Методическая раработка. Коррекционного занятия по устранению дяскалькуляции. 5 класс.
методическая разработка по алгебре

Финогенова Ольга Анатольевна

Тема занятия: Меры времени. Год.

Тип занятия: Изучение нового материала, коррекция дискалькуляции.

Цель занятия: познакомить с новой единицей времени – високосный год, учить умению определять время в повседневной жизни, коррекция дискалькуляции.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о единицах измерения времени, представление о високосном годе, формировать умение пользоваться таблицей соотношения мер времени;
  2. Развивать логическое мышление, математическую речь, расширять кругозор.
  3. Воспитывать умение беречь, ценить время; самоконтроль, умение объективно оценивать свою деятельность, умение работать в коллективе;

Личностные учебные действия

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым.

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе на уроке, при выполнении домашнего задания (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться к окружающим, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в общей деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по устранению дяскалькуляции. 5 класс.

Тема занятия: Меры времени. Год.

Тип занятия: Изучение нового материала, коррекция дискалькуляции.

Цель занятия: познакомить с новой единицей времени – високосный год, учить умению определять время в повседневной жизни, коррекция дискалькуляции.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о единицах измерения времени, представление о високосном годе, формировать умение пользоваться таблицей соотношения мер времени;
  2. Развивать логическое мышление, математическую речь, расширять кругозор.
  3. Воспитывать умение беречь, ценить время; самоконтроль, умение объективно оценивать свою деятельность, умение работать в коллективе;

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым.

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе на уроке, при выполнении домашнего задания (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться к окружающим, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в общей деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные УД:

-Называть единицы измерения времени, в том числе сокращенные обозначения.

-Пользоваться таблицей соотношения мер времени.

-Иметь представление о високосном годе.

-Обозначать порядковый номер каждого месяца с помощью цифр римской нумерации.

Речевой материал: високосный.

Оборудование: жетоны для оценивания заданий, карточки с заданиями, презентация, таблица соотношения мер времени.

Структура занятия:

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление материала

5.Итог урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

- Вижу что вы готовы к занятию.

- Садитесь.

- Я рада видеть вас сегодня в хорошем настроении, и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, свою смекалку, своё трудолюбие, аккуратность и всем нам будет интересно на уроке.

2.Проверка готовности :

- Проверьте готовность к уроку.

- На столах лежат рабочие тетради, ручка, карточки для работы на уроке.

- Проверим посадку: ноги вместе, руки на парте, спина прямая.

Если так сидеть голова, спина - не будут болеть.

3.Определение темы и целей занятия:

– Какое сегодня число?

– Какой идет месяц?

- Какой по счету февраль месяц?

- Какой месяц был до февраля?

- Какой месяц после февраля?

- Какой по счету март месяц?

– Какой день недели?

– Какой день недели был вчера?

– Какой день недели будет завтра?

- Какой по счету сейчас урок?

– Сколько минут длится урок?

- В котором часу начинаются уроки в нашей школе?

- О чем мои вопросы?

Давайте поразмышляем: что было бы, если бы люди не знали мер времени?

 - Если вовремя не прийти в школу на уроки, что случится?

- Если больному делают операцию, а действие наркоза заканчивается?

- Если мы не вовремя будем выращивать овощи?

- Если мы не будем знать день своего рождения?

- Можно сделать вывод, что ничего хорошего не будет, если люди не смогут определять время.

– Как вы думаете, какую тему будем сегодня изучать?

-Тема сегодняшнего урока: Меры времени. Год.

- Сегодня на уроке мы повторим меры времени, которые вы уже знаете и узнаем о новой единице времени-високосный год.

-Откройте тетради.

-Запишите число, классная работа и тему урока (Артур – пишет только классная работа).

- Давайте на этом уроке попробуем разобраться «Сможем ли мы прожить, не умея определять время?»

-Время идет, как поезд идет

Время летит, как самолет

Чтобы от времени не отставать,

Людям приходится рано вставать.

Но для того, кто в постели лежит

Под одеялом и тянется,

Время – оно совсем не бежит,

А тянется, тянется, тянется…

-Ну, а для того, чтобы время не тянулось, мы будем выполнять различные интересные задания.

