Дополнительное образование "Альбус"
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Галяутдинова Гульфия Асватовна

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к аттестации в форме – ОГЭ и ЕГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2003-2004 учебного года начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями. С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

Рабочая учебная программа платных образовательных услуг по математике «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность принятого подхода «Подготовка к ОГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albus_9_klass.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бетькинская  средняя общеобразовательная школа»

                                                                       Принято»

                                                                       Педагогическим советом

                                                                       протокол от  20.09.2019   г.  № 3

                                                                       Введено приказом от 30.09.2019 г. №220

                                                                       Директор МБОУ «Бетькинская СОШ»

                                                                        ___________   Шагимарданова Р.А...

                                                                        Подпись              Ф.И.О.

Рабочая программа

Объединения «Альбус»

(1час в неделю,  32 часа в год)

Уровень базовый

Составитель: Галяутдинова Гульфия Асватовна, учитель математики высшей квалификационной категории.

   «Согласовано»

Заместитель директора________ Абсаляиова Р.Х.от 30.09.19г

                                         Подпись       Ф.И.О.

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от               .2019 г. №

Руководитель МО ________ Галяутдинова Г.А.

                                 Подпись        Ф.И.О.

2019г

  1. Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к аттестации в форме – ОГЭ и ЕГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2003-2004 учебного года начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями. С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

Рабочая учебная программа платных образовательных услуг по математике «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность принятого подхода «Подготовка к ОГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Экзаменационная работа по математике в форме ОГЭ состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).

Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.

Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают широкие дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая учебная программа платных образовательных услуг по математике направлена на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Рабочая учебная программа платных образовательных услуг по математике «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 35 часов для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в на решение задач повышенной сложности.

Цель курса:

Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи курса:

  • Обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности.
  • Сформировать у учащихся навык решения более сложных задач и умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня.
  • Посредством контролирующих работ по каждой теме выяснить, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:

- преобразование целых и дробных выражений;

- решения уравнений, неравенств и систем неравенств;

- исследования функций;

- построения графиков;

- выполнять вычисления;

- решать геометрические задачи;

- проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов;

- сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;

- переносить знания в новую ситуацию.

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость для учащихся.
  3. Нетрадиционные формы изучения материала.

Формы организации занятий – практикумы по решению задач, зачетные работы, лекции, беседы, деловые игры.

Виды деятельности учащихся –

- поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,

- рефлексия своей учебной деятельности при изучении курса,

- выполнение домашних заданий / по выбору учащихся /,

Форма проведения итоговой аттестации – итоговое тестирование в форме ОГЭ.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учащиеся должны научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить при этом, что требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса.

В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный метод работы / практикум /, который охватывает большую часть учащихся группы. Эта форма работы развивает точную, лаконическую речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.

Проверочные / самостоятельные / работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса, их подготовленности.

Работа в группах / парах / выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.

Предлагаемая программа мобильна, т.е. даёт возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов.

Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, так как курс строится на базе школьной программы с постепенным усложнением заданий Способ оценивания работы учащихся на курсе – отзыв учителя о проделанной работе учащегося.

  1. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1.

 Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы

6

2.

Текстовые задачи

6

3.

 Функции и их свойства. Графики функций

5

4.

 Геометрическая задача на вычисление  

6

5.

 Геометрическая задача на доказательство

4

6.

Геометрическая задача повышенной сложности. 

5

  1. Календарно-тематическое планирование рабочей программы

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Отметка о проведении

1.

21 задача.  Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы Алгебраические выражения 

1

Разноуровневая работа

2.

Уравнения 

1

Проверочная работа

3.

Неравенства.

1

Взаимоконтроль

4.

Системы уравнений

1

Работа в парах

5-6

Системы неравенств

2

Самостоятельная работа

7

22 задача. Текстовые задачи Задачи на проценты, сплавы и смеси

1

Практикум

8.

Движение по прямой

1

Проверочная работа

9.

Задачи на движение по воде

1

Комментированное обсуждение

10

задачи на совместную работу 

1

Разноуровневая работа

11

Разные задачи

1

Практикум

12

Разные задачи

1

Самостоятельная работа

13

23 задача .  Функции и их свойства. Графики функций Параболы

1

Практикум

14

Гиперболы

1

Взаимоконтроль

15

Кусочно-непрерывные функции

1

Разноуровневая работа

16-17

Построение графиков различных функций

2

Самостоятельная работа

18

24 задача. Геометрическая задача на вычисление Углы 

1

Комментированное обсуждение

19

треугольники

1

Разноуровневая работа

 20

Четырёхугольники

1

Практикум

21

Окружности 

1

Практикум

22-23

Разные задачи

2

Практикум

24

25 задача.  Геометрическая задача на доказательство Правильные многоугольники

1

Работа в парах

25

Треугольники и их элементы.

1

Взаимоконтроль

26

Четырёхугольники и их элементы

1

Проверочная работа

27

Окружности и их элементы

1

Комментированное обсуждение

28-29

26 задача. Геометрическая задача повышенной сложности. Треугольники

2

Практикум

 30-31

Четырёхугольники

2

Практикум

32

Окружности

1

Практикум

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

  1. Список литературы

Для учащихся:

  1. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация – «2019. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.  
  2. Бунимович Е.А. и др. ГИА-2019: экзамен в новой форме: Математика. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Москва: Астрель, 2019 (ФИПИ)
  3.  Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.:АСТ: Астрель, 2011
  4. Учебники за 7, 8 и 9 классы, автор Ю.Н. Макарычев. М. Просвещение, 2010 г.
  5. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Подготовка к экзамену по

математике ГИА 9 (новая форма) в 2019 году. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Экзамен», 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...