Статья "Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике".
статья по алгебре (9 класс)

Медведева Виктория Валентиновна

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является  формой итоговой аттестации выпускников средней школы. ЕГЭ по математике приходиться сдавать всем выпускникам, которым он необходим для поступления в ВУЗ. Профессий, где требуется хорошее знание математики –огромное количество.  Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба и технарей, и всех остальных учащихся, профессии которых  тоже требуют знания математики на достаточно приличном уровне.  Эта проблема в равной мере волнует и учителей и учеников, а также родителей будущих выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике.

Медведева В..В. учитель математики МБОУ СОШ № 5

                           Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является  формой итоговой аттестации выпускников средней школы. ЕГЭ по математике приходиться сдавать всем выпускникам, которым он необходим для поступления в ВУЗ. Профессий, где требуется хорошее знание математики –огромное количество.  Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба и технарей, и всех остальных учащихся, профессии которых  тоже требуют знания математики на достаточно приличном уровне.  Эта проблема в равной мере волнует и учителей и учеников, а также родителей будущих выпускников.

Учителя выпускных классов постоянно задают себе вопрос : «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ, чтобы успешно его сдать?».

Основным направлением работы учителя математики по подготовке к успешной сдаче экзамена  является методическая подготовка к ЕГЭ, которую я провожу в двух направлениях: тематическом и по содержательным линиям курса математики. Тематическая подготовка  начинается уже в 10 классе. Перед началом изучения каждой темы, я  просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью, чтобы дополнить набор упражнений учебника  заданиями, которые могут встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме. Эту подготовку я выстраиваю «по нарастающей»,- от простых- к заданиям  среднего уровня, далее к заданиям со звездочкой в учебнике, от комплексных типовых заданий части 1 до заданий раздела 2 части. В конце изучения параграфа провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в группах, когда каждый учит каждого, т.е. уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке бывает невозможно, но если ученики работают в группах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь

В течении всего учебного года я провожу с учащимися 10 и 11 классов тренировочные и диагностические работы ЕГЭ и составляю диагностику по качеству усвоения заданий. Провожу подробный анализ. По результатам этой диагностики определяю набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. Например, выясняется: учащиеся не выполнили задания из 2 части № 10 и №11. Выясняю причину: дети отвыкли читать большие тексты. Встает вопрос: «Что делать?». Я даю в начале урока в течение нескольких дней каждому по одной единственной текстовой задаче типа 11 и 10, на оценку. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное консультации, на которых они работают над ошибками, и затем решают дополнительный  вариант, подобный тому, который они написали слабо. Такая отработка отдельных заданий и варианта в целом продолжается столько раз, сколько необходимо для успешного решения.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ использую методику разноуровневого обучения, основанного на дифференцированном подходе к учащимся. Класс условно делится на три группы. 1 группа - группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов и не сдать экзамен. 2 группа - учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки.3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ.

Такое деление на группы провожу на определенных этапах урока и на консультациях.Для этого консультации для учащихся первой и третьей групп провожу в отдельные дни, с учащимися второй группы работа ведется в основном на уроках. Часто учащиеся второй группы посещают консультации и первой, и третьей групп. Это их добровольное решение, естественно, я не препятствую этому.

На уроках во время написания самостоятельных работ с любым количеством заданий на столе у учащихся разрешается иметь только ручку и линейку. Бумагу для написания работ выдаю сама и во время написания строго слежу за всем, что происходит в классе .Эти нехитрые вещи помогают мне во-первых, выявить настоящую картину уровня знаний каждого учащегося, и во-вторых, помогают учащимся усвоить часть реальной картины настоящего экзамена, когда они остаются один на один с текстом заданий без надежды на чью-то помощь. Это мотивирует на систематическое овладение знаниями, серьезному отношению к предмету, приучает надеяться только на себя.

Для каждой группы я  сформулировала несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ. Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 7-8 заданий 1 части. После проведения диагностических работ, выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и ставлю задачи на отработку. В первую очередь практико-ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными.

Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять 8 заданий первой части, а также стараться выполнить задания 2 части №9 - № 12. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико-ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с учащимися этой группы в основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.

С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять задания с 1 по 12 и ориентирую на выполнение заданий № 13,14,15

Для организации более плодотворной  работы на уроке мне помогают информационные технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес, дают возможность решить большее количество задач. Я использую систему презентаций  упражнений по готовым рисункам или чертежам. Презентации  незаменимы в тех случаях, когда задания содержат рисунки и графики, то есть то, что практически невозможно подготовить перед уроком на доске, а использование интерактивной доски позволяет на слайде делать необходимые пометки, в случае, если возникают какие-то вопросы.

Многие  действия и разъяснения  основаны на моем личном опыте подготовки учеников к  экзаменам. На своих занятиях я стараюсь уделять внимание и тем многочисленным и весьма неочевидным моментам, которые очень часто игнорируются на школьных уроках.  Но все, кому предстоит сдавать ЕГЭ по математике, должны знать некоторые особенные вещи.

