Обобщение опыта по теме «Использование технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся»
методическая разработка по алгебре (8 класс)

материал, который обобщает деятельность учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_opyta.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24а, тел.2-24-40

   Обобщение опыта по теме

«Использование технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся»

Максимова Елена Владимировна

учитель математики

 первой квалификационной категории

                          Стародуб,2021 г.

Актуальность опыта.

Для современных школьников важно уметь своевременно получать необходимую информацию для восприятия, что является  ключом к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

 Если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени.

В результате, большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение запоминать информацию.

Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными и не сводились бы к простому пересказу материала школьного учебника. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать  новое, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В этом мне помогает использование на уроках технологии развития критического мышления.

Исходя из вышесказанного, была выбрана  тема обобщения опыта

 « Использование технологии критического мышления как средство формирования познавательных УУД обучающихся».

Цель: повышение уровня познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через  применение технологии развития критического мышления.                                

Задачи: 

1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления;

2. Показать  на примере фрагментов  конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления;

  3. Создать условия для  использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики.

Направления работы:

Работала в двух направлениях: в профессиональном изучала образовательные стандарты,программы,  учебники.В методическом плане применяла  на уроках новые, формы, методы, приемы, способствующие формированию  познавательныхУУД.

Новизна опыта состоит  в использовании приемов технологии критического мышления по формированию познавательных УУД на уроках математики

Теоретические аспекты опыта

                Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. И именно ТРКМ мне в этом помогает. Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. .      Авторы программы - Чарльз Темпл,   Джинни Стил,   Курт Мередит.      С 1996г. технология распространяется  и апробируется в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году.      Эта технология   является системой  стратегий   и    методических приемов,  предназначенных    для    использования    в различных  предметных областях, видах и формах работы.

Что такое критическое мышление?                                                                                                              

Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём.

    Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся.                                                                        

        Я несколько  лет работаю по системе развивающего обучения. Эта система создает благоприятные условия для применения ТРКМ. Технология состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.                                          

 Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На  каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Так, например, в своей работе я использую следующие приемы:

Первая стадия - вызов.                                                                                                           

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Методические приемы:

1. Мозговая атака.

2. Кластер.

3. Ключевые термины.

4. Свободное письменное задание.

5. Игра «Да -нет ».

6. Корзина идей.

7. Дерево предсказаний

Так на своих уроках я примемяю приемы:

  1. Прием «Кластер»

Технология проведения:  ученик или учитель записывает в центре листа ключевое понятие, а от него учащийся рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Данный прием – это прием систематизации изучаемого материала в виде схемы. Я применяю его как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Безусловно, он является способом мотивации к размышлению или до изучения нового материала, или формой систематизации изученной информации при подведении итогов. Например при изучении в 8 классе темы «Квадратные уравнения», я предлагаю учащимся следующий кластер (Фото презентация)

  1. Прием «Загадка» (парная и групповая)

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки - описании. Например, учащиеся могут узнать о теме рока, расшифровав ребусы («Сложение и вычитание смешанных чисел»)

Фото презентация

  1. Прием «Верные–неверные утверждения» («Верите ли вы, что…») 

    Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет». Данный прием можно проводить по любой теме и для любого класса.

  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он  позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.     Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.     Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.     Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.     Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Стадия осмысления

      Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

На фазе осмысления содержания учащиеся: 

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

     5.  Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.  Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Методические приёмы, используемые на стадии осмысления:

  • Инсерт
  • Верные и неверные утверждения
  • «Знаю - хочу узнать - узнал»
  • Фишбоун
  • Бортовые журналы.
  • Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?».
  • Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
  • Ромашка Блума

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

 ٧ – уже знал

  + - новое

  - - думал иначе

  ? – не понял, есть вопросы

٧

+

?

Поставьте на  полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Например: тема «Многоугольники « 8 класс. По ходу проведения  рока, я предлагаю учащимся заполнить таблицу.

Уже знал (V) 

Узнал новое (+) 

Думал иначе (–) 

Есть вопросы (?) 

  • Многоугольник.
  • Вершина многоугольника.
  • Р многоугольника.
  • Диагональ многоугольника.
  • Угол многоугольника.
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника.
  • Внутренняя, внешняя область многоугольника
  • Выпуклый многоугольник: (n – 2) . 180°
  • Определение многоугольника
  • Не понял как получили формулу

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Знаю

Хочу знать

Узнал

Пример. Алгебра 8 класс. Тема урока «График уравнения у = кх +l»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Линейное уравнение вида

 ах + bу + с = 0 можно представить в виде у = кх +l, если b≠0

Как зависит расположение графика у = кх + l от l

Как по графику можно определить знак к и величину l

Как по уравнению прямой можно определить положение графика на координатной плоскости

Коэффициент к отвечает за «крутизну» графика функции у = кх + l. Чем больше к, тем круче график

Графиком уравнения

у = кх +l является прямая

Точка пересечения графика с осью Оу (0; l) позволяет найти l. Если l˃0, то график сдвигается вверх вдоль оси Оу, если l˂0 , то график сдвигается вниз вдоль оси Оу.

Расположение графика у = кх +l зависит от знака к.

Если l=0, а к˃0, то график лежит в I и III координатных четвертях.

Если l=0, а к˂0, то график лежит во II и IV координатных четвертях.

