Дидактическая разработка на тему:"Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".
методическая разработка по истории по теме

Развина Ираида Ивановна

Выступление на областном конкурсе. Методическое объединение по обмену опытом. Применение теехнологии РКМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги и члены жюри.  Меня зовут Развина Ираида Ивановна, учитель истории и обществознания. Я рада приветствовать вас на нашем методическом объединении по теме: 

 «Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности».

Мне хотелось бы начать своё выступление  с эпиграфа:

 «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Ч.Диккенс 

Позвольте  обосновать мою педагогическую идею. Разнообразие современных педагогических технологий не только побуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике. И здесь на мой взгляд, актуально подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей. Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика.



В связи с переходом на новый  ФГОСТ в  основе которого лежит системно-деятельностный подход, необходимо воспитание и развитие качеств  личности,  отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности,  диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.  Где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Я отношу себя не только к учителям теоретикам, но и к практикам. моё внимание привлекла технология развития КМ, которой я занимаюсь не первый год. Она выделяется среди современных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.  Выигрывая в том, что в неё входят выше упомянутые технологии. Именно поэтому я сделала  свой педагогический выбор в пользу стратегии обучения истории с использованием технологии  КМ (осмысление, переработка, применение знаний).

Сегодня мне хочется, не только поделиться с вами своим опытом, но и на практике продемонстрировать  новизну и очень большую актуальность в современном образовательном процессе. Ведь критическое мышление – это поиск  здравого смысла. Оно способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Разработчики технологии «Развитие критического мышления  – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.В. Бутенко, Е.А. Ходос.
Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию.

В основе технологии формирования КМ лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.»

Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  1. мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  2. самостоятельное, ответственное;
  3. аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  4. многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  5. индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  6. социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  1. оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  2. предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  3. настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  4. выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Структура занятия в концепции "критического мышления":

Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На данном этапе очень хорошо действует такой приём, как кластер. Что такое кластер? Это графическое изображение изучаемого материала. Это то, что приходит в голову по данной тематике. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу изучаемой  темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

 Уважаемые коллеги я предлагаю вам принять участие в этом этапе вместе со мной. Каким образом происходит ликвидация чистого листа. Я предлагаю составить кластер на тему: «Учитель года - 2012» Давайте, я начну первой.

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом:

На втором этапе, мне очень нравится использовать  Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  1. «V» – галочкой отмечается то, что известно;
  2. «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
  3. «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
  4. «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки инсерта).

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу,  в которой колонки имеют названия: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы».


  1. Эта стадия позволяет ученику:
  2. осуществлять контакт с  новой  информацией;
  3. сопоставлять эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
  4. акцентировать своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения
  5. обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы
  6. отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему
  7. приготовиться к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного

Вот уже год я использую    на данном этапе заранее приготовленные кейсы: ситуации – иллюстрации, ситуации упражнения, ситуации оценки, ситуации проблемы. Очень популярны кейсы,  способствующие решению проблем и принятию решений. Такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах.  


Создание кейса - долгий и кропотливый труд, поэтому в основном я сама разрабатываю кейсы,  иногда беря за основу задания части  С,  имеющийся источник    дополняю, изменяю или прошу учащихся завершить кейс.  В 11  классе доверяю разработку несложных кейсов ученикам, преуспевающим в   изучении предметов.  Очень часто ребята в классе используют фрагмент  художественных произведений, художественных или научно-  популярных фильмов.    Что выводит нас за рамки изучаемого предмета.


Технология создания кейса:


+ небольшой объём


+ проблемная ситуация


+ не содержат анализа проблемы, не объясняют причины


 Совместная или индивидуальная работа, над составлением кейс ,  является значимой,  так как нацелена на развитие следующих  компетентностных  качеств личности обучаемого:


-  аналитических,  практических,  творческих умений,  которые он обязательно  сможет использовать при сдаче ЕГЭ или участии в олимпиаде при анализе текста, написании проекта на заданную тему;


-  коммуникативных,  социальных,  позволяющих легко ориентироваться в окружающем социуме.


