Урок алгебры в 9 классе "Простые и сложные проценты"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Урок алгебры в 9 классе "Простые и сложные проценты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse_prostye_i_slozhnye_protsenty.docx | 28.31 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рембуевская средняя школа»
Урок открытия новых знаний
по теме «Простые и сложные проценты».
Разработал: учитель математики Смирнова Анна Владимировна
2021
Цель урока: обобщить и углубить знания, необходимые для решения широкого круга практических задач на процентные вычисления.
Задачи:
1. Образовательные:
- обобщение теоретических знаний по теме «Проценты»,
- повторение методов решения задач на проценты базового уровня сложности,
- углубление знаний обучающихся в ходе изучения темы «Простые и сложные проценты» и при решении текстовых задач по изученной теме.
2. Развивающие:
- развитие самостоятельности и логического мышления, речевой культуры,
–интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку в современном обществе.
3. Воспитательные:
- привитие интереса к математике, умения рассуждать и добиваться результата, оценивать свой потенциал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс: 9.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточка с задачами, плакаты для оформления аудитории.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Добрый день, ребята!
- СЛАЙД 1. «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький». (Конфуций)
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
II. Мотивация учебной деятельности и постановка целей урока.
- На моем столе лежат предметы: шариковая ручка, флакон шампуня, футболка. Подумайте, какое математическое понятие может объединить эти предметы? (учащиеся предлагают свои варианты, но они не соответствуют теме урока).
- Я покажу еще один предмет, и думаю, что вы точно догадаетесь. (учитель показывает рекламную листовку о скидках и ученики называют: «проценты».)
- СЛАЙД 2. Сегодня на уроке речь пойдет о простых и сложных процентах.
- Как вы считаете, почему для этого урока я выбрала именно проценты? (они встречаются в ЕГЭ, проценты часто встречаются в жизни и т.д.)
- Откройте тетради. Подпишите число и тему урока.
III. Актуализация знаний.
- Перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо немного повторить СЛАЙД 3.
- Дать определение понятию «Процент».
- Как обозначается 1%? СЛАЙД 4
- Заменить процент десятичной дробью: 30%, 5%, 61%, 50%, 8%. СЛАЙД 5
- Перевести десятичную дробь в процент: 0,07; 0,46; 0,1; 0,6; 0,059. СЛАЙД 6
- Перевести обыкновенную дробь в процент: , , , . СЛАЙД 7
- Какими способами можно вычислить 20% от 150? (1 способ: составив пропорцию; 2 способ: 0,2◦150 (Появляется формула «процент от числа»); 3 способ: 150:5).
- Какой из рассмотренных способов быстрее? И в каком случае?
- Решить задачи СЛАЙД 8:
А) Шариковая ручка стоит 50 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 200 рублей после повышения цены на 10%? (3 шт.)
Б) Флакон шампуня стоит 160 рублей. Сколько будет стоить флакон, если скидка выходного дня составит 25%? (120 руб.)
В) Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 600 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку? (25%)
IV. Целеполагание, постановка проблемы.
- Теперь перейдем к следующей задаче 1: СЛАЙД 9 Гражданин N., скопив 100 руб., решил открыть вклад в банке. Банк А. предложил вклад «Простые проценты», банк В. – «Сложные проценты». Условия вкладов различны, но одинаков процент годовых – 10%. Какой будет сумма вклада спустя 5 лет?
- Рассмотрите решение задачи, представленное в табличной форме (плакат).
Вклад | На начало года | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | |
Банк А. | «Простые проценты» | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 |
Банк В. | «Сложные проценты» | 100 | 110 | 121 | 133 | 146 | 161 |
- Какой вклад наиболее выгоден Гражданину N?
- Чем отличаются вклады? (сумма вклада в банке В. увеличивается быстрее)
- Чем обусловлено такое быстрое увеличение суммы? (процентная ставка исчисляется не от суммы на момент открытия вклада, а от накопленной суммы)
- Как каждый раз рассчитывается доход в случае «простых процентов» и в случае «сложных процентов»?
- При применении простых процентов доход каждый раз рассчитывается от первоначальной суммы вложенных средств и добавляется к сумме, накопленной на конец текущего года, независимо от срока вложения. В финансовых операциях простые проценты используются преимущественно при краткосрочных финансовых сделках. Принцип расчета по простым процентам – арифметическая прогрессия.
- При применении сложных процентов накопленная сумма процентов добавляется во вклад по окончании очередного периода начислений. При этом процент каждый раз исчисляется от суммы накопления на предыдущем этапе. В этом случае используются начисления “процент на процент”. Сложные проценты начисляются на постоянно растущую основу и используются при долговременных вкладах. Принцип расчета при сложных процентах - геометрическая прогрессия.
- Будет ли удобен такой способ ежегодных расчетов, что представлен в задаче 1 в виде таблицы, если потребуется узнать сумму вклада по истечении 10, 15, 20 лет? (нет, не удобен)
- Каким образом можно ускорить процесс расчетов? (вывести формулы).
V. Физкультминутка
- А сейчас ненадолго прервемся. На доске у меня изображен отрезок, начало которого соответствует 0%, а конец – 100%. Отметьте на отрезке точкой настроение и готовность работать дальше.
VI. Решение проблемы
- Приступим к выводу формул.
- Вначале введем буквенные обозначения (плакат):
А0 – первоначальное значение величины,
р – количество процентов,
n – количество расчетных периодов,
Аn – конечное значение величины.
К доске поочередно приглашаются 2 ученика для вывода формул простых и сложных процентов.
Истекший период | «Простые проценты» | «Сложные проценты» |
1 год | 110=100+0,1⋅100 | 110=100+0,1⋅100 110=100 ⋅ (1+0,1) |
2 года | 120=110+0,1⋅100 120=100+2⋅0,1⋅100 | 121=110+0,1⋅110 121=110 ⋅ (1+0,1) 121=100 ⋅ (1+0,1)2 |
3 года | 130=100+3⋅0,1⋅100 | 133=100 ⋅ (1+0,1)3 |
4 года | 140=100+4⋅0,1⋅100 | 146=100 ⋅ (1+0,1)4 |
5 лет | 150=100+5⋅0,1⋅100 | 161=100 ⋅ (1+0,1)5 |
… | … | … |
n лет |
VII. Первичное закрепление.
- Итак, формулы выведены. СЛАЙД 10 Переходим к задаче 2. В произведении М. Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы» встретилась задача на проценты: Сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казенные 3000 руб. И попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: «Я бы хороший процент дал, 5 % в месяц». Сколько денег готов был вернуть Петя через год, согласись бабушка на его условия? (1 ученик, применяя обе формулы).
Истекший период | «Простые проценты» | «Сложные проценты» |
12 месяцев | Ответ: 4800 | Ответ: 5400 |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- В банке открыт срочный депозит на сумму 50 тыс. руб. под 12% на 3 года. Рассчитать накопленную сумму, если проценты: а) простые; б) сложные. (Ответ: а) 68000 руб., б) 70246 руб.)
- Вклад, положенный в банк 2 года назад, достиг 11449 рублей. Каков был первоначальный вклад при 7% годовых? Какова прибыль? (Ответ: 10000 руб., 1449 руб.)
- В течении года предприятие дважды увеличивало выпуск продукции на одно и то же число процентов. Найдите это число, если известно, что в начале года предприятие ежемесячно выпускало 600 изделий, а в конце года стало выпускать ежемесячно 726 изделий. (Ответ: на 10%)
IX. Рефлексия.
- С какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?
- Что такое "сложный процент"? Чем он отличается от «простого процента»?
- Как найти "сложный процент"?
- Где используются эти проценты?
- Какие трудности вы испытывали при решении задач?
- Чему научились?
Выставление отметок.
Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРОЦЕНТЫ Урок открытия новых знаний 10-11 классы Смирнова А.В, учитель математики МБОУ «Рембуевская СШ»
№ 3. Заменить процент десятичной дробью: 30% 5% 61% 50% 8%
№ 4. Перевести десятичную дробь в процент: 0,07 0,46 0,059 0,6 0,1
№ 5. Перевести обыкновенную дробь в процент: 1 /2 1/10 3/ 4 1/50 5/20
№ 6. Какими способами можно вычислить 20 % от 150?
№ 7. Решить задачи: 1. Шариковая ручка стоит 50 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 200 рублей после повышения цены на 10%? 2. Флакон шампуня стоит 160 рублей. Сколько будет стоить флакон, если скидка выходного дня составит 25 %? 3. Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 600 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?
Задача 1. Гражданин N ., скопив 100 руб., решил открыть вклад в банке. Банк А. предложил вклад «Простые проценты», банк В. – «Сложные проценты». Условия вкладов различны, но одинаков процент годовых – 10%. Какой будет сумма вклада спустя 5 лет?
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» Задача 2. Сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казенные 3000 руб. И попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: «Я бы хороший процент дал, 5 % в месяц». Сколько денег готов был вернуть Петя через год, согласись бабушка на его условия ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные проценты
урок составлен по учебнику Дорофеева Г.В. Алгебра.9класс...
Урок алгебры в 9 классе по теме "Сложные проценты"
Урок разработан с применением модульно-рейтиноговой технологии...
Сложные проценты
Формулы и примеры...
Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"
Рабочая программа данного предметно-ориентированного элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...
Открытый урок по математике 11 класс. Сложные проценты
Для подготовки к ЕГЭ данный материал актуален, так как проценты часто встречаются в задачах на ЕГЭ.На уроке вводится новая формула, помогающая быстро находить сложные проценты....
Интегрированный урок по математике и экономике в 9 классе по теме «Формула сложного процента» ( на экономическом языке)
Интегрированный урок по математике и экономике в 9 классе по теме «Формула сложного процента»( на экономическом языке)...
Интегрированный урок по математике и экономике в 9 классе по теме «Формула сложного процента» ( на математическом языке)
Интегрированный урок по математике и экономике в 9 классе по теме «Формула сложного процента»( на математическом языке)...