Презентация-сопровождение к выступлению "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
презентация к уроку по теме

Ткаченко Надежда Евгеньевна

В презентации содержится материал о сущности технологии критического мышления и классификация методов этой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kriticheskoe_myshlenie.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка Подготовила: Ткаченко Надежда Евгеньевна Учитель французского языка МКОУ « Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области

Слайд 2

Понятие критического мышления Критическое мышление — система суждений для анализа вещей и событий, в результате которых формируются выводы, позволяющие обоснованно оценить, интерпретировать ситуации и проблемы.

Слайд 3

Можно дать и другое определение критическому мышлению — интеллектуальный процесс , в ходе которого используется метод активного анализа, обобщения и оценки информации, полученной в результате размышления, наблюдением, опыта

Слайд 4

Можно выделить такие навыки, как наблюдательность, способность интерпретировать, умение анализировать, делать заключения, оценивать информацию. Чтобы критически мыслить, необходимо применять логику, быть точным, иметь широкий кругозор и творческое воображение. Какие навыки необходимы для критического мышления?

Слайд 5

- Готовность к планированию – умение упорядочить мысли, а затем последовательно их изложить. - Гибкость – это способность ученика позитивно воспринимать идеи других учащихся. Эта способность необходима ему для того, чтобы он смог сформировать свои идеи и мысли, опираясь на разнообразную информацию. - Настойчивость – способность ученика решить сложную для него задачу, приложив все умственные способности и проявив терпение. Настойчивость поможет ученику добиться больших результатов в учении. - Готовность исправлять свои ошибки – способность ученика признавать свои ошибки и делать на их основании правильные выводы, необходимые для дальнейшего обучения. - Осознание - умение наблюдать за своей мыслительной деятельностью, отслеживать ход рассуждений. Умения, необходимые для критического мышления

Слайд 6

Технология критического мышления для ученика: повышает восприятие информации; стимулирует интерес не только к изучаемому материалу, но и ко всему обучению в целом; развивает умение мыслить критически; приобщает к саморазвитию; помогает учиться, сотрудничая с другими учащимися; прививает желание приобретать новые и совершенствовать старые знания в течение всей жизни. Технология критического мышления для учителя: - приобщает учеников работать совместно со своими одноклассниками. позволяет применять эффективную методику, способствующую развитию самостоятельности у учеников. - Дает навык анализа своего труда Своим примером стимулировать других учителей к применению инновационной прогрессивной технологии в процессе обучения. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю?

Слайд 7

Первая стадия «вызов» позволяет активизировать старые знания школьников и мотивировать их к получению новых. На данном этапе ставится цель изучения новой информации. Вторая стадия – «осмысление» На данном этапе учащийся работает с текстом, осмысливая его. Данный процесс сопровождается деятельностью ученика, позволяющей отследить его понимание (маркировка, составление таблиц, ведение дневника). При этом понятие «текст» включает и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Третья стадия «рефлексия». На данной стадии учащийся приобретает свое отношение к тексту и излагает его в дискуссии или в своем тексте. Именно на данном этапе происходит формирование личных представлений с использованием новых знаний. Этапы урока с использованием Критического мышлени я

Слайд 8

На данном этапе ученик осмысливает свои старые знания до изучения нового материала, задает интересующие его вопросы. Учитель на данной стадии помогает ученикам вспомнить все, что они знают по изучаемой теме, стимулирует учеников обмениваться своими мнениями в группах. На стадии вызова важн о: 1) Создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не боялись высказать свою позицию по изучаемой теме 2) Фиксировать все высказывания. 3) Сочетать индивидуальную и групповую работу. Это поможет ученикам углубить свои знания, узнать мнения других учеников по изучаемому материалу и изложить собственную позицию. Все это позволит выявить интересные вопросы, стимулирующие интерес к новому материалу. Вызов

