Технология полного усвоения
статья по алгебре (9 класс)

Васильева Светлана Владимировна

В статье кратко описывается опыт работы с применением "Технологии полного усвоения" на уроках алгебры в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ» В 9-М КЛАССЕ

Васильева Светлана Владимировна, учитель математики МБОУ СШ №10 г. Арзамаса, arz-zav@yandex.ru  

Тема «Решение задач с помощью систем уравнений» для девятиклассников является достаточно сложной. В рамках городского семинара «Работа учителя по ликвидации пробелов в знаниях учащихся» при изучения данной темы была применена технология «полного усвоения» знаний.

Идея “полного усвоения” была выдвинута в 60 – е годы прошлого столетия американскими психологами Дж. Кэрролом и Б. Блумом.

Суть технологии выражается в том, что в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Применение технологии «полного усвоения» по каждой теме процесс очень трудоемкий, т.к. прежде всего нужно сформулировать эталон “полного усвоения”, т.е. ответить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце. Также необходимы диагностические тесты, основное назначение которых – выявить необходимость коррекционной работы. Причем коррекция должна проводиться в различных формах.

На изучение темы отводится 4 урока.  

В качестве «эталона» определен следующий минимум, необходимый для достижения каждым учащимся:

- умение составлять систему уравнений к задаче по образцу;

- умение выбирать готовую систему уравнений из предложенных в соответствии с условием задачи;

- умение составлять систему уравнений по условию задачи с использованием соответствующих алгоритмов.

На первом уроке рассматриваются основные типы задач на:

1) совместную работу

2) формулу двузначного числа

3) смеси, сплавы и растворы

и предлагаются алгоритмы составления систем уравнений к ним.

На втором уроке учащиеся в устной и письменной формах, определив тип задачи, в соответствии с алгоритмом, учатся составлять системы уравнений к ним и решать эти системы. Диагностический тест, предлагаемый учащимся на этом же уроке, включает в себя три вида заданий в соответствии с «эталоном» по данной теме.

Результат проведенного теста оценивается суждениями: «усвоил» - «не усвоил» и на третьем уроке делит учащихся на 2 группы.

Учащиеся, прошедшие «эталон» усвоения по данной теме, получают «Листы развития» для самостоятельной работы, содержащие различные виды задач №25 из ОГЭ (по 3 задачи повышенного уровня сложности). Для каждой задачи нужно составить систему уравнений, а одну из задач – решить полностью.

С остальными учащимися проводится коррекция знаний по теме в следующей форме: используя алгоритмы составления систем уравнений, пошагово у доски составляются системы уравнений к различным типам задач. Затем аналогичную работу нужно было выполнить, имея только условия задач.

С целью проверки усвоения знаний по теме, этим учащимся снова предлагается самостоятельная работа, состоящая из двух частей: используя условия задач, заполнить пропуски в составленных системах и самостоятельно составить систему уравнений к задаче.

Проверка работ, выполненных учащимися на третьем уроке показывает, что учащиеся, освоившие «эталон» уже на первом уроке, справляются и с задачами повышенного уровня сложности, а количество учащихся, освоивших «эталон» – увеличивается.

Однако все еще остаются учащиеся, не усвоившие минимального количества знаний по теме. С ними на четвертом уроке коррекция знаний осуществляется «в парах». Учащиеся, освоившие тему, пытаются еще раз объяснить тему на своем уровне.  

Учащиеся, освоившие «эталон» на третьем уроке, в группах это время учатся составлять системы к задачам повышенного уровня сложности.

Итогом изучения темы «Решение задач с помощью систем уравнений» является дифференцированная самостоятельная работа, где каждый учащийся выбирает тот уровень заданий, который соответствует уровню его знаний: выполнить задания, соответствующие «эталону», решить несложную задачу с помощью системы уравнений или решить усложненную задачу.

Положительным результатом применения «технологии полного усвоения» является возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности. А различные формы работы – «парная» и «групповая» эффективно формируют коммуникативную компетенцию учащихся.

Литература

1. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М, 1989.

2. https://infourok.ru/tehnologiya-polnogo-usvoeniya-znaniy-iz-opita-raboti-802743.html

3.  https://pandia.ru/text/79/005/94078.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология полного усвоения знаний "Всех учить всему" (Я.А. Каменский)

Презентация по  "Технологии полного усвоения знаний"...

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.    В основе идеи лежит принцип ди...

Технология полного усвоения учебного материала

Творчество на деле существует не только там,где оно создает великие исторические произведения.Но везде, где человек воображает, комбинирует,изменяет и созидает что-либо новое.Л.С.Выготский...

Технология "Полного усвоения".

Даётся описание данной технологии ,рассматриваются подробно цели на каждом этапе урока....

Технология полного усвоения знаний

Выступление на педсовете по педтехнологиям + презентация...

Технология полного усвоения - инновационная модель обучения. Презентация.

Презентация включает в себя: Этапы освоения изучаемого материала по данной технологии;Организационно-педагогическая направленность по каждому этапу:1.Организация  коррекционно-развивающих за...