ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач
материал по алгебре

Войченко Елена Николаевна

Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации,  анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной  ситуации и находить нужное за короткий промежуток времени, не  это ли   основная миссия педагога на сегодняшний день?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1.  

Добрый день,  уважаемые коллеги, члены жюри! Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему семинару, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать? И я - не исключение.

Слайд 2.

Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации,  анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной  ситуации и находить нужное за короткий промежуток времени, не  это ли   основная миссия педагога на сегодняшний день? 

Слайд 3

А, что же мы имеем в действительности?

       Надеюсь, что большинство  присутствующих в зале коллег  со мной согласятся, что с учетом требований Концепции математического образования и Федеральных государственных образовательных стандартов важным теперь становится вопрос не «Что? и «Зачем учить?», а «Как сформировать математические компетенции обучающихся?»

Эта  проблема касается не только учителей математики, но и  всех педагогов, так как выполнение математических операций осуществляется на всех уроках, что отражено   и  в Основной образовательной программе   школы.

Каковы же пути  выхода из создавшейся проблемы? 

Слайд-название темы

Постараюсь ответить на этот вопрос в ходе своего выступления по теме: «Формирование критического мышления на уроках математики посредством решения нестандартных задач»

     Слайд -дидакты

Выстроить  любой  процесс обучения невозможно без методологической основы. Поэтому,   я опираюсь на  исследования  дидактов   критического мышления, представленные на слайде

Слайд – критическое мышление

Возникает вопрос, почему именно критическое мышление? 

Да потому, что – это,  мышление самостоятельное, как и другие качества ума его можно развивать, а следовательно активизировать познавательную деятельность ребенка при  возникновении проблемы, у которой нет готового способа решения.

       Слайд- стадии урока критического мышления 

Вызов -осмысление -  рефлексия

Не буду подробно рассматривать структуру   урока критического мышления и методические приемы,  данной технологии,  включающие в себя как групповую, так и индивидуальную работу, которые  направлены на развитие не только предметных и метапредметных универсальных учебных действий, но формирование  социальных и индивидуальных навыков, т.е.  личностных УУД.

Слайд -приемы

Детальное изучение теории вопроса позволило мне  сделать вывод о том, что именно нестандартные задачи хорошо «укладываются» в структуру такого урока и могут использоваться на любом его этапе.

Поэтому,  при конструировании  своих уроков, я  подбираю   такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся. Только благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Перед собой я ставлю цель не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в безбрежном море информации, отличать верную версию от лживой, находить причины ошибок, т. е. развивать критическое мышление.

     Какие  задачи можно считать нестандартными?

 Слайд  -Нестандартные задачи

    В первую очередь – это,  такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения.

    Во-вторых –это,   задачи  исследовательского  характера.

      Итак, если решение задачи учащийся  не знает, на какой теоретический материал ему опираться, то в этом случае задачу  можно назвать нестандартной на данный период времени.

Слайд –классификация задач по содержанию  

По Михаилу Юрьевичу Колягину  существует следующая классификация нестандартных задач по содержанию  изучения:

  • Задачи на вычисления
  • Задачи на построение
  • Задачи комбинаторного характера
  • Задачи текстовые
  • Задачи на доказательство

Слайд по методам решения

Круг таких задач расширяется вместе с развитием математики, поэтому по методам содержания можно выделить:

  •  «Обманные задачи»
  • «Математические софизмы»
  • «Практические задачи»
  • «Исследовательские задачи»
  • «Задача одна - решений много»

      В рамках конкурсного урока мной были представлены «практические задачи»;  я планирую представить на мастер-классе обманные задачи , поэтому сейчас подробно остановимся на задачах: «математические софизмы», «исследовательские задачи» и  «задача  одна- решений много»  

        Каковы же методы обучения решению таких задач? 

Слайд

  1. Математические софизмы (один из видов занимательных задач)- это умышленное, ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. (Софизм - доказательство ложного утверждения, причём ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Софизм в переводе с греческого означает хитроумную выдумку, ухищрение, головоломку)

Пример

8кл.

Тема: «Квадратный корень»
Докажем, что 2•2 =5.
К обеим частям тождества 16-36=25-45 добавим равные числа:
16-36+20,25=25-45+20,25,
Откуда (4-2,25)² = (5- 2,25)²
Извлекая корень из обеих частей равенства, получим

4-2,25 = 5-2,25
Откуда

4=5, или 2•2 =5. Где ошибка?
Слайд

2. «Исследовательские задачи» - это,  задачи решая которые, ученик сам ставит вопросы и ищет на них ответы,  выдвигает гипотезы, доказывает и опровергает их. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. Результат может быть не известен учителю заранее. Можно сказать, что ученик попадает в новый математический мир и учится жить в нём. Исследовательские задачи создают условия для проявления творческой активности учащегося, выражающейся в стремлении познать объективно новые факты, используя теорию научных исследований.

6 кл.

Тема: «Построение треугольника по трем сторонам», «Неравенство треугольника».
Теорему о неравенстве треугольника ввожу при изучении темы «Построение треугольника по трем сторонам», решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам. Предлагаю ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см;
г)3см;4см;10см.
Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается.

Слайд

3. «Задача одна - решений много» - это задачи, которые можно решить несколькими способами.

Поиск решения продемонстрирует видео

Слайд- Видео

Слайд сборник

Мной разработан сборник подобных задач, который размещен на сайте сетевого взаимодействия учителей математики города Ноябрьска.

Считаю, что  построить весь процесс обучения только на задачах такого типа невозможно, так как ребенок в обучении,  должен решать оба типа задач – стандартные и нестандартные. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности

Слайд -диаграммы

        Результаты положительной  динамики мониторинга учебной деятельности, проведенной мной совместно с психологом школы за 2 года обучения по методике: Ч.Д. Спилберга, адаптированной  А.Д. Андреевой «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» позволяют мне сделать вывод о том, что   использование нестандартных задач на уроке и за его пределами позволяет мне повысить мотивацию и эмоциональное отношение к учению.

Слайд –пробный экзамен –ПЕРЕДЕЛАТЬ В ДИАГРАММУ

        Результаты  пробного экзамена в этом же классе подтверждают положительную динамику.

       Надеюсь, что мои выпускники, будут использовать математический аппарат, полученный в школе, в реальной жизни при   решении  задач для реализации социально - значимых проектов  и демонстрируемый далее ролик заставит нас задуматься над тем, как же научить детей учиться

Слайд -видео-пальчики

Спасибо за внимание, думаю, что в ходе моего выступления у вас возникли вопросы, я готова к  диалогу.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему: «Решение нестандартных задач в рамках итогового повторения курса алгебры и начал анализа»

Методический комментарий.Одним из эффективных способов проведения систематизации знаний является самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом в совокупности с его применением...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Решение нестандартных задач на уроке информатики

Данный материал отлично подойдет для проведения уроков информатики в 9, 11-х классах. Текст работы содержит 6 вопросов, предусматривающих открытые ответы. Задачи подобраны из разных тем: упорядочение,...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...

Выступление на семинаре "Развитие критического мышления на уроках английского языка"

При планировании современного урока учитель задумывается о том, чтобы построить этот урок таким образом, чтобы каждый ученик принял в нем активное участие, раскрываясь творчески. Овладение иностранным...

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...