ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Итоговый урок по теме
«Уравнения и неравенства с одной переменной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тип урока

Оборудование урока

Алгебра

9

Автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова

 Учебник для 9 класса.  ФГОС. Издательство «Просвещение»

Обобщение и систематизация (общеметодологической направленности)

Учебник, тетрадь, ПК, наглядные пособия, карточки.

Цель урока

Задачи урока

Содержательная

Деятельностная

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

выявление уровня знаний учеников по теме

высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету

воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

формирование умения самостоятельно ставить цели; Формировать навыки общения, умения работать в коллективе, уважать мнение каждого

Воспитывать познавательный интерес к предмету, формировать положительную мотивацию

планирование своих действий в соответствии с учебным заданием; развитие внимания, логического мышления, способности к рассуждению.

  • активизировать развитие навыков сотрудничества в группе; воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Работа со второй частью ОГЭ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Необходимо обобщить и систематизировать знания учащихся о видах уравнений  и  неравенств  и  методах  их  решения.  Для  этого  учащиеся составляют  классификацию  уравнений  и  неравенств,  изобразив  ее  на  плакате  или  на  доске и  заносят в  тетрадь  соответствующие схемы.

1-й степени
(линейные)

Р е ш е н и е:

привести

к виду ах = b

х =

2-й степени

(квадратные)

Р е ш е н и е:

D = b2 – 4ac

x1, 2 =

Выше 2-й
степени

Решаемые

по алгоритму

Решаемые

методом

замены

     

Решаемые

методом

замены

Решаемые

разложением
на множители

1-й степени
(линейные)

Р е ш е н и е:

привести

к виду

ах < > b

2-й степени

(квадратные)

Р е ш е н и е:

графически

с помощью

параболы

Выше 2-й
степени

Р е ш е н и е:

метод

интервалов

Решаются методом
интервалов

III. Формирование умений и навыков.

Все задания можно разбить на три группы. Каждая группа будет содержать упражнения на решение всех изученных видов уравнений и неравенств. Отличие групп друг от друга состоит в уровне сложности, входящих в них уравнений и неравенств. В классе с невысоким уровнем подготовки третью группу заданий можно не выполнять.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. Решите уравнение:

а) ;                в) х4 + 3х2 – 4 = 0;

б) х3 – 25х = 0;                                г)  = 1.

2. Решите неравенство:

а) 2х –  ≤ ;                        в) 1 – х2  0;

б) х2 + 2х > 0;                                г) (х – 3) (х + 5) < 0.

2-я  г р у п п а.

1. Решите уравнение:

а) х = ;

б) х6 – х4 + 5х2 – 5 = 0;

в) (х2 + х)2 – 5х2 – 5х + 6 = 0;

г) .

2. Найдите область определения функции:

а) y = ;                б) y = .

3. Решите неравенство:

а) х (7 – х) (1 + х) ≥ 0;                б)  ≤ 0.

3-я  г р у п п а.

1. Решите уравнение:

а) (х2 – 7х + 13)2 – (х – 3) (х – 4) = 1;

б) х2 + 1 = (3х2 – х – 2)2 – 2х;

в)  = 0.

2. Решите неравенство:

а)  < 0;                б)  ≤ 0.

3. При  каких  значениях  параметра  а  корни  уравнения  х2 – 2ах +
+ (
а + 1) (а – 1) = 0 принадлежат промежутку [–5; 5]?

Р е ш е н и е

Данное квадратное уравнение согласно условию должно иметь корни, значит, его дискриминант не может быть отрицательным. Найдем его:

D1 = а2 – (а + 1) (а – 1) = 1.

Получаем,  что  уравнение  при  любом  а  имеет  два  корня:  х1 = а + 1 и х2 = а – 1.

Чтобы эти корни принадлежали указанному промежутку, меньший из них  должен  быть  не  меньше  –5,  а  больший – не  больше  5.  Получим систему:

О т в е т: [–4; 4].

4. При каких значениях параметра а уравнение х2 + 2(а + 1) х + 9 = 0 имеет два различных положительных корня?

Р е ш е н и е

Чтобы данное квадратное уравнение имело два различных корня, его дискриминант должен быть положительным:

D1 = (а + 1)2 – 9 = а2 + 2а – 8;

а2 + 2а – 8 > 0.

Решая это неравенство, получим, что а (–∞; –4) (2; +∞).

По теореме Виета, произведение корней данного уравнения равно 9. Это означает, что корни имеют одинаковые знаки.

Пусть  х1  и  х2 – корни  уравнения,  тогда,  по  теореме  Виета,  х1 + х2 =
= –2 (
а + 1). Чтобы эти корни были положительны, должно выполняться следующее условие:

–2 (а + 1) > 0;

а + 1 < 0;

а < –1. 

С учетом выявленного выше условия получим, что а (–∞; –4).

О т в е т: (–∞; –4).

IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– На какие два вида делятся рациональные уравнения?

– Какими методами решаются целые уравнения выше второй степени?

– Как решаются дробно-рациональные уравнения?

– На какие два вида делятся неравенства?

– Как решаются целые неравенства с одной переменной?

– Как решаются дробно-рациональные неравенства?

Домашнее задание:  № 353 (а),  № 354 (в),  № 364 (б), № 377 (а), № 393 (в, д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уравнения и неравенства с одной переменной».

Урок разноуровнегообобщающего повторения по теме  «Уравнения и неравенства с одной переменной».Цели урока:обобщить теоретические знания по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»,...

Обобщающий урок «Уравнения и неравенства с одной переменной»

В данной презентация повторяется материал по теме, с целью подготовки к контрольной работе...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»

Материал содержит:теоретические основы обучения теме «Решения уравнения и неравенства с одной переменной»;методические рекомендации обучения теме «Решение уравнения и  неравенства с одной перемен...

Контрольная работа № 3 "Уравнения и неравенства с одной переменной" по алгебре 9 класс

Контрольная работа составлена в 6 равнозначных по сложности вариантах, что удобно при работе в трёх классах одной параллели....

Контрольная работа №3 по алгебре для 9 класса по теме: "Уравнения и неравенства с одной переменной"

Контрольная работа №3 по алгебре для 9 класса по учебнику Макарычева Ю.н.  в двух вариантах по теме: "Уравнения и неравенства с одной переменной"...