Наша работа будет проходить по плану:

повторим меры времени, выполним практические задания, узнаем новую информацию.

- А для чего нам нужно знать меры времени?

- На занятии будем работать у доски, в тетрадях, по карточкам устно и письменно, самостоятельно, выполним практическую работу. Работать будете по группам, в парах, индивидуально.

О времени

Не получишь знания, которые необходимы в жизни

Может оборваться жизнь человека

Не получим хороший урожай

Не будем знать, когда нам отмечать день рождения.

Меры времени

В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

Актуализация опорных знаний

- Работаем в парах.

- Возьмите конверт, в нем лежат карточки:

-Выберите карточки, на которых написаны меры времени.

– Расположите их в порядке возрастания

-Проверяем.

- Сколько сек в 1 мин?

- Сколько минут в 1 часе?

- Запишем в тетрадях 1мин=60с, 1ч=60мин.

– Обратите внимание на сокращенную запись единиц измерения времени.

 - А что каждый из вас может сделать за 1 с?

 -за 1 мин?

 -за 1ч?

- А при помощи какого прибора можно точно измерить время?

 Посмотрите на экран, существует много разных видов часов (настенные, наручные, песочные…)

(на слайде)

Оцените себя.

- Следующее задание называется «Какое время»

Я буду читать вам рассказ, а вы по ходу рассказа должны определить, в какое время суток это действие происходило и показать мне карточку с этим временем суток.

Машенька встала в 7 ч, оделась, позавтракала и в 8 ч побежала в детский садик. Туда она пришла в 8:30. (Утро или день?) В детском саду она играла с детьми, пообедала и в 12:30 легла спать. Поспала 2 ч, встала. Было 14:30. – День или ночь? В 17:30 ее забрала мама и через полчаса Машенька с мамой были дома. Они были дома в 18:00.– День или вечер? Маша поиграла со своими куклами 1час. И мама позвала её ужинать. В 19-00. После ужина Маша посмотрела мультики, мама почитала ей книжку и в 21-00 Маша пошла спать. Наступила…ночь.

- У некоторых ребят возникли трудности в определении времени суток.

- Какую меру времени мы сейчас определяли?

- Сколько часов в одних сутках?

- Что вы можете сделать за одни сутки?

- Запишем в тетрадях 1сут= 24 часа.

Оцените себя.

- А вам говорит что-нибудь - выражение 7суток?

-Что это за мера времени?

- Назовите дни недели по порядку.

- Какой сегодня день недели?  

- А по порядку?

В кружочках поставьте номера дней  недели.

                                               

Вторник      четверг       воскресенье

                                                 

Пятница    среда                понедельник

          

суббота

- Проверим. Обменяйтесь карточками.

- Кто не допустил ошибок? Кто допустил ошибки?

Оцените друг друга.

Работают в парах

Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.

В минуте 60 секунд

Записывают в тетрадях

Хлопнуть в ладоши

Одеться

Выполнить домашнее задание

Часы

Работает каждый сам

Утро

День

Вечер

Ночь

Сутки

24

Ответы учащихся

Неделя

Ответы

Четверг

4

Взаимопроверка

Изучение нового материала

Объяснение нового материала 

-А какая еще единица измерения времени складывается из суток?

- Назовите по порядку месяцы года.

- Какой сейчас идёт месяц?  

- А по счёту?

- С какого месяца начинается год?

- Каким месяцем заканчивается год?

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Какие летние месяцы вы знаете?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Ребята, в какой сказке злая мачеха отправила падчерицу зимой за подснежниками?

- Кто еще не знает этой сказки – возьмите книгу в библиотеке и прочитайте обязательно, или можно посмотреть мультфильм.

- А на каком уроке вы изучаете времена года?

- Ребята, как вы думаете, какую единицу измерения времени образуют 12 месяцев?

- Сколько месяцев в году?

- Запишем в тетрадях: 1год=12мес.

Игра

- Ой, у меня все месяцы перепутались, расставьте их по порядку.

Оцените себя.

-Каждый месяц имеет своё определённое количество дней.

- Обычно в месяце 30 или 31 день.

 - Правда есть исключение.

- Что это за месяц?

- Верно, это февраль. В нём 28 дней, а один раз в четыре года 29 дней.

-Он наступает через три года на четвёртый. И называется високосный.

Этот год 2020 – високосный.

- Посчитайте, какой следующий год будет високосным?

Пальчиковая гимнастика.

- Количество дней в месяце всегда можно определить по кулачкам.

Косточка - длинный  месяц, впадина между косточками – короткий.

-определим по кулакам, в каком месяце сколько дней.

- Давайте заодно разомнем руки и пальцы, опустите руки вниз, расслабьтесь всем телом, посидите так 1 минутку, отдохните. (под музыку)

- Итак, ребята, мы определили, что в 1 мес.= 30, 31 день. Запишем в тетрадях.

1 мес.=30,31 день (сут.).

- Ребята, а кто знает, сколько дней в 1году?

- Если год високосный, то в нем 366 дней.

 – Запишите в тетрадях. 1год=365, 366 дней (сут.)

- Ребята, год-это промежуток времени, за который земля делает 1 полный оборот вокруг солнца, т.е. за 365 суток.

- А если быть точнее, то за 365 сут.5 ч. 48 мин.46с. (слайд)

- Ребята, послушайте внимательно загадку и определите, что еще помогает нам ориентироваться во времени?

Под Новый год пришел он в дом

Таким нарядным толстячком,

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

- Календарь – это неотъемлемая часть повседневной жизни. Это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы.

- Календарь удобен, чтобы вести счет времени – годам, месяцам, неделям, дням. По календарю видно, что в году 12 месяцев, как называется каждый месяц, какой месяц за каким идет, сколько в каждом месяце дней, недель. Новый год всегда начинается с 1 января.

- Посмотрите на экран какие  календари были в древности.

В Южной Англии  находится гигантский календарь древности – Стоунхендж.  

- Огромные каменные блоки. Древние люди расставили в определенном порядке, кругами. Этот необычный для нас календарь помогал в далекие времена людям узнавать, какой сегодня день.

- С тех пор внешний вид календарей, конечно же, очень изменился. Наиболее известны карманные, отрывные, настольные, настенные календари. (слайд)

- Я хочу каждому из вас подарить календарь. Думаю он вам пригодится.

Месяц

Ответы учащихся

Февраль

2

Январь

Декабрь

Ответы учащихся

12 месяцев

природоведение

Год

12

Работаем по цепочке

Учащиеся выходят к доске по цепочке

Февраль

2024 год

Сжимают руки в кулаки

Записывают

365

Календарь

Закрепление изученного материала

-Ребята, ну а чтобы закрепить свои знания, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Сравнить меры времени. Поставь знаки <, >,= .

5 с … 5 мин             7 мин … 40 с

1 ч … 100 мин         48 ч … 2 сут

1 сут … 24 ч            45 мин … 1 ч

Индивидуально будет работать Артур и Денис. Закрасить зеленым цветом меры времени.

- А сейчас я попрошу Андрея и Вику проверить, как выполнили задание Артур и Денис и оценить их.

Оцените себя

Итог урока

- Подведем итог.

- Закончите фразы: (слайд)

В году ……..  месяцев

В году ………зимних месяца

В году ……….весенних месяца

В году……….летних месяца

В году……….осенних месяца

В месяце …….недели

В неделе ……..дней

Самый короткий  месяц в году……

- А теперь вспомните вопрос, который я задала вам вначале урока «Сможем ли мы прожить, не умея определять время?»

Оценки за урок

- Посчитайте жетоны.

- Какой оценке соответствуют ваши заработанные жетоны?

- Какую вы себе поставите оценку?

Спасибо за занятие!

Нет конечно. Нужно уметь определять время и  беречь свое время.

Используемая литература:

Математика5 классДорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. ... - М.: 2020. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально коррекционное занятие в 3 специальном классе.

Индивидуально коррекционное  занятие в 3 специальном классе с применением ИКТ на тему: "Составление элементарного рассказа"....

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

Методическая разработка коррекционного занятия по теме: "Нетрадиционная техника рисования, пластилинография".

Коррекционное занятиеРаздел: «Творческое воображение»Тема: «Пластилинография. Ежик-заготовитель.»Цель: Выполнить живописную работу в технике «пластилинографии».Задачи : Образовательные: развитие позна...

Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"

Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нер...