Слайд 9

Эта стадия направлена на закрепление интереса к новому материалу у учащихся. При этом происходит постепенный переход от их старых знаний к новым . На фазе осмысления содержания учащиеся: 1) знакомятся с новым материалом; 2) производят сопоставление новой информации с их старыми знаниями 3) концентрируют свое внимание на возникших вопросах и затруднениях ; 4) стараются добиться полного понимания нового материала; 5) обдумывают, какие аспекты им более интересны в новой информации. 6) анализируют полученную информацию и готовятся к дискуссии по ней. Учитель на данном этапе: 1) Пытается максимально ясно и привлекательно информировать учеников по новому материалу; 2) Следит за внимательностью учеников при работе с текстом, за их активностью. 3) Предлагает различные приемы, способствующие вдумчивому чтению и анализу прочитанного. Стадия осмысления

Слайд 10

На стадии рефлексии ученики сопоставляют новую информацию по отношению ко своим старым представлениям в соответствии с категориями знания. Ученики отбирают самую важную для понимания изучаемой темы и реализации ранее поставленных целей информацию . При этом они выражают новые идеи собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учителя возвращают учеников к первоначальным записям-предположениям; дают творческие, исследовательские или практические задания на основе новой информации . Учащиеся соотносят свои вновь приобретенные знания с имеющимися, используя при этом информацию, полученную на стадии осмысления. Стадия рефлексии

Слайд 11

- «Мозговой штурм» - кластеры - концептуальное колесо - Прогнозирование (по портрету, картине) - Прогнозирование по ключевым словам - таблица тонких и толстых вопросов - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте - круги по воде - Таблица «З–Х–У» - верные и неверные утверждения Приемы и стратегии этапа «Вызов»

Слайд 12

- Чтение текста с маркировкой по методу insert - стратегия «Идеал» - стратегия « фишбоун » - зигзаг - Выделение ключевых слов подчёркиванием - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы -чтение текста с остановками Приемы и стратегии этапа «Реализация»

Слайд 13

– Синквейн - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных круглых столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Приемы и стратегии этапа «Рефлексия»

Слайд 14

Основная цель «мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. На первом этапе создаются новые идеи учеников, направленные на решения проблемы. При этом все предложения записываются на доске или плакате. На данном этапе критика недопустима. Лимит данного этапа – 15 минут. На втором этапе ученики совместно обсуждают все предложенные идеи. На данном этапе происходит поиск рационального во всех идеях и делаются попытки совместить их в целое. На последнем этапе выбираются самые подходящие решения с учетом имеющихся ресурсов. Этот этап может быть перенесен на следующий урок. Прием “ мозговой штурм”

Слайд 15

Прием «Разбивка на кластеры» Данный прием представляет собой систематизирование информации о каком-либо понятии, явлении или событии , представленном в тексте, в виде кластеров (гроздьев). При этом в центре располагается ключевое понятие (явление или событие ), по которому учащиеся должны придумать логически связанные ассоциации . Получается набор ключевых понятий в виде грозди или созвездия . В итоге создается конспект , позволяющий вспомнить основное по изучаемому материалу. Такой конспект способствует тому, что ученики могут свободно и открыто думать и дискуссировать по поводу любой темы.

Слайд 16

Прием «Концептуальное колесо» «Концептуальное колесо» применяется на стадии вызова. Учащиеся должны подобрать синонимы к слову, находящемуся в центре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

Слайд 17

Этот прием позволяет улучшить знания учащихся и стимулировать их к дискуссии на первой стадии. Ключевое слово по изучаемой теме записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания ). Данный метод по своему смыслу представляет собой маленькое исследование , которое начинается на уроке и может закончиться дома. Прием «Круги по воде»

Слайд 18

«Тонкие» вопросы: Qu’est-ce qui ? Qu’est-ce que ? Q uand … ? Peut -on… ? Sera-t-on …? Etes-vous d’accord …? Est-ce vrai …? Ответы на «тонкие» вопросы – опора на текст. «Толстые» вопросы: Expliquez , pourquoi …? Pourquoi croyez-vous … ? Quelle est la difference …? Supposez que …? Ответы на «толстые» вопросы – постижение тайн текста. Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Слайд 19

Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Данный п рием пользуется успехом на стадии вызова для активизации своих старых знаний и стимулирования к изучению нового материала. При этом необходимо вернуться к материалам, изучаемым на третьем этапе данной технологии. Обучающиеся учатся думать категориями , следить за увеличением своих знаний. З – знаю (как правило, набор отрывочных сведений) Х – хочу знать (различные аспекты данной темы) У – узнал (конкретные аспекты, освещенные на занятии)

Слайд 20

Прием « INSERT » Этот прием применяется на стадии «осмысления» и «рефлексии». При этом приеме прочитанный текст маркируется, заполняются таблицы, после этого ученики в парах, либо в группах фронтально обсуждают отдельные категории из таблицы. Используя этот прием, можно эффективно проверить задания по самостоятельной работе учеников.

Слайд 21

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» И – Идентифицируйте проблему . Проблема определяется в самом общем виде. Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Этот вопрос должен быть насколько возможно точным , конкретным и в нем не должны присутствовать отрицания (частица «не»). Е – Есть варианты решения . Школьники посредством мозговой атаки придумывают многочисленные варианты решения проблемы. Критика на данном этапе недопустима. А – А теперь за работу ! На данном этапе выбирается наиболее подходящий вариан т решения проблемы, учитывая все его плюсы и минусы. Л – Логические выводы. На этом этапе ученики анализируют действия, которые они совершили для решения проблемы, формируют логически обоснованные выводы. Данная стратегия была разработана Дж . Брэмсфордом для решения проблем при работе с текстами и при анализе ситуаций.

Слайд 22

« Фишбоун » При поиске решений к обсуждаемым проблемам широко используется прием « Фишбоун ». « Фишбоун » в переводе означает «рыбий скелет». Проблема, рассматриваемая в тексте, помещается в «голову» этого скелета. На «верхних косточках» отражаются причины событий, происходящих в тексте, а на «нижних косточках» фиксируются факты, дающие подтверждение существованию выявленных причин. Записи должны лаконично отражать ключевые слова и фразы. «Хвост» данного скелета представляет собой вывод по анализируемой проблеме. Демонстрация заполненной схемы является важным этапом, так как иллюстрирует взаимосвязь и комплексный характер проблем. Далее учитель определяет исследовать проблемы дальше или находить по ним решения .

Слайд 23

Прием «Зигзаг» Этот прием необходим для изучения и систематизирования объемного. При использовании этого приема текст разбивают на смысловые отрывки с целью взаимного обучения учеников. Количество отрывков должно совпадать с количеством групп или количеством учащихся в классе . 1. В данной стратегии может не быть фазы вызова, так как организация работы с объемным текстом является вызовом. 2.Смысловая стадия. Класс делится на группы, каждой из них выдаются разные по содержанию тексты. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. 3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме . Ученики обмениваются результатами своей работы и составляют схему рассказа п о теме, р ешают, кто из них будет проводить итоговую презентацию. Затем ученики возвращаются в прежние группы. Там эксперт знакомит других членов своей группы с темой, используя общую презентационную схему. Все участники рабочей группы обмениваются информацией. 4. Следующим этапом является презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы

Слайд 24

Прием «Чтение с остановками». 1 стадия - вызов. На этом этапе школьники должны предположить, о чем будет текст по названию текста и по информации о самом авторе. 2 стадия - осмысление. На данном этапе после того, как учащиеся познакомятся с частью текста, меняют свое изначальное мнение. В этот момент и происходит осмысление и вызов к изучению следующего фрагмента текста. На этом этапе учитель должен задавать вопросы, охватывающие все уровни вопросов Б. Блума , самым важным из которых является вопрос: «Что будет дальше и почему?» 3 стадия - рефлексия. На заключительном этапе текст является единