Задание 17. Финансовая математика
учебно-методический материал по алгебре (11 класс)

Колесникова Марина Георгиевна

Как научиться решать «экономические» задачи. С чего начать,

Две схемы решения задач на кредиты и как их распознать,

Комбинированные задачи,

В чем основная сложность «экономической задачи»,

Задания на оптимальный выбор. В том числе — с применением производной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_17.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 17. Финансовая математика — профильный ЕГЭ по математике

Задание 17 Профильного ЕГЭ по математике — «экономическая» задача. Речь, как вы уже поняли, речь пойдет о деньгах. О кредитах и вкладах. О ситуациях, где нужно узнать, при каких значениях переменной будет максимальна прибыль или минимальны издержки. Кстати, само задание 17 оценивается на ЕГЭ в 3 первичных балла.

В этой статье:

Как научиться решать «экономические» задачи. С чего начать,

Две схемы решения задач на кредиты и как их распознать,

Комбинированные задачи,

В чем основная сложность «экономической задачи»,

Задания на оптимальный выбор. В том числе — с применением производной.

Вы уже сейчас сможете ответить на такие вопросы:

  1. Что принимается за 100%?
  2. Величина х увеличилась на p%. Как это записать?
  3. Величина y дважды уменьшилась на р%. Как это записать?

В задачах первого типа обычно применяется формула для суммы геометрической прогрессии. В задачах второго типа — формула суммы арифметической прогрессии.

Посмотрите, чем эти схемы отличаются друг от друга. На какие ключевые слова в условии надо обратить внимание.

Потому что первое, что надо сделать, когда решаете «экономическую» задачу на кредиты или вклады, — определить, к какому типу она относится.

Давайте потренируемся.

1. 31 декабря 2014 года Аристарх взял в банке 6 902 000 рублей в кредит под 12,5% годовых. Схема выплаты кредита следующая — 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 12,5%), затем Аристарх переводит в банк X рублей. Какой должна быть сумма X, чтобы Аристарх выплатил долг четырьмя равными платежами (то есть за четыре года)?

Конечно, это задача первого типа. Есть информация о платежах. В условии сказано, что Аристарх выплатит долг четырьмя равными платежами.

Введем обозначения:

S=6902тыс. рублей - сумма долга. Расчеты будем вести в тысячах рублей.

p= 12,5 \%- процент банка,

k=1+\frac{{ p}}{100}=1+\frac{125}{1000}=1+\frac{1}{8}=\frac{9}{8} - коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличилась сумма долга после начисления процентов,

X— сумма ежегодного платежа.

Составим схему погашения кредита. Заметим, что здесь 4 раза (то есть в течение 4 лет) повторяются одни и те же действия:

- сумма долга увеличивается в kраз,

- Аристарх вносит на счет сумму Xв счет погашения кредита, и сумма долга уменьшается на X. Вот что получается:

Раскроем скобки:

S{{ k}}^4-{ X}\left({{ k}}^3+{{ k}}^2+{ k}+1\right)=0.

Что у нас в скобках? Да, это геометрическая прогрессия, и ее проще записать как

1+{{ k}+{{ k}}^2+{ k}}^3. В этой прогрессии первый член равен 1, а каждый следующий в k раз больше предыдущего, то есть знаменатель прогрессии равен k.

Применим формулу суммы геометрической прогрессии:

{{ Sk}}^4={ X}\cdot \frac{{{ k}}^4-1}{{ k}-1}=0.И выразим из этой формулы X.

{ X}=\frac{{ S}\cdot {{ k}}^4\left({ k}-1\right)}{{{ k}}^4-1}.Что же, можно подставить численные данные. Стараемся, чтобы наши вычисления были максимально простыми. Поменьше столбиков! Например, коэффициент k лучше записать не в виде десятичной дроби 1,125 — а в виде обыкновенной дроби \frac{9}{8}, Иначе у вас будет 12 знаков после запятой!

И конечно, не спешить возводить эту дробь в четвертую степень или умножать на S = 6902000 рублей.

тыс.руб.