Эти приёмы очень актуальны в наше время, так как работая с предложенными ситуациями,   учащиеся самостоятельно вычленяют проблему, устанавливают причинно-следственные связи, рассматривают различные варианты решения проблем. Моя роль, как учителя, в данном случае более смещается на второй план,  я становлюсь тьютором,  отслеживающим процесс разрешения ситуации и координации действий обучаемых,  если они заходят в тупик.


 В дальнейшем учащиеся могут анализировать свои поступки и действия,  учатся нести ответственность,  воспитывают в себе новые качества необходимые для адаптации в обществе. Лидерские качества помогли многим моим ученикам поступить в вузы, адаптироваться в больших городах, стать активными участниками   студенческой жизни. А ведь многие раньше боялись даже выходить к доске и выступать перед всем классом. Зачем мне это необходимо? Я историк и мне не безразлично будущее нашей страны. Сейчас в обществе разворачивается много дискуссий. Я полностью согласна с нашим премьер-министром, что главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодёжи. Основной вызов России- мы должны научиться использовать «образовательный драйв молодого поколения». Поэтому мне очень нравиться, когда у меня есть такая возможность с помощью данной технологии  приготовить будущее нашей страны, умеющее критически мыслить и находить объективный выход из любой ситуации. В этом и заключается основная цель моей работы. Я отношу себя к творческим людям, а они как известно не останавливаются на достигнутом!


3 этап - "Рефлексия" (размышление).

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Это применение полученной информации на практике.

Я предлагаю вам вместе со мной сделать рефлексию о сегодняшнем нашем общении. Тема: «Методическое объединение»

Например:

1. объединение

2. профессиональное, творческое

3. познавать, делиться, изучать

4.Знание-это сила

5. Опыт

Необходимое пояснение: Часто на детальную рефлексию практически не остаётся времени. Большое внимание уделяется изучению нового материала. Здесь уместны такие вопросы: какая информация привлекла Ваше внимание? Что вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста? Рефлексия не может проводиться спонтанно, она требует систематичности на всех этапах работы.

Дело в том, что на основе применения данной технологии происходит интеграция межпредметных связей. В рамках предмета: «Проекты и исследовательская деятельность», который я преподаю в этом году происходит тесное взаимодействие с учителями разных предметов. Здесь мы учимся разрабатывать проекты и оформлять рефераты по различным темам. В нашей школе действует МНЛ, в которую входят не только преподаватели, но и творчески работающие ученики. Я являюсь руководителем секции истории и обществознания  научного общества учащихся СШ №2.  Мне очень нравиться сотрудничать с моими коллегами, брать новые идеи и воплощать их в жизнь. II год я участвую в реализации программы опытно-экспериментальной деятельности школы на муниципальном уровне: «Педагогическая поддержка социализации личности школьников в условиях проектной деятельности».  

В моих классах были проведены диагностические методики:

Модифицированная методика 1. «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой

Методика 2. «Готовность работать с информацией

и информационными источниками», которые показали  отличные результаты (слайд)

А итогом для меня служит то, что популярность выбора моего предмета растёт. Анализируя результаты ГИА и ЕГЭ, я делаю вывод о продуктивности данной технологии.

Это опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учащийся в процессе обучения сам конструирует  этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. А это соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью…(видеоролик)

   А в заключении, хочется сказать, всё начинается с чистого листа и этот лист в ваших руках может превратиться….. Хотите знать во что? Раздаю полоски.

Методические приемы критического мышления

Вызов

Парная мозговая атака.

  1. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
  2. Работа с ключевыми терминами.
  3. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  4. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  5. Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  6. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Стадия осмысления

  1. Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
  2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия

  1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  2. Возврат к ключевым словам.
  3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  4. Возврат к кластерам (их заполнение).
  5. Возврат к ЗХУ.

Дополнительные приемы

А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

В) Кубик. Грани

  1. Дай описание.
  2. Сравни с чем-нибудь.
  3. Проассоциируй (на что похоже).
  4. Проанализируй (из чего состоит).
  5. Примени это.
  6. Приведи примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу: "Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".

Презентация представляет собой практическое применение технологии РКМ. Сопровождение доклада по обмену опытом на методическом объединении....

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД

Статья об использовании технологии развития критического мышления при обучении математике...

Тема самообразования "Технология критического мышления как средство формирования УУД"

Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии критического мышления в рамках реализации ФГОС...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Методическая разработка. "Теория развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках географии".

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем  восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информаци...