Взаимное расположение графиков линейной функции
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)

Герасина Юлия Владимировна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

УЧИТЕЛЬ

ГЕРАСИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

ПРЕДМЕТ, КЛАСС

МАТЕМАТИКА, 7 КЛАСС

ТЕМА

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ГРАФИКОВ ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ

ТИП УРОКА

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ

Фрагменты уроков сконструированы с использованием средств информационных технологий.

ЦЕЛЬ

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при построении графиков линейной функции и прямой пропорциональности.

Создать условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на взаимное расположение  графиков линейных функций.

ЗАДАЧИ

Обучающие:   

  •  Раскрыть геометрического смысла коэффициентов k и b линейной функции;
  •  Ввести понятия «угловой коэффициент»;
  • Формировать умений по внешнему виду формул линейных функций устанавливать взаимное расположение их графиков;

Развивающие:

        Создать условия для:

  •  Самостоятельного добывания знаний, осмысленного отношения к своей деятельности;
  •  Развития мыслительной деятельности обучающихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

    Создать условия для:

  • Развития грамотной математической речи, умения работать в парах,  

    умения анализировать и делать выводы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФРАГМЕНТОВ УРОКА

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

Запись в тетрадях: число, вид работы.

1

2

Актуализация опорных знаний (слайд 2, слайд 3)

5

3

Формулировка темы. Постановка учебных задач. (слайд 4). Вместе с учениками определяет цель урока, тему урока.

2

4

Изучение нового материала: исследовательская работа в парах. (слайды 5 – 13)

15

5

Физкультминутка. (слайд 14) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

2

6

Закрепление изученного материала.(слайды 15-20)

10

7

Этап первичной проверки.(слайд 21)

5

8

Итоги урока.

3

9

Домашнее задание.(слайд 22)

2

ХОД УРОКА.

1. Здравствуйте, ребята. Откройте тетради и запишите : сегодняшнее число, «Классная работа».

2. Ребята, над какой темой мы работаем?

Давайте вспомним основные понятия данной темы.

Задание 1.

Открывается слайд № 2. Проводится фронтальный опрос.

  - Что называется функцией?

  - Как можно задать функцию?

  - Какие функции вам известны?

  - Что называется прямой пропорциональностью?

  - Что является графиком прямой пропорциональности?

  - Какую функцию называют линейной?

  - Что является графиком линейной функции?

  - Сколько точек нужно для построения графика линейной функции?

Задание 2.

Открывается слайд № 3. Соотнесите формулы и графики функций.

3. Ребята, мы с вами знаем, что графиком линейной функции является прямая. А как могут располагаться прямые на плоскости?

Значит и графики линейных функций могут пересекаться, быть параллельны.

Сегодня перед нами на уроке стоит задача: выяснить от чего зависит расположение графиков линейной функции.

Запишите тему урока: «Взаимное расположение графиков линейной функции». (слайд 4).

4. Сегодня ребята мы снова выступим с вами в роли исследователей и попытаемся сами добыть новые знания. А чтобы у вас была возможность обсуждать и советоваться, работать мы будем в парах.

У вас на партах лежат рабочие листы. Найдите рабочий лист № 1.

Открывается слайд № 5

Задание 3. В одной системе координат постройте графики функций:

       1 пара.                                                              2 пара.

у = 2х + 4,  у = 2х,                                                   у = -2х + 4,  у = -2х,

       у = - 2х – 2                                                        у = - 2х – 2

Ответьте на вопросы:

  1. Чему равен коэффициент  k у каждой функции?
  2. Каково взаимное расположение графиков  функций?

Проверка и обсуждение: (открывается слайд № 6)

- посмотрите на формулы, задающие графики данных функций, что вы заметили?

- обратите внимание на то, как расположены графики данных функций?

 - какой вывод можно сделать, сопоставив формулы, задающие функции и расположение графиков?

- отличаются ли углы наклона графиков данных функций по отношению к оси ОХ? (рассмотреть каждый вариант)

Открывается слайд № 7.

Ввод углового коэффициента.

- в каком случае угол наклона будет острым, а в каком тупым?

Вывод: Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками линейных функций равны, то прямые параллельны.

Найдите рабочий лист №2

Задание 4. Постройте в одной системе координат графики функций:  у = 2х + 1,   у = - х – 1,    у = - 0,5х + 2.

   Ответьте на вопросы:

  1. Каково взаимное расположение графиков  функций?
  2. Чему равны угловые коэффициенты прямых?

Проверка и обсуждение. Открывается слайд № 9.

- Как располагаются графики функций?

- Каковы угловые коэффициенты прямых?

- Какой вывод можете сделать?

ВЫВОД:  Открывается слайд № 10.

Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками линейных функций различны, то прямые пересекаются.

Продолжаем работу. Открывается слайд №11.

Найдите рабочий лист №3.

Задание 5.   Постройте в одной системе координат графики функций у = х – 5,   у = - 2х – 5,    у = - 5.

Ответьте на вопросы:

  1. Каково взаимное расположение графиков  функций?
  2. Что общего в формулах, задающих данные функции?
  3. Каковы угловые коэффициенты?

Проверка и обсуждение в ходе беседы.

Открывается слайд №12

Какой вывод можете сделать?

Вывод:  Открывается слайд № 13

Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками линейных функций различны, а коэффициенты b одинаковы, то прямые пересекаются в одной точке с координатой (0; b).

Подведение итогов практической работы.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Какие из задач мы решили? Вывод о взаимном расположении графиков функций.

5. Физкультминутка.

Открывается слайд № 14

Сейчас на экране будут появляться парами формулы, задающие графики линейных функций. Если графики параллельны, то руки поднимаем вверх, если пересекаются, скрещиваем их перед грудью.

6. Данный этап проходит в форме устной работы, в ходе которой ребята выполняют задания на соотнесение, выбор ответа.

А теперь давайте по внешнему виду функций определим, как расположены их графики.

Открывается слайд № 15.

Задание  И предложенных функций выберите те, графики которых параллельны.

у = 2х + 4;    у = - 2х  + 4;   у = 6х – 3;   у = 5х + 2

у = - 3х + 6;    у = 2х – 4;    у = - 2х – 4;  у = 5х  - 2.

Открывается слайд № 16.  

Задание  Из предложенных функций найдите три, графики которых пересекаются в одной точке:

у = 2х + 4;    у = - 2х  + 4;   у = 6х – 3;   у = 5х - 3

у = - 3х + 6;    у = 2х – 4;    у = - 2х – 3;  у = 5х  - 2.

Открывается слайд №17.

Задание Для каждой линейной функции назовите коэффициент k и ординату точки пересечения графика с осью ОУ:

   у = 2х – 5                              к = - 1/3     у = - 1

   у = 1,5 – х                            к = 2          у = - 5

   у = - х/3 – 1                          к = 0,2       у = 0

   у = х/5                                  к = - 1        у = 1,5

                                                 к = 1,5       у = 0

Открывается слайд №18.

Задание  Из предложенных формул, задающих линейную функцию, выберите ту, у которой  угловой коэффициент к = - 3, а точка пересечения с осью ОУ А(0; 7):

   у = 3х +7;      у = - 3х + 7;      у = - 3х - 7

Открывается слайд №19

Задание  Задайте формулой линейную функцию, если известен её угловой коэффициент и точка пересечения с осью ОУ:

к = -2     А(0; 3)                             у = -2х + 3

к = 7      А(0; - 13)                         у = 7х – 13

к = 0      А(0; - 5)

                                                        у = - 5

                                                        у = х – 5

                                                        у = - 5х

Открывается слайд №20

Задание Укажите те из прямых, угловой коэффициент которых

- положителен;

- отрицателен;

- равен нулю.

7. МОЛОДЦЫ! А теперь ребята вспомните все, о чем мы говорили на уроке, что узнали и выполните самостоятельную работу. Если возникнет затруднение, поднимите руку. Обратите внимание работа содержит два задания, вы можете выбрать любое из них. Первое задание немного проще, так как здесь дана одна функция, во втором задании обе функции вам нужно придумать.

Открывается слайд №21

Задание 1.  Постройте график функции, которая параллельна, пересекает график функции у = 5х + 1.

Задание 2  Придумайте и постройте графики функций которые параллельны, пересекаются.

Учитель помогает учащимся, которые испытывают затруднения.

8. Над какой темой мы сегодня работали, что нового узнали? Сделайте вывод.

Учитель оценивает работу на уроке выставляет оценки, учитывая степень оригинальности, самостоятельности, правильности ответов.

9. Открывается слайд №22

 п. 16    № 328

             № 329

             № 370


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимное расположение графиков линейных функций

Урок составлен с использованием ЭОР и мини презентацией. Обучающиеся работают за компьютером с выходом в Интернет....

« Угловой коэффициент прямой. Взаимное расположение графиков линейных функций» №9

Данная разработка урока выполнена с использованием ЭОР. Конспет данного урока содержит подробное описание всех этапов урока....

Урок "Взаимное расположение графиков линейной функции"

Урок изучения нового материала. Алгебра 7 класс учебник Макарычева Ю. Н. Конспект урока + презентация....

план-конспект урока по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" с использованием ЦОР

план-конспект урока для 7 класса по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"(по учебнику Ю.Н. Макарычева) с использованием ЦОР с ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР.Необходимое оборудование: но...

Открытый урок алгебры в 7 классе Взаимное расположение графиков линейных функций

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе с элементами исследования, игровых технологий,с применением ИКТ подойдет к УМК Ю. Макарычева, Мордковича...

.7класс Алгебра Взаимное расположение графиков линейных функций Урок 1

7класс Алгебра Взаимное расположение графиков линейных функций. Урок 1...