии изучает наследственность, изменчивость и ряд других биологических явлений, связанных с выражением жизненных процессов в количественном виде. Проникая своим методом «числа и меры» в самые разнообразные области биологических знаний, биометрия осуществляет завет Галилея : измерять всё измеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению . В современном мире под биометрией понимается также совокупность автоматических методов распознавания физиологических характеристик человека с целью его идентификации (сканирова-ние сетчатки глаза, дактилоскопия, распознавание голоса, цифровая фотография и др.).

Слайд 16

Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов; наиболее математи-зированная из всех биологических дисциплин. Основы современной генетики были заложены еще Г. Менделем, а в ХХ веке решающее значе-ние для её развития имело открытие «вещества наследственности» – дезоксирибонуклеиновой кислоты ( ДНК ) и генетического кода . Статистические (биометрические) методы играют важную роль в расшифровке генетического кода (определенных сочетаний нуклеотидов и последовательности их расположения в молекуле ДНК), а также в составлении хромосомных карт . Без этих математически точных методов невозможно достоверно установить характер передачи наследственной информации. Генетика в настоящее время по праву считается одной из самых важных областей не только биологии, но и всей науки, определяющей развитие человечества.

Слайд 17

Важную роль в математизации биологии сыграло обращение к принципам кибернетики , идеям теории регулирования и теории информации . Существенно изменился подход к пониманию регуляторных биологических систем, основ реализации обратных связей. Биологическая кибернетика в целом занимается изучением общих вопросов передачи, переработки и хранения информации в живых системах. Биокибернетический подход оказался особенно плодотворным в исследовании процессов жизнедеятельности клеток, морфогенеза, работы мозга и органов чувств, генетической структуры популяций, коммуникации между животными, экологических проблем. Норберт Винер , основоположник кибернетики Анохин П.К. , выдающийся физиолог, создатель теории функциональных систем

Слайд 18

В ХХ веке на службу биологии были «приняты» и алгебра, и кибернетика, и теория вероятностей, и математическая статистика, и дифференциальное и интегральное исчисление, и топология, и теория конечных автоматов. Поэтому с полным основанием можно говорить о возникновении особой научной отрасли, представляющей собой интеграцию теорети-ческой биологии и прикладной математики, – математической биологии . Математическая биология – это теория математических моделей биологических процессов и явлений, которая занимается проблемами роста организмов, развитием образцов, статистикой роста населения, распространением болезней. Критерием истины в ней является математическое доказательство, имеющее биологическую интерпретацию.

Слайд 19

«Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы». А. Д. Александров (1912 – 1999), выдающийся петербургский математик, академик АН СССР, обладатель Золотой медали имени Эйлера.

Слайд 20

Таким образом, процесс интеграции математики и биологии имеет длительную историю. Биология как источник новых моделей, как наука, изучающая объекты, которые не имеют аналогов в физике и технике, и потому позволяющая ставить совершенно новые задачи, привлекает к себе внимание многих выдающихся математиков. В свою очередь математика не только проникает в биологию и ранее чуждые для неё области, «завоё-вывает» их, но и сама при этом трансформируется, становится менее формальной, меняет свои методологические черты, приближаясь в какой-то степени к наукам гуманитарным.

Слайд 21

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Математика в нашей жизни"

Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу по теме "Математика в нашей жизни". Цель работы - изучить различные сферы жизни человека, в которых присутствует математика....

Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"

Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...

Учебно-исследовательская работа по теме: «Математика и музыка»

О взаимосвязях математики и музыки можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы....

Проектно – исследовательская работа На тему «Математика в профессиях членов моей семьи»

Я часто слышу от своих одноклассников следующего рода вопрос: «А зачем нам нужна математика?». И тогда я задумался, действительно, а для чего нам нужна математика и можно ли обойтись в сов...

Проектно-исследовательская работа на тему «Математика и Фармакология»

Часто люди вокруг меня принимают лекарства, а недавно я задумался - правильно ли они это делают? Однажды я обратил внимание на то, что моя бабушка принимает половинку таблетки, дедушка - целую таблетк...

Исследовательская работа по теме:"Математики в годы ВОВ"

Учащиеся провели исследование по теме "Математики в годы ВОВ"....