Ответ: 2296350 рублей

Вот следующая задача.

2. Жанна взяла в банке в кредит 1,8 млн рублей на срок 24 месяца. По договору Жанна должна возвращать банку часть денег в конце каждого месяца. Каждый месяц общая сумма долга возрастает на 1 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Жанной банку в конце месяца. Суммы, выплачиваемые Жанной, подбираются так, чтобы сумма долга уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину каждый месяц. Какую сумму Жанна вернёт банку в течение первого года кредитования?

В этой задаче сумма долга уменьшается равномерно — задача второго типа.

Пусть S — первоначальная сумма долга, S = 1800 тысяч рублей.

Нарисуем схему начисления процентов и выплат. И заметим некоторые закономерности.

Как обычно, { k}=1+\frac{{ p}}{100}.

https://ege-study.ru/wp-content/uploads/2019/08/рис9-35.jpg

Сумма долга уменьшается равномерно. Можно сказать — равными ступеньками. И каждая ступенька равна \frac{1}{24}{ S}.После первой выплаты сумма долга равна \frac{23}{24}{ S},после второй \frac{22}{24}{ S}.

Тогда первая выплата {{ X}}_1={ kS}-\frac{23}{24}{ S},Вторая выплата{{ X}}_2={ k}\cdot \frac{23}{24}{ S}-\frac{22}{24}{ S},

\dots

Последняя в году выплата {{ X}}_{12}={ k}\cdot \frac{13}{24}{ S}-\frac{12}{24}{ S}.

Сумма всех выплат в течение первого года:

В первой «скобке» — сумма 12 членов арифметической прогрессии, в которой {{ a}}_1=\frac{13}{24};{{ a}}_{{ n}}=\frac{24}{24}=1.  Обозначим эту сумму {{ S}}_1.

{{ S}}_1=\frac{{{ a}}_1+{{ a}}_{12}}{2}\cdot 12=\frac{13+24}{2\cdot 24}\cdot 12=\frac{37}{4}.

Во второй скобке — также сумма 12 членов арифметической прогрессии, в которой {{ b}}_1=\frac{12}{24};{{ b}}_{{ n}}=\frac{23}{24}.Эту сумму обозначим {{ S}}_{2.}

{{ S}}_2=\frac{{{ b}}_1+{{ b}}_{12}}{2}\cdot 12=\frac{12+23}{2\cdot 24}\cdot 12=\frac{35}{4}.

Общая сумма выплат за год:

\small X= S \left({ kS}_1-{{ S}}_2\right)=\frac{1800}{4}\left({ 1,01}\cdot 37-35\right)=
=\frac{1800\cdot { 2,37}}{4}={ 2,37}\cdot 450= 1066,5тыс. рублей

Ответ: 1066500 рублей.

Еще одна задача — комбинированная. Здесь мы рисуем такую же схему выплаты кредита, как в задачах второго типа.

3. В июле 2016 года планируется взять кредит в банке на пять лет в размереSтыс. рублей. Условия его возврата таковы:

− каждый январь долг возрастает на 25% по сравнению с концом предыдущего года;

− с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;

− в июле 2017,2018 и 2019 долг остаётся равным S тыс. рублей;

− выплаты в 2020 и 2021 годах равны по 625 тыс. рублей;

− к июлю 2021 долг будет выплачен полностью.

Найдите общую сумму выплат за пять лет.

Введем переменные: { k}=1+\frac{25}{100}=\frac{5}{4},Y=625 тысяч рублей. Рисуем схему погашения кредита:

https://ege-study.ru/wp-content/uploads/2019/08/рис9-37.jpg

Общая сумма выплат: { X}=3\cdot \left({ kS}-{ S}\right)+2{ Y}=3{ S}\left({ k}-1\right)+2{ Y.}Кроме того, долг был полностью погашен последней выплатой Y.

Это значит, что { k}\left({ kS}-{ Y}\right)={ Y},и тогда


тысяч рублей.

