Презентация и план-конспект урока "Показательная функция, ее свойства и график"
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Презентация и план-конспект урока "Показательная функция, ее свойства и график"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Показательная функция, ее свойства и график. План урока: Актуализация опорных знаний (тест). И зучение и освоение нового материала. Сообщения студентов о межпредметных связях. Обобщение и систематизация изучаемого материала (самостоятельная работа студентов ). Домашнее задание. Итог урока.

Слайд 2

Показательная функция x y = a (a>0, a ≠ 1) y = 2 x x -3 -2 -1 0 1 2 3 y 1 2 4 8 1 2 1 4 1 8 y x 0 1 y = 2 x Свойства функции y = 2 , x ∊ Q x D(f)=(- ∞ ;+ ∞ ); не является ни четной, ни нечетной; возрастает; не ограничена сверху, ограничена снизу; не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения; непрерывна; E(f)=(0 ; + ∞ ); выпукла вниз.

Слайд 3

Показательная функция x y = a (a>0, a ≠ 1) x -3 -2 -1 0 1 2 3 y 8 4 2 1 1 2 1 4 1 8 y x 0 1 D(f)=(- ∞ ;+ ∞ ); не является ни четной, ни нечетной; убывает; не ограничена сверху, ограничена снизу; не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения; непрерывна; E(f)=(0 ; + ∞ ); выпукла вниз. y = x 1 ( ) 2 Свойства функции y = , x ∊ Q x 1 ( ) 2 x y = 1 ) ( 2

Слайд 4

Показательная функция x y = a (a>0, a ≠ 1) y x 0 1 y = 2 x y=a , 01 x Основные свойства показательной функции y = a x a > 1 0

Слайд 5

Задание (устно) 1. Выяснить, является ли возрастающей или убывающей функция: 1) 2 ) 3) 4 ) 2. Решить уравнения: 1 ) 2) 3 )

Слайд 6

Показательная функция x y = a (a>0, a ≠ 1) Задание: Схематично изобразить графики данных функций (по 3-м точкам): а) y = 5 ; б) y = ( √ 2) ; в) y = ( ) x x 1 π x x -1 0 1 x -1 0 1 x -1 0 1 y x 0 1 1 y 5 1 5 y 0,7 1 1,4 y 3,1 1 0,3 y x 0 1 y x 0 1

Слайд 7

Тема: Показательная функция, ее свойства и график. План урока: Актуализация опорных знаний (тест). И зучение и освоение нового материала. Сообщения студентов о межпредметных связях. Обобщение и систематизация изучаемого материала (самостоятельная работа студентов ). Домашнее задание. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Тема : Показательная функция, ее свойства и график.

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Цели:

1. Образовательная: изучение понятия показательной функции, овладение основными алгоритмическими приемами построения графика показательной функции и решения простейших показательных уравнений; изучение основных свойств показательной функции.

2. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, математической культуры.

3. Развивающая: развитие кругозора, самостоятельности, умения добывать и применять полученные знания, развитие памяти, логического мышления.

Задачи урока:

     -   сформировать умения и навыки построения графиков показательных функций, решения простейших показательных уравнений;

    -    уметь использовать основные понятия урока при решении заданий воспроизводящего и творческого уровней.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания (тест).
  2. Введение понятия показательной функции.
  3. Построение графика показательной функции.
  4. Свойства показательной функции.
  5. Решение простейших показательных уравнений.
  6. Сообщения студентов.
  7. Практическая работа.
  8. Домашнее задание.
  9. Итог урока.

Оборудование урока:

 - карточки с тестом;

- мультимедийная презентация;

- плакаты и таблицы ;

- чертежные инструменты;

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и плана урока, постановка цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

                                                Тест.

                  1 вариант.

1. Вычислите:

( 

-а) 12  +б) 4  -в) 8  -г)

2. Вычислите:

+ 10   -б) 25  -в)   -г) 100

  3. Вычислите:

- 1000   +б) 200   -в) 500   -г)

  4. Найдите область определения функции:

       

+а) (-  -б)

5. Вычислите:

 +

- 7  +б)   -в) 12  -г)

6. Упростите:

+а)   -б)   -в)   -г) 1

                                                 

                  2 вариант.

1. Вычислите:

( 

+а) 27 -б) 9 -в) 6 -г)

2. Вычислите:

+ 12   -б) 72  -в)   -г) 144

3. Вычислите:

- 12   +б) 18   -в) 216   -г)

4. Найти область определения функции:

y =

+a) ( - –б)   -в) (-

-г)(-

5. Вычислите:

 -

-а)   -б)   +в) -2   -г) 8

  6. Упростите:

+а)   -б)   -в)  -г) 1

IV. Изучение и освоение нового материала:

Определение. Функцию вида y = , где a > 0, а ≠ 1, называют показательной   функцией.

Построим (по точкам) график функции y =. Для этого составим таблицу значений функции y=:

x

0

1

-1

2

-2

3

-3

y

1

2

4

8

Отметим точки (0; 1), (1; 2), (-1,  ), (2, 4), (-2,  ), (3, 8), (-3,  ) на координатной плоскости. Они намечают некоторую линию – это график функции y = .

Свойства функции y =:

  1. D(f) = (-∞, +∞) ;
  2. Не является ни четной, ни нечетной;
  3. Возрастает;
  4. Не ограничена сверху, ограничена снизу;
  5. Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
  6. Непрерывна;
  7. E(f) = (0; +∞);
  8. Выпукла вниз;

Точно такими же свойствами обладает любая функция вида y = , где a > 1.

Рассмотрим теперь функцию y = , составим для нее таблицу значений:

x

0

-1

1

-2

2

-3

3

y

1

2

4

8

Отметим точки (0; 1), (-1; 2), (1,  ), (-2, 4), (2,  ), (-3, 8), (3,  ) на координатной плоскости. Они намечают некоторую линию – это график функции y =  .

Свойства функции y =

  1. D(f) = (-∞, +∞) ;
  2. Не является ни четной, ни нечетной;
  3. Убывает;
  4. Не ограничена сверху, ограничена снизу;
  5. Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;
  6. Непрерывна;
  7. E(f) = (0; +∞);
  8. Выпукла вниз;

Точно такими же свойствами обладает любая функция вида y = , 0 < a < 1.

Обратите внимание: графики функции y = и y = , т.е. y =, симметричны относительно оси у .

 Аналогично будут симметричны относительно оси у графики функций y = и y =  , y = и y = , y = и y =  и т.д.

Подводя итог сказанному, выделим наиболее  важные  свойства показательной функции.

Основные свойства показательной функции y = :

a > 1

0 < a < 1

D(f) = (-∞, +∞)

D(f) = (-∞, +∞)

E(f) = (0; +∞)

E(f) = (0; +∞)

Возрастает

Убывает

Непрерывна

Непрерывна

Кривую, которую представляет собой график показательной функции, называют экспонентой. Впрочем, экспонентой называю и саму показательную функцию y = . Так что термин «экспонента» используется в двух смыслах: и для наименования показательной функции, и для названия графика показательной функции.

Обратите внимание на геометрическую особенность графика показательной функции y = : ось х является горизонтальной асимптотой графика. Правда, обычно это утверждение уточняют следующим образом: ось х является горизонтальной асимптотой графика функции y =  при если а > 1 , и при х → +∞, если 0 < a < 1 .

 Сообщения студентов о связи показательных функций с экономическими, биологическими, физическими законами.

 Решение простейших показательных уравнений.

Решение простейших показательных уравнений основано на справедливости следующих утверждений:

1. Если а>1, то равенство at = as справедливо тогда и только тогда, когда t = s.

2. Если 0 <а<1, то равенство at = as справедливо тогда и только тогда, когда t = s.

Примеры:

а)  5x = 54 (ответ: 4);       б)  (ответ: -2);  

V. Обобщение и систематизация изучаемого материала.

Задания (устно):

Ответы:

1.

1) возрастающая;   2) возрастающая;    3) убывающая;    4) убывающая;

2.

1) -1;      2) 2;        3) – 0,5;

Задание.

1.Стр. 130, учебник Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Ч.2. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.

№39.8, №39.9, №39.10

2.Стр. 132,учебник Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Ч.2. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.

№39.24 (а, в), №39.25 (а, в)

3.Стр.133, Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Ч.2. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.

№39.36

Ответы: № 39.8

а)  2;   б) -1;   в) 3;   г) -4;

№ 39.9

а)  0,5;   б) -4;    в)  ;    г) 2;

№39.10

а) ;   б) 1;    в) -1,5;    г)  ;

№39.24

а) y наим.= 2; y наиб. = 16;    в) y наим.= ; y наиб.=1;

№ 39.25

а) y наим. не существует, y наиб. = 4;     в) y наим.=1, y наиб. не существует;

№ 39.36

а) f(-3) = -8;  f(-2,5) = -6,5; f(0) = 1; f(2) = 4; f(3,5) = ;

VI. Сообщение домашнего задания

Учебник "Алгебра и начала математического анализа 10-11" (авт. Ш.А. Алимов и др.) §11, 12, № 197(2,3), 201(1,2), 208(2,3), 209(2,3).

VII. Подведение итогов работы на уроке, оценка деятельности студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Показательная функция, её свойства и график"

Материал содержит подробный конспект урока в 10 классе по теме "показательная функция, её свойства и график" и презентацию по этой теме. ...

Презентация к уроку "Квадратичная функция. Ее свойства и график" 8 класс

Презентация к уроку изучения нового материала...

Презентация к уроку по теме "Функции,их свойства и графики"

Моя презентация поможет ученикам на уроке наглядно разобраться в изучении материала....

Презентация по теме: « Функции , их свойства и графики»

Презентация по теме: «  Функции   , их свойства и графики»...

Презентация " О некоторых замечательных кривых" к уроку " Функции ,их свойства и графики"

Доклады учащихся на уроке " Функции, их свойства и графики"...