Разработка урока по алгебре в 10 классе по теме "Решение рациональных неравенств"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Лебедева Марина Моисеевна

В разработке урока представлен теоретический и практический материал по решению рациональных неравенств методом интервалов. Дополнением к уроку имеется две презентации. представлены нестандартные задания на нахождение ошибки, на составление неравенства по заданному решению. Рассматривается неравенство из открытого банка ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе

Тема:  «Решение рациональных неравенств методом интервалов»

Основные задачи урока: 

- обобщить ранее изученный материал о решении неравенств методом
 интервалов;
- закрепить умения и навыки в решении рациональных неравенств;

- выработка умений и навыков в решении неравенств различного типа
 методом интервалов;

- повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них
 положительный мотив учения.

Оборудование: 

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- компьютерная презентация;

- классная доска;

- карточки - задания (для каждой группы);
- карточки - задания для домашнего задания

                                           

 Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение теоретического материала, необходимого для решения рациональных неравенств методом интервалов.
  3. Решение упражнений (фронтальная работа).
  4. Обобщение метода интервалов для неравенств различного типа.
  5. Самостоятельная работа (по группам).
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Учитель объявляет тему урока: «Решение неравенств методом интервалов», ставит основные задачи урока:

- обобщить ранее изученный материал о решении неравенств методом
 интервалов;
- закрепить умения и навыки в решении рациональных неравенств;

- показать учащимся возможность применения метода интервалов для
 решения неравенств различного типа;                                          

- решение неравенств из материалов ЕГЭ трёх уровней сложности;

- выработать навыки самооценки своей работы;

- совершенствование навыков тезисного конспектирования учебного
 материала;

- повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них
 положительный мотив учения.


  1. Повторение.

Вопрос:  Как решить неравенство методом интервалов?

Ответ:       1. Все члены неравенства перенести в левую часть;

                  2. Выражение, стоящее в левой части, принять как ;

                  3. Найти область определения функции;

                  4. Найти нули функции и отметить их на области определения;

                  5. Расставить знаки функции на полученных промежутках;

                  6. В зависимости от знака исходного неравенства записать

                     ответ.

        

  1. Фронтальная работа.

Вопрос:   Всегда ли чередуются знаки функции на промежутках? От чего это зависит?

Ответ:      Нет, не всегда, это зависит от кратности корней, которые

                 получаются в процессе решения неравенства.



Вопрос:  Что необходимо помнить при записи ответа после решения
               нестрогих неравенств?

Ответ:    Необходимо к найденным решениям строгого неравенства
              добавить корни функции.

4. Решение неравенств из презентации (3 чел. у доски). Проверка

5. Работа в группах (нахождение ошибок в решенных неравенствах)

6. Работа в парах (решение по карточкам)

7. Составьте неравенство, решением которого являются промежутки:
a)
   , b)  (-4;4]



Предварительный просмотр:

Решить неравенство

(х-1)(х-2)2(х-5)>0.

Решение.

(х-1)(х-2)2(х-5)>0

f(x)= (х-1)(х-2)2(х-5);

Найдем нули f(x): х=1; х=2; х=5.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572662/Image930.gif

Ответ: (1;2)U(5;+∞).

2+5х)(16 – х2)>0;

x(x+5)(4-x)(4+x)>0;

Найдем нули f(x):

 х=-5; х=-4; х=0; х=4.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572662/Image929.gif

Ответ: (-http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572662/img1.gif;-5)U(-4;0)U

(4;+∞).

 ≤ 0

 ≤ 0;

Найдем нули f(x): х=2, х≠ -1

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572662/Image933.gif

          Ответ: (-1;2].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение рациональных неравенств методом интервалов

Слайд 2

Цели и задачи урока: - обобщить ранее изученный материал о решении неравенств методом интервалов; - закрепить умения и навыки в решении рациональных неравенств; - выработка умений и навыков в решении неравенств различного типа методом интервалов; - повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.

Слайд 3

Пример: Решим неравенство План решения: Рассмотрим функцию F(x) = Найдем область определения функции: Вся числовая прямая, кроме нулей знаменателя: Найдём нули функции: Отметим на числовой прямой найденные точки:

Слайд 4

Определим знаки функции в каждом интервале: Неравенство нестрогое, поэтому числа -1 и 1 (нули функции f ) являются решениями неравенства. Запишем ответ в виде объединения промежутков: Ответ:

Слайд 5

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение Неравенство, левая и правая части которого есть рациональные выражения относительно , называют рациональным неравенством с неизвестным .

Слайд 2

Пример1 Решить неравенство .

Слайд 3

Пример2 Решение Решить неравенство . умножив неравенство на -1 и разложив квадратные трёхчлены на множители, получим неравенство равносильное данному Нули множителей: , , , . Х + 6 4 0 -4 + - - + Ответ:

Слайд 4

Пример3 Решение Х умножив неравенство 2 раза на -1, разложив квадратные трёхчлены на множители и учитывая, что , получим неравенство равносильное данному Решить неравенство Нули множителей: , , , , , . 7 5 3 0 -1 -7 + + + + - - - Ответ:

Слайд 5

Решение Пример4 Решить неравенство . Нули множителей: , , , . Х + + - - + 2 1 -3 -1 Ответ:

Слайд 6

Нули множителей: , , . Пример5 Решить неравенство . Решение Х 3 2 -1 + - - + Ответ: !

Слайд 7

Пример6 Решить неравенство . Решение умножив неравенство на -1 и разложив квадратные трёхчлены на множители, получим неравенство равносильное данному Нули множителей: , , , . Х 7 4 1 -1 + - + - + Ответ:

Слайд 8

Пример7 Решить неравенство . Решение Нули множителей: , , , . Х 3 0 -1 -1,5 + - + - + Ответ:

Слайд 9

Пример8 Решить неравенство . Решение Нули множителей: , , . Х + - - + 3 2 -3 Ответ:

Слайд 10

Неравенство из открытого банка ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 9 классе по теме "Квадратные неравенства"

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных неравенств"...

Разработка уроков по алгебре 7 класс

Разработка откротых уроков по алгебре 7 классов с использованием ИКТ....

Разработка урока по алгебре 9 класс

Урок по теме "Задачи на проценты", расчитанный на 2 часа....

Разработка урока по алгебре 9 класс Тема : «Построение графика квадратичной функции у=ах2+вх=с"

Первый урок по данной теме. Цель данного урока: выработать умение строить графики квадратичной функции с помощью параллельных переносов вдоль осей координат....

Методическая разработка урока по алгебре 8 класса «Свойства числовых неравенств»

Автор  УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений..Тема урока: Свойства числовых неравенств (раздел Числовые...

Самостоятельная работа по алгебре 9 класс по теме "Рациональные неравенства"

Самостоятельная работа состоит  из двух вариантах....