Конспект урока алгебры дл я10 класса по теме "Иррациональные уравнения" с презентацией к уроку.
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Урок алгебры в 10 классе по теме "Решение иррациональных уравнений" содержит задания для решения различной степени сложности. Для лучшего восприятия учебного материала сопровождается презентацией
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.62 КБ | |
| 454.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4.4.1 Иррациональные уравнения
План урока
- Определение иррационального уравнения.
- Виды иррациональных уравнений.
- Методы решения иррациональных уравнений.
- Задачи.
- Итоги урока.
- Определение иррационального уравнения
Определение. Иррациональное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное находится под знаком корня.
Свойство. При возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение – следствие данного.
- Виды иррациональных уравнений
Рассмотрим виды иррациональных уравнений.
В этом случае мы можем воспользоваться определением квадратного корня. Так как в левой части уравнения находится квадратный корень, принимающий только неотрицательные значения, то и в правой части уравнения должно находиться неотрицательное число
Из этого следует, что a ≥ 0, тогда
. Возведем обе части уравнения в квадрат.
Для нашего случая получим:
или 
Задача №1. Решить уравнение: 
Решение:
Возведем обе части уравнения
в квадрат. Получим:
.
Ответ:
.
Мы знаем, что сумма неотрицательных чисел равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из слагаемых равно нулю, т.е.
.
Задача №2. Решить уравнение:
.
Решение:


Система не имеет решений.
Ответ: нет корней.
По определению квадратного корня f(x) ≥ 0. Таким образом, необходимо найти такие значения неизвестной, при которых выполняются следующие условия: 
Задача №3. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения
; х
.
Возведем в квадрат: 4+x=2x-1, отсюда: x=5.
Ответ: 5.
Задача №4. Выберите группу чисел, являющихся корнями данного уравнения:
:
- 0; 1
- -1; 0; 1
- -1; 0
Решение:
Решим данное уравнение.

Получаем три корня из последнего уравнения: -1; 0; 1.
Ответ: 2.
- Методы решения иррациональных уравнений
Рассмотрим основные методы решения иррациональных уравнений на примерах.
- Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
Задача №5. Решить уравнение:
(1)
Решение:
Возведем в квадрат обе части уравнения, получим:
(2), которое не будет равносильно исходному уравнению, потому что у этого уравнения два корня
,
, а у первоначального уравнения только один корень
. Рассмотрим области определения обоих уравнений. У уравнения (1) область определения уравнения
у уравнения (2) область определения уравнения R. Однако найденные корни неотрицательны, почему же один из них посторонний?
Обратимся к самому первому виду рассмотренного сегодня уравнения
. Рассматривая этот пример, мы говорили о том, что правая часть такого уравнения должна быть неотрицательной по смыслу. Значит, и в данном примере нужно было бы потребовать, чтобы
(однако не нужно включать это условие в область определения уравнения – это грубая ошибка!). Из этого условия следует, что
и поэтому посторонний корень.
Ответ: 4.
Задача №6. Решить уравнение:
.
Решение:
Рассмотрим область определения функций:



Но
не входит в область определения функций, следовательно, корней нет.
Ответ: корней нет.
- Метод уединения корня
Задача №7. Решить уравнение:
.
Решение:
Заметим, что если мы будем возводить обе части уравнения в квадрат, то нам не удастся избавиться от корня. Поэтому поступим иначе: перенесём 12 в правую часть, получим:
. Область определения уравнения
. Дополнительное условие:
Возведем обе части в квадрат.



С учетом дополнительного условия
– посторонний корень.
Ответ: 16.
- Метод замены переменной
Задача №8. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения

В данном случае уединить корень не получится, а при возведении в квадрат с первого раза не удастся избавиться от корня. Введем новую переменную: пусть
(
, тогда
;
Преобразуем наше уравнение:
Раскроем скобки правой части и уединим корень:
. Очевидно, что при
правая часть уравнения отрицательна. Данное уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Задача №9. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения
. Получаем:
.
Уединим корень:
. Введем дополнительное условие
. Возводим в квадрат:



Обратная замена:
, откуда
.
Ответ:3.
- Метод двойного возведения в квадрат
Задача №10. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения [-4; 0,5].
Перенесем второй корень в правую часть:
. Обе части уравнения неотрицательны, возводим в квадрат.
.
Уединим корень:
.
Поделим обе части на 2:
.
Введем дополнительное условие:
,
.
Возведем обе части в квадрат:



– посторонний корень (по дополнительному условию).
Ответ: - 4.
- Задачи
Несколько поучительных примеров.
Задача №11. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения
Система несовместна.
Ответ: нет корней.
Задача №12. Решить уравнение:
.
Решение:
Сумма двух неотрицательных чисел не может быть отрицательной.
Ответ: нет корней.
Задача №13. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения
Область определения уравнения x=5. Проверим, является ли х=5 корнем уравнения.
+
(неверное равенство).
Ответ: нет корней.
Задача №14. Решить уравнение:
.
Решение:
Область определения уравнения
,
. Проверим, является ли х=3 корнем уравнения:
(верное равенство).
Ответ: 3.
- Итоги урока
Сегодня мы с Вами познакомились с иррациональными уравнениями и основными способами их решения. Последние примеры показывают нам, насколько важным является написание области определения уравнения. При решении иррациональных уравнений необходимо либо следить за равносильностью преобразований, либо в конце решения необходимо обязательно делать проверку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Определение иррационального уравнения Виды иррациональных уравнений Методы решения иррациональных уравнений Задачи Итоги урока
Определение иррационального уравнения Определение. Иррациональное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное находится под знаком корня. Например: это иррациональное уравнение, а такое уравнение не является иррациональным.
Виды иррациональных уравнений , тогда или
Задача №1. Решить уравнение: Решение:
Виды иррациональных уравнений
Задача №2 . Решить уравнение: Решение
Виды иррациональных уравнений
Задача №3. Решить уравнение: Решение
Задача №4. Выберите группу чисел, являющихся корнями данного уравнения: 1) 0 ; 1 2) -1 ; 0; 1 3) - 1; 0 Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень Задача №5. Решить уравнение: Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень Задача №6. Решить уравнение: . Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод уединения корня Задача №7. Решить уравнение: . Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод замены переменной Задача №8. Решить уравнение: . Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод замены переменной Задача №9. Решить уравнение: Решение:
Основные методы решения иррациональных уравнений: метод двойного возведения в квадрат Задача №10. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача №11. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача № 12. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача № 13. Решить уравнение: . Решение:
Задачи Задача № 14. Решить уравнение: . Решение:
Итоги урока Сегодня мы с Вами познакомились с иррациональными уравнениями и основными способами их решения. Последние примеры показывают нам, насколько важным является написание области определения уравнения. При решении иррациональных уравнений необходимо либо следить за равносильностью преобразований, либо в конце решения необходимо обязательно делать проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку алгебры в 10 классе "Производная функции"
Презентация содержит вывод формул для нахождения производной элементарых функций: у = kx + b, у = х2 , у = х3 ...
Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Решение неравенств второй степени"
Презентация составлена к уроку по теме : "Решение неравенств второй степени"....
Презентация на уроки алгебры в 11 классе на темы "Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции."
Презентация составлена на три урока. Часть материала я взяла из презентаций других учителей, за что им большое спасибо.Удобно уже сделанный материал компоновать по своему усмотрению для данного класса...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

Конспект + презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Степень с натуральным показателем"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Степень с натуральным показателем". Урок-путешествие к замку Камелот....

Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ....

Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ,...