1)Всегда думайте на бумаге 80% всех ошибок на ЕГЭ по математике допускаются в ходе решения. Особенно это касается первых задач, где так и хочется за один шаг совершить сразу несколько «очевидных» преобразований. Так мы экономим время, но теряем баллы. Возьмите себе за правило: лучше гарантированно решить 6 задач, чем за то же время решить 12 задач, из которых лишь 2—3 будут верными.

2)Дважды решайте задачи из части B

Когда задача решена, не спешите сразу записывать ответы в бланк. Сначала постарайтесь решить остальные задачи. Затем снова пройдитесь по задачам из части B, как будто вы видите их в первый раз повторное решение займет минимум времени, но позволит избавиться от ошибок. Если новый ответ не совпадет со старым, значит одно из решений не верно. Выясните причину ошибки и запишите правильный ответ в бланк ЕГЭ. Если же ответы совпадут, значит, оба решения верны, и беспокоиться не о чем.

3)Пропускайте задачи, с которыми возникли проблемы

Тратить больше десяти минут на одну задачу из части B нельзя. Если чувствуете, что вот именно эту задачу вы не можете решить прямо сейчас, переходите к следующей. В итоге вы решите больше, а в конце, если останется время, вернетесь к тому, что вызвало затруднение.Когда основная часть ЕГЭ выполнена, гораздо проще сосредоточиться на сложных задачах. Велика вероятность, что в более спокойной обстановке решение будет найдено моментально.

4)Аккуратно заполняйте бланки

Просто, но очень важно. Часть B проверяется автоматически — с помощью программы, которая использует систему распознавания текстов. В результате любая случайная пометка может быть интерпретирована как неправильный ответ. Чтобы такого не произошло, используйте поля для замены ответов. Количество замен ограничено, однако их вполне достаточно, чтобы исправить подобные досадные недоразумения.

Одновременно помните, что ручки, линейки и прочие инструменты должны присутствовать на экзамене в избыточном количестве.

Особую роль нужно уделять самостоятельной учебной работе ученика в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет:

http://reshuege.ru/. Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по математике с образцами решений.

http://alexlarin.net/. Материалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы.

http://ege.ru- это сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме. Демонстрационные тесты по предметам, тесты по психологической готовности к ЕГЭ, онлайн-тесты на выбор профессии, профильного класса, вуза; демоверсии.

Здесь ученик может пройти онлайн-тестирование, создать индивидуальный тест для тренировки, ознакомится с планом экзаменационной работы ЕГЭ по математике .

Сайт содержит раздел для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учителем. Учитель может сгенерировать неограниченное количество необходимых ему тестов. Для каждого теста система выдаст индивидуальную ссылку, которую нужно сообщить учащимся.

Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику» и проходят тестирование. В зависимости от выбора учителя после окончания тестирования система сообщит или не сообщит учащимся правильные ответы и решения задач.

Система автоматически проверяет решения задач части В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения задач части С. Учитель может просмотреть и оценить их.

Система запоминает результаты тестирования и выводит их по каждому учащемуся и каждому из тестов на странице статистики.

http://mathege.ru . Задания, тренировочные работы, документы.

http://www.fipi.ru/. Документы, КИМы

http://ege.edu.ru/. Документы, новости, мероприятия.

http://uztest.ru. Пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.

Использовать для подготовки учащихся к выполнению заданий С5 и С6 можно сайт www.problems.ru.

На указанных сайтах выпускник может получить полную информацию о проведении ЕГЭ, самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом.

Подготовка - это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а это готовность учащихся работать с КИМами, изучение программного материала с включением заданий текстов и в той форме, что и в ЕГЭ, работа над устранением пробелов в знаниях, развитие умений рационально организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных заданий.

Для этого необходимо:

  • Учителю обладать необходимыми компетенциями.
  • Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ЕГЭ.
  • Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным.
  • Находить время для обучения учащихся принципам быстрого счета.
  • Уделять должное внимание геометрической подготовке
  • Систематизировать повторение программного материала.
  • Организовать самостоятельную работу по материалам в интернете.
  • Таким образом, кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в 9 классе

В данной презентации представлена  система подготовки обучающихся  к ГИА по математике  в 9 классе. Представлен план мероприятий по подготовке учащихся к итоговой аттестации, в которых ...

Статья "Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике."

В данной статье описаны некоторые мои направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам....

ЭОР "Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике "

Системно-деятельный подход как основа качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике...

Дистанционная подготовка обучающихся к ГИА по математике

Исследовательская работа "Дистанционная подготовка обучающихся к ГИА по математике" (из опыта работы)...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Индивидуальная программа для подготовки обучающихся к ОГЭ по математике на 2017-2018 учебный год

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутрен...