Выступление на семинаре "Развитие критического мышления на уроках английского языка"
учебно-методический материал по английскому языку

Садыгулова  Динара  Максотовна
При планировании современного урока учитель задумывается о том, чтобы построить этот урок таким образом, чтобы каждый ученик принял в нем активное участие, раскрываясь творчески. Овладение иностранным языком представляет собой сложный многогранный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала. Современные технологии позволяют обогатить данный процесс, раскрывая творчество учеников, повышая их мотивацию и достигая результаты. В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий является технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Причем, эта технология актуальна не только на уроках английского языка, но и на других предметах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках английского языка

      Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я – Садыгулова Динара Максотовна, учитель английского языка в МБОУ «Карагачская СОШ» В школе я работаю 14 лет. Я работаю над темой «Развитие критического мышления на уроках английского языка» и сегодня хотела представить свои опыт по данной теме.

При планировании современного урока учитель задумывается о том, чтобы построить этот урок таким образом, чтобы каждый ученик принял в нем активное участие, раскрываясь творчески. Овладение иностранным языком представляет собой сложный многогранный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала. Современные технологии позволяют обогатить данный процесс, раскрывая творчество учеников, повышая их мотивацию и достигая результаты.

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий является технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Причем, эта технология актуальна не только на уроках английского языка, но и на других  предметах.

     Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года, но наиболее активно стала использоваться учителями уже в двухтысячных.

     Слайд 1

     Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающее путём наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта. Однако провести чёткую границу между двумя этими понятиями нельзя. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.      

     Научную базу моего педагогического опыта составляют: технология проблемного обучения Дж. Дьюи, технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” Д..Л. Стила, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, а также технология развивающего обучения  Д.Эльконина и В.Давыдова.

Актуальностью  данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. Данная технология меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе

на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. Такие уроки дают обучающимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Слайды 2

Применение ТРКМ приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

Основной задачей стадии вызова является пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности;

Стадия осмысления – столкновение учащихся с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа;

Стадия размышления (рефлексии) – корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

     На каждом из этапов  урока я использую определённые приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления.

Слайд 3

На  этапе вызова это такие приемы, как:

  • Кластер
  • Корзина идей»
  • «Дерево предсказаний»
  • Прогноз «Логические цепочки»
  •  Концептуальное колесо
  • Взаимоопрос и взаимообучение
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Знаете ли вы, что…(верные и неверные утверждения)
  • Круги по воде
  • Таблица «З–Х–У»

Слайд 4

КЛАСТЕР

Кластер - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации.

 1 этап - учащиеся выполняют работу индивидуально.

 2 этап - происходит обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

 3  этап -  “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Пример, тема season and weather

В центре слово weather и учащиеся подбирают слова, которые относятся к этой теме.

КОРЗИНА ИДЕЙ - УЧЕБНО-МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Это прием  индивидуальной или  групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний. Этот прием похож на кластер, но отличается оформлением. На доске фиксируется изображение корзины, можно схематично, учащимся выдаются листы, для фиксации своих идей. Каждый ученик прикрепляет на доске при помощи магнита, свой лист одним предположением, важно не повторяться. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

     

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» напоминает «Корзину идей», но оформляется в форме дерева, а идеи – листья. Тема записывается в стволе дерева. Она обязательно должна  содержать вопрос, адресованный в будущее. Данный вид работы предполагает, что дети высказывают свои предположения с опорой на текст. Этот приём я использую на уроке лишь единожды, и все  версии, которые высказывают дети обязательно  аргументированы, основываются на том тексте, с которым знакомимся, а не на  домыслах и фантазиях детей. После прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет.

     

ПРОГНОЗ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» по своей сути очень похож на кластер, но оформление не в форме грозди, в форме цепи.

     Данные приемы позволяют сформировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,

- умение выражать свои мысли;

- формирования навыков смыслового чтения

Слайд 5

 КРУГИ ПО ВОДЕ

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например,  ENVIRONMENT (7 класс)

E -     earth                    - ecologically good

N -    nature                  - nasty

V -    vegetation           - various

I -     ice-house              -ideal

R -   rubbish                  - racy

O -   oceans                   - oppressive

N -    nests                     - natural

M -    mountains           - murderous

E -     ecology                 - everyday

N -    nation                    - neutral

T -     trees                      - tolerable

Слайд 6

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОЛЕСО – учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, которое находится в ядре «понятийного колеса», и вписать их в секторы колеса.

Например:

Like, love, to be fond of, enjoy, to be keen on, get pleasure with, prefer …

Слайд 7

«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

      После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Слайд 8

 ТАБЛИЦА «ЗХУ»

В начале урока спрашиваю, что учащиеся знают по данной теме. Для активизации можно использовать картинку или предмет, обсудить, что учитель сам знает. Затем дети предлагают свои идеи, которые выписываются на доску в первую колонку. Можно попросить учащихся записать возникшие у них вопросы в рабочую тетрадь и предполагаемые ответы – колонки 2 и 3. Затем идет  работа с текстом и поиск ответов на поставленные вопросы. Обязательно нужно узнать,  на все ли получен ответ.

Слайд 9

Приемы работы на этапе осмысления:

  • «Пометки на полях»
  • Бортовой журнал
  • Инсерт
  • Зигзаг
  • «фишбоун»
  • «идеал»
  • Рассыпанный текст

Слайд 10

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Заполняется в виде таблицы «Знал – Узнал новое».

Слайд 11

СТРАТЕГИЯ ИДЕАЛ

Стратегия решения проблемы. Делится на 5 этапов:

И - определение проблемы,

Д - перифраз проблемы  виде вопроса «Как», важно вопрос не должен содержать частицы «не»,

Е - есть варианты, генерирование идей,

А - а теперь за работы, взвешиваем все «за» и «против», выбираем наилучший вариант решения проблемы,

Л - логические выводы, анализ работы.

Пример, работа над текстом «первый европейский город без пластиковых пакетов» 7 класс

И -  использование пластиковых пакетов

Д – как обойтись без пластиковых пакетов

Е – использование пакетов на тканевой основе

А – за  и против

Л – дети пришли к выводу, что необходимо использовать пакеты из других перерабатываемых материалов

Слайд 12

ИНСЕРТ

Этот приём является средством, позволяющим  ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю  им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечают отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки  следующие:  

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

      Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Слайд 13

ФИШБОУН

В голове скелета обозначается проблема. На верхних косточках ученики отражают причину, возможна работа на этапе вызова. На нижние косточки  добавляются факты. Ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи  и решать проблему.

Слайд 14

ЗИГЗАГ

Цель – изучение и систематизация большого по объему материала.

  1. Класс делится на группы по количеству частей в тексте, каждая группа получает свой кусочек текста и работает с ним.
  2. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы и становятся «экспертами». Эксперт знакомит других членов новой группы со своей темой, составляется общая презентационная схема темы.
  3. Затем эксперты возвращаются в свои первоначальные группы и передают новую информацию, опираясь на составленную ранее презентационную схему.
  4. Следующий этап презентация  сведений по отдельным темам, производится одним из экспертов, другие дополняют его.

Слайд 15

РАССЫПАННЫЙ ТЕКСТ

    Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются,  и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения.

Слайд 16

На этапе размышления  (рефлексии):

Кроссворды;

Закончи предложение;

Рефлексивные вопросы.

Написание синквейна.

Слайд 17

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Набор рефлексивных  вопросов:

- Что показалось вам сегодня трудным?

- Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

- Что в изученном сегодня для вас самое главное?

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

Слайд 18

СИНКВЕЙН

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

- развитие в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;

- активное участие в учебном процессе;

- готовность как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Итак, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного

языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение.