Развитие читательской грамотности на уроках математики(из опыта работы)
материал

Маслакова Марина Владимировна

Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них читательской грамотности. Дети не умеют ориентироваться в учебнике. Не умеют в тексте выделить главное.

И первым моим решением для формирования читательской грамотности стало изменение содержания деятельности на уроке. Ведь действовать ученик может научиться только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют читательскую грамотность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них читательской грамотности. Дети не умеют ориентироваться в учебнике. Не умеют в тексте выделить главное.

И первым моим решением для формирования читательской грамотности стало изменение содержания деятельности на уроке. Ведь действовать ученик может научиться только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют читательскую грамотность учащихся.

СЛАЙД 2

Как научить детей эффективно читать тексты на уроках математики?

1 этап – Работа до чтения

На этом этапе необходимо внутренне включить каждого учащегося в чтение. Большим «плюсом» в работе с текстом станет то, если учащимся не составит труда по заголовку (или по теме урока) рассказать о том, что сегодня будет изучаться.

СЛАЙД 3

В начале урока можно предложить ИГРУ «Найди!», в ходе которой учитель сообщает классу название главы и параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать. Над чем мы работаем?: развивается внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

СЛАЙД 4

Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «Верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. В начале изучения темы «Углы» можно дать следующие утверждения

до

после

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом

Угол – это геометрическая фигура

Угол состоит из двух пересекающихся прямых

Бывают углы острые и тупые

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

Равные углы – это те, у которых равны стороны

Биссектриса - это такой угол, у которого три стороны

Бывает прямой угол

Острый угол - это угол, который меньше прямого

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

СЛАЙД 5

2 этап – Работа с текстом

Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста; понимание информации; запоминание; использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели чтение параграфа организуется одним из способов (опережающие чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника я использую методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. По мере чтения ставить карандашом знаки на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

СЛАЙД 6

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы является устное обсуждение.

В целом работа с учебником математики может быть следующей:

  1. Найти название по оглавлению
  2. Прочитать содержание пункта параграфа
  3. Выделить все слова и выражения, выяснить их значение
  4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них
  5. Выделить основные понятия
  6. Выделить основные теоремы и правила
  7. Изучить определения понятий; теоремы
  8. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои
  9. Самостоятельно провести доказательство теоремы
  10. Составить рисунки, схемы, чертежи
  11. Ответить на вопросы в тексте
  12. Придумать и задать себе вопросы

СЛАЙД 7

Одним из способов записи прочитанного является конспектирование. Конспектирование математических текстов занятие довольно трудное. Под конспектированием учебника математики понимается перевод обычной записи в математическую запись (на формальном языке).

СЛАЙД 8,9

Еще один прием глубокого понимания текста – это переработка информации: краткой записи, рисунка, составление плана или алгоритма, кодирование информации в графических схемах…

СЛАД 10, 11

Обязательно нужно работать над ситуационностью знаний: если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они  проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались.

СЛАЙД 13

3 этап – Работа после чтения

После чтения параграфа ученики должны обязательно высказать своё отношение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтоб ученики смогли сопоставить прочитанное  с тем, что уже знали.

Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками теорем, правил, алгоритмов.

СЛАЙД 14

Формированию навыков смыслового чтения в очень большей степени способствует решение практико-ориентированных задач. С 2020 года в КИМ ОГЭ по математике были как раз и внесены такие задачи.

СЛАЙД 15

Научить учащегося приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить обучающегося самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие читательской грамотности на уроках математики Улан-Баторский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова Маслакова Марина Владимировна, учитель математики из опыта работы

Слайд 2

1 этап – Работа до чтения 2 этап – Работа с текстом 3 этап – Работа после чтения Как научить эфективно читать тексты ?

Слайд 3

Верные или неверные утверждения до после Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура Угол состоит из двух пересекающихся прямых Бывают углы острые и тупые Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки Равные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса - это такой угол, у которого три стороны Бывает прямой угол Острый угол - это угол, который меньше прямого

Слайд 4

ИНСЕРТ

Слайд 5

Работа с учебником Найти название по оглавлению Прочитать содержание пункта параграфа Выделить слова и выражения, выяснить их значение Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них Выделить основные понятия Выделить основные теоремы и правила Изучить определения понятий; теоремы Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои Самостоятельно провести доказательство теоремы Составить рисунки, схемы, чертежи Ответить на вопросы в тексте Придумать и задать свои вопросы

Слайд 10

Реши самостоятельно! Игральный кубик бросают дважды. Найдите вероятность того, что первый раз выпадет число 6. Ответ: 1/6 Числа на выпавших сторонах 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 Всего вариантов 36 Комбинаций с первой «6» 61,62,63,64,65,66

Слайд 11

Реши самостоятельно! Игральный кубик бросают дважды. Сколько элементарных исходов опыта благоприятствуют событию А= { сумма очков равна 5 } Ответ: 4 Числа на выпавших сторонах 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 10 5 6 7 8 9 10 11 6 7 8 9 10 11 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Развитие читательской грамотности на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы-формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в не...

Урок в 7 классе " Развитие читательской грамотности на уроках математики"

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Развитие математической грамотности напрямую связано с развитием навыков смыслового и функциона...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах (Из опыта работы)

В современных условиях жизни все чаще приходится решать практические задачи, разбираться в непростых финансовых ситуациях, приходится знакомится с широким кругом вопросов управления личными финансами,...

Развитие финансовой грамотности на уроках математики. Из опыта работы.

Доклад для конференции по теме Развитие финансовой грамотности студентов на уроках математики. Из опыта работы....