Урок в 7 классе " Развитие читательской грамотности на уроках математики"
презентация к уроку по алгебре (7 класс)

Шпунтова Алевтина Сергеевна

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Развитие математической грамотности напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М БОУ «Анжерская СОШ» Шпунтова Алевтина Сергеевна «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» К. Д. Ушинский Развитие читательской грамотности на уроках математики

Слайд 2

Читательская гра м о т н ость – сп о соб н о сть чело в е к а поним а ть и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для т о г о, ч т обы д о стиг а ть с в оих це л ей, расширять с в ои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (определение PISA) Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 1) Найти и извлечь информацию 2) Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) 3) Осмыслить и оценить текст С о держание текста Форму текста

Слайд 3

🠶 Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. 🠶 Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. 🠶 Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; уметь критически оценивать данную информацию; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения. 🠶 На уроках математики мы учим работать с текстами (сплошными – статьи, параграфы в учебнике; несплошными – схемы, диаграммы, таблицы, графики и т.д.)

Слайд 4

🠶 2) Работа с несплошными текстами. Анализ диаграмм, таблиц, графиков, составление схем необходимо включать в работу как можно чаще. Можно включать в устный счёт некоторые задания.

Слайд 5

Данные задания встречаются не только в исследованиях PISA, но на ВПР, РДР (заполнение таблицы по полученной в тексте информации), ОГЭ, ЕГЭ. Можно предлагать следующие работы: «Исследовать рост цен на молоко», «Исследовать изменение температуры воздуха зимой», «Построить диаграмму успеваемости класса по предмету» и т.д. По каждой работе составить план работы, построить диаграммы и графики, сделать выводы, подготовить вопросы и задания классу. Для более старшего возраста можно готовить проекты, в которых приводится: анализ данных из сети интернет, выборка более «выгодных» позиций, расчёт и доказательство полученного результата. Данные работы могут быть метапредметными.

Слайд 7

🠶 5) Выбор оптимального варианта

Слайд 9

🠶 6) Составление практических вопросов 🠶 Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать величины времени»? 🠶 7) Заполни карточку после параграфа (особенно актуально на уроках геометрии) Пример: Вопросы Ответы 1) Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? 2) Как называется треугольник, у которого один угол прямой ? 3) Каким свойством обладают вертикальные углы ? 4) Каким свойствам обл адают смежные углы ? 5 ) Что значит прямые перпендикулярны ?

Слайд 10

🠶 8) Решение практико-ориентированных задач. 🠶 (Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности). 🠶 В данных задачах уместно использовать приём «чтения с остановками» для того, чтобы побудить обучающихся размышлять. Остановки помогают правильно понять, удалить (зачеркнуть) ненужную информацию. Можно в задачах делать пометки, это стимулирует более внимательное чтение.

Слайд 12

🠶 9) Проектная работа. Особое место здесь занимает проект на тему: «Социальный опрос». самостоятельно отбирают и пр о в о дят о п р о с (о б щение со вопросы Данная работа позволяет заинтересовать т у т к и г рает в а ж н у ю р о л ь ). теории в е р о ятн о с т и и м а т е м а тич е с к ой с т а тист и к и. 🠶 Обучающиеся сверстниками обучающихся анализируют полученные данные, высчитывают моду, медиану, размах О б учаю щ ие и с р е днее значение полученных данных 🠶 Заключение: на уроках математики мы должны учить обучающихся не только математической грамотности, но и должны научить эффективно добывать нужную информацию, сортировать и фильтровать большой объём информации; уметь работать с ис т о чн и к ами о дно в р е м е н н о ; ис п о ль з о в а ть пр и р а б о те с те к с т о м и з разных о б ла с те й ; у меть гр а м о т н о п о ль з о в а т ьс я м а т е м а тич е ск и ми несколькими и н фо р м ац и ю терминами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы-формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в не...

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...

Развитие читательской грамотности на уроках математики(из опыта работы)

Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у ни...

«Развитие читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе».

Не так давно в речи педагогов стали употреблять выражение «функциональная грамотность», что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью обычно понимается сп...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...