По уравнениям графиков можно сделать выводы об их взаимном расположении. Если к равны, то прямые параллельны, если к не равны, то прямые пересекаются.

Прием «Вставь пропущенное слово»

Технология проведения: предлагается текст с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока или чтобы проверить как усвоен изученный материал или при самостоятельном изучении текста параграфа.  Примеры, где я использую этот прием:

Тема «Угол» 

 Прочитайте о новом математическом понятии и его видах и заполните пропуски:

1) Угол — это геометрическая ..……,состоящая из …..   и двух ……, исходящих из этой точки.

2) Стороны развернутого угла составляют ……….

3) Углы измеряют в ………

4) Развернутый угол равен …… градусам.

5) Прямой угол равен ……. развернутого угла.

6) Прямой угол равен …….. градусам.

7) Острый угол …………. прямого угла.

8) Тупой угол ……………. прямого угла.

Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Приёмы рефлексии, используемые в технологии развития критического мышления:

«Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

 «Синквейн»  (Приложение 13)

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.   В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.   Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.   Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.  Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.  Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры синквейнов:

  1. Алгебраическая дробь
  1. Сократимая, несократимая
  1. Сокращать, преобразовывать, умножать (складывать, вычитать, делить)

4.   Частное двух многочленов

  1. Буквенное выражение

1.Уравнение

2.Линейное, квадратное (подобные, слагаемые…)

3.Переносить члены, приводить подобные, делить на коэффициент при неизвестном, решать

4.Равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой

5.Равенство

Результативность опыта работы над данной темой.

При  определении результативности опыта работы мною был использован диагностический метод развития критического мышления как средство  развития  познавательной активности учащихся, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Метод направлен на изучение уровней познавательной активности. В исследовании, которое было проведено в сентябре 2017 года участвовали учащиеся 5  классов (10—11 лет) и в 2019 году в 8 классе. Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:

1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.

2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.

3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Путем сравнительного анализа были получены следующие результаты:

Уровень развития мышления

Высокий

Средний

Низкий

 До внедрения опыта

1 уровень 6 %

6 %

2 уровень 28 %

8 %

20 %

3 уровень 38 %

11%

19 %

8 %

4 уровень 20 %

13 %

7 %

5 уровень 8 %

2 %

6 %

  После внедрения опыта

1 уровень 9,5%

8%

1,5%

2 уровень 34%

16,5%

17,5%

3 уровень 36%

16%

14%

6%

4 уровень 17,5%

14%

3,5%

5 уровень 3%

2,5%

0,5%

Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся до внедрения опыта: высокая познавательная активность у 25 %. Средняя познавательная активность у 54 %. Низкая познавательная активность у 21 %. Кроме того, было проведено сравнение учащихся  по уровню развития критического мышления, которые могут быть частично сформированы у школьников на интуитивной основе.

№ п/п

показатели

примечания

1

Готовность к планированию

Работа состояла из двух частей. Каждое задание 1 части оценивалось  1 баллом.

2

Гибкость

3

Настойчивость

4

Готовность исправлять свои ошибки

5

Осознание

6

Поиск компромиссных решений

Показатель познавательной активности после внедрения опыта: высокая познавательная активность у 40,5%. Средняя познавательная активность у 49,5%. Низкая познавательная активность у 10%. Эти данные  свидетельствуют о повышении уровня познавательной активности учащихся. Использование проблемного подхода в обучении математики,  позволяет мне достигать определённых результатов в обучении учащихся.

Все выше сказанное еще раз подтверждает эффективность обучения критическому мышлению. Подлинная цель любого обучения по улучшению мышления - применение на практике полученных навыков. Под применением на практике  подразумевается использование навыков критического мышления в самых разнообразных ситуациях. В идеале навыки критического мышления должны использоваться  не только лишь в учебной аудитории или при решении задач, схожих с теми, которые рассматриваются в учебной аудитории, но и для распознания невыполнимых предвыборных обещаний, доводов, которые сами нуждаются в доказательствах, неверных вероятностных оценок, слабых аргументов или чисто риторических построений. Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни, будь то угроза ядерной войны или настройка только что купленного компьютера. Эти навыки, кроме того, должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас. Задачи эти - вовсе не абстрактны. Они весьма конкретны и актуальны. Лучший способ обеспечить применение на практике - сделать это с помощью сознательного и продуманного использования навыков, которым вы обучаетесь в самых различных ситуациях. Учащиеся могут расширить область этого применения, подыскивая примеры, требующие критического мышления, и используя их.

Перспектива: Дальнейшая работа по применении техники критического мышления по формированию познавательных навыков.

Синквейн по теме: «Критическое мышление»

                                                         Критическое мышление.

Самостоятельное, направленное.

Оценивать, анализировать, доказывать.

Критическое мышление - универсальные учебные действия - образовательные результаты.

УСПЕХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая разработка на тему:"Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".

Выступление на областном конкурсе. Методическое объединение по обмену опытом. Применение теехнологии РКМ....

Презентация к докладу: "Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".

Презентация представляет собой практическое применение технологии РКМ. Сопровождение доклада по обмену опытом на методическом объединении....

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Тема самообразования "Технология критического мышления как средство формирования УУД"

Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии критического мышления в рамках реализации ФГОС...

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...