Но не только задачи на кредиты и вклады могут встретиться в задании 17 Профильного ЕГЭ по математике. Есть еще задачи на оптимальный выбор. Например, нужно найти максимальную прибыль (при соблюдении каких-либо дополнительных условий), или минимальные затраты. Сначала в такой задаче нужно понять, как одна из величин зависит от другой (или других). Другими словами, нужна та функция, наибольшее или наименьшее значение которой мы ищем. А затем — найти это наибольшее или наименьшее значение. Иногда — с помощью производной. А если повезет и функция получится линейная или квадратичная — можно просто воспользоваться свойствами этих функций.

4. Консервный завод выпускает фруктовые компоты в двух видах тары—стеклянной и жестяной. Производственные мощности завода позволяют выпускать в день 90 центнеров компотов в стеклянной таре или 80 центнеров в жестяной таре. Для выполнения условий ассортиментности, которые предъявляются торговыми сетями, продукции в каждом из видов тары должно быть выпущено не менее 20 центнеров. В таблице приведены себестоимость и отпускная цена завода за 1 центнер продукции для обоих видов тары.

Вид тары

Себестоимость, 1 центнера

Отпускная цена, 1 центнера

стеклянная

1500 руб

2100 руб

жестяная

1100 руб

1750 руб

 

Предполагая, что вся продукция завода находит спрос (реализуется без остатка), найдите максимально возможную прибыль завода за один день (прибылью называется разница между отпускной стоимостью всей продукции и её себестоимостью).

По условию, завод не может выпускать компот только в стеклянных банках или только в жестяных — должны быть и те, и другие.

Пусть x — доля мощностей завода, занятых под поизводство компотов в стеклянных банках, а y — доля мощностей, занятых под производство компттов в жестяных банках, Тогда x+y=1. (Например, х=0,3 и у = 0,7 — то есть 30% производства — это компот в стеклянных банках, а 70% - компот в жестяных банках.

Если бы завод выпускал только компот в стеклянных банках, их бы получилось 90 центнеров в сутки. Однако выпускаются и те, и другие, и компотов в стеклянных банках производится 90x центнеров, а в жестяных банках - 80y центнеров в сутки.

Составим таблицу.

Вид тары

Доля в общем количестве

Производится в сутки

Прибыль за 1 центнер

стеклянная

x

90x

2100 - 1500 = 600 руб

жестяная

y

80y

1750 - 1100 = 650 руб

 

Общая прибыль завода за сутки равна 600\cdot 90x+650\cdot 80y=54000x+52000y=2000\left(27x+26y\right).

По условию, 90x\ge 20и 80y\ge 20, то есть x\ge \frac{2}{9}и y\ge \frac{1}{4}.

Нужно найти наибольшее значение выражения 2000\cdot \left(27x+26y\right)при выполнении следующих условий:

Подставим y=1-xв выражение для прибыли завода за сутки. Получим, что она равна 2000 \cdot (27x+26(1-x))=2000(26+x).Это линейная функция от x. Она монотонно возрастает и свое наибольшее значение принимает при x=\frac{3}{4}.Тогда y=\frac{1}{4}и максимально возможная прибыль завода за день равна

2000\cdot \left(27\cdot \frac{3}{4}+26\cdot \frac{1}{4}\right)=2000\cdot \frac{107}{4}=53500руб.

Ответ: 53500 руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Задание по финансовой грамотности

Тема информатики: Обработка числовых данных в электронных (динамических) таблицах и визуализация числовых данных  Тема финансовой грамотности: Расходы9 классРекомендуемый тип задачи для организац...

Подборка заданий для курса: "Финансовая математика: задачи для подготовки к ЕГЭ (профиль)"

В статье содержится подборка занач для подготовки учеников 10-11 классов к решению экономической задачи  профильного ЕГЭ...

Задачи и занимательные задания по финансовой грамотности для учащихся коррекционной школы

Задачи и занимательные задания по финансовой грамотности для учащихся коррекционной школы...

Портфель творческих, познавательных, занимательных заданий по финансовой грамотности

В документе представлены примеры заданий к курсу занятий внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 6 класс....