Дополнительная общеразвивающая программа "Математика в практических задачах"
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом директора
протокол № 2 школы-интерната № 323
от «01» октября 2020 г. от «01» октября 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математика в практических задачах»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год, 32 занятия
Пояснительная записка
1.Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Впервую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при изучении математики способствует усвоению предметов гуманитарного цикла.
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика в практических задачах» направлена на развитиелогического мышления, формирование умений и навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов. Программа призвана научить школьников излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Данная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для обучающихся 9 классов, рассчитана на 32 часа в год, срок реализации 1 год. Занятия проводятся с I по IV четверти во взаимосвязи с такими учебными предметами как алгебра и геометрия.
2 . Цель и задачи программы.
Целью данной программы является углубление знаний по применению методов решения текстовых задач и практических задач по геометрии; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной деятельности.
Задачи:
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- расширение и углубление курса математики;
- формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
3. Отличительные особенности программы.
Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на учащихся с выше среднего способностями. Программа содержит более сложные задания – повышенного и высокого уровней сложности.
3.1 Принципы обучения.
1.Принцип коммуникативной направленности. Создание условий коммуникации (мотивы и цели), коммуникативной обстановки.
2. Личностно – ориентированный характер обучения. Отбор содержания, отвечающего интересам и уровню развития учащихся, учет их психологических и индивидуальных способностей. Регулировка темпа и качества овладения материалом, а также индивидуальной посильной учебной нагрузки учащихся.
3. Принцип комплексной реализации целей: развивающей, воспитательной, учебно – образовательной.
4. Принцип коллективно–индивидуального взаимодействия. Предоставление каждому ученику как можно большего числа возможностей для самовыражения.
3.2 Уровни освоения программы.
1.Общекультурный уровень включает воспитание культуры поведения и общения, чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности.
2. Творческий уровень включает
- развитие математических способностей, мышления, памяти;
- воспитание старания, терпения, настойчивости, целеустремленности.
4. Формы учебных занятий:
Лекции, семинары, практикумы, консультации, тестирование, диагностические работы.
5. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
Предметные результаты:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Способы педагогического мониторинга:
Текущий контроль; тематический контроль; фронтальный опрос; индивидуальный устный опрос; самостоятельная работа; диагностическая работа.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Арифметические задачи | 4 |
2 | Задачи на движение | 8 |
3 | Задачи на работу | 6 |
4 | Задачи на проценты | 4 |
5 | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | 4 |
6 | Геометрические задачи | 6 |
Итого: | 32 |
Содержание тем
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов |
1. Арифметические задачи (4 часа) | |||
1. | Основные типы текстовых задач | Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры | 1 |
2. | Решение задач арифметическим способом | Решение практико-ориентированных задач Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли | 1 |
3. | Решение задач арифметическим способом | Решение практико-ориентированных задач Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли | 1 |
4. | Решение задач на составление чисел | Решение задач, в которых используется формула двузначного числа | 1 |
2. Задачи на движение (8 часов) | |||
5. | Задачи на равномерное движение | Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути | 1 |
6. | Задачи на равномерное движение | Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути | 1 |
7. | Задачи на движение по воде | Решение задач по течению и против течения реки | 1 |
8. | Задачи на движение по воде | Решение задач по течению и против течения реки | 1 |
9. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение текстовых задач | 1 |
10. | Задачи на движение протяжённых тел. Средняя скорость | Решение задач на движение протяжённых тел и задач на нахождение средней скорости | 1 |
11. | Движение по кольцевым дорогам | Решениезадач на движение по окружности | 1 |
12. | Движение с косвенно выраженной скоростью | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью | 1 |
3. Задачи на работу (6 часов) | |||
13. | Задачи на работу | Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу | 1 |
14. | Задачи на работу | Решение задач на выполнение определенной работы | 1 |
15. | Задачи на производительность | Решение задач на выполнение определенной работы | 1 |
16. | Задачи на планирование | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы | 1 |
17. | Задачи на планирование | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы | 1 |
18. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение текстовых задач | 1 |
4. Задачи на проценты (4 часов) | |||
19. | Простой и сложный процентный рост | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов | 1 |
20. | Простой и сложный процентный рост | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов | 1 |
21. | Формула сложных процентов | Применение формулы сложных процентов | 1 |
22. | Формула сложных процентов | Применение формулы сложных процентов | 1 |
5. Задачи на концентрацию, сплавы, смеси (4 часа) | |||
23. | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси | 1 |
24. | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси | 1 |
25. | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси | 1 |
26. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение текстовых задач | 1 |
6. Геометрические задачи (6 часов) | |||
27. | Практические и прикладные задачи по планиметрии | Решение практических задач с геометрической составляющей | 1 |
28. | Практические задачи на определение высоты предмета | Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности | 1 |
29. | Практические задачи на определение расстояния до недоступной точки | Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности | 1 |
30. | Геометрические задачи на вычисления | Решение геометрических задач на вычисления | 1 |
31. | Задачи на доказательство | Решение геометрических задач на доказательство | 1 |
32. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение геометрических задач | 1 |
Рабочая программа составлена для реализации дополнительной общеразвивающей программ «Математика в практических задачах» для работы с учащимися 9-ых классов.
Программа рассчитана на расширение и углубление знаний по приобретению методов решения разного вида текстовых задач и развитие практических навыков и умений.
Занятия проводятся с I по IV четверти (32 занятия, 1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Дата прове-дения | Коррек-тировка |
Арифметические задачи (4 часа) | ||||
1. | Основные типы текстовых задач | Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры | ||
2. | Решение задач арифметическим способом | Решение практико-ориентированных задач Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли | ||
3. | Решение задач арифметическим способом | Решение практико-ориентированных задач Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли | ||
4. | Решение задач на составление чисел | Решение задач, в которых используется формула двузначного числа | ||
Задачи на движение (8 часов) | ||||
5. | Задачи на равномерное движение | Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути | ||
6. | Задачи на равномерное движение | Решение задачна равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути | ||
7. | Задачи на движение по воде | Решение задач по течению и против течения реки | ||
8. | Задачи на движение по воде | Решение задач по течению и против течения реки | ||
9. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение текстовых задач | ||
10. | Задачи на движение протяжённых тел. Средняя скорость | Решение задач на движение протяжённых тел и задач на нахождение средней скорости | ||
11. | Движение по кольцевым дорогам | Решениезадач на движение по окружности | ||
12. | Движение с косвенно выраженной скоростью | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью | ||
Задачи на работу (6 часов) | ||||
13. | Задачи на работу | Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу | ||
14. | Задачи на работу | Решение задач на выполнение определенной работы | ||
15. | Задачи на производительность | Решение задач на выполнение определенной работы | ||
16. | Задачи на планирование | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы | ||
17. | Задачи на планирование | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы | ||
18. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение текстовых задач | ||
Задачи на проценты (4 часов) | ||||
19. | Простой и сложный процентный рост | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов | ||
20. | Простой и сложный процентный рост | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов | ||
21. | Формула сложных процентов | Применение формулы сложных процентов | ||
22. | Формула сложных процентов | Применение формулы сложных процентов | ||
Задачи на концентрацию, сплавы, смеси (4 часа) | ||||
23. | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси | ||
24. | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси | ||
25. | Задачи на концентрацию, сплавы, смеси | Решение задач на процентное содержание какого-то вещества в его растворе, сплаве или смеси | ||
26. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение текстовых задач | ||
6. Геометрические задачи (6 часов) | ||||
27. | Практические и прикладные задачи по планиметрии | Решение практических задач с геометрической составляющей | ||
28. | Практические задачи на определение высоты предмета | Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности | ||
29. | Практические задачи на определение расстояния до недоступной точки | Решение задач на использование свойств подобных треугольников в измерительных работах на местности | ||
30. | Геометрические задачи на вычисления | Решение геометрических задач на вычисления | ||
31. | Задачи на доказательство | Решение геометрических задач на доказательство | ||
32. | Диагностическая работа. Разбор задач диагностической работы | Решение геометрических задач | ||
Учебно-методическое обеспечение:
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. – Челябинск.Взгляд, 2018
- Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2017
- Ерина Т.М. Задачи на движение. //Математика для школьников, № 3, 2015
- Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2016
- Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2016
- Шевкин А.В. Сборник задач. 5-6 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2017
- Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2017
- С.С. Минаева. Дроби и проценты. 5-7 классы. ФГОС. – М: Издательство «Экзамен», 2017г.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный институт педагогических измеренийwww.fipi.ru
-Федеральный центр тестированияwww.rustest.ru
- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/MATEMATIKA.html
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- Математика он-лайнhttp://uchit.rastu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Физика в задачах»
Курс "Физика в задачах" в рамках дополнительного образования предназначен для учащихся 7-9 классов (рассчитан на возраст 12-17 лет), которые хотят получить дополнительную подготовку по решению физичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Решение расчетных задач по химии"
Программа предназначена для учащихся 9 классов, изучающих систематический курс неорганической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах неорганических веществ (не для детей ...

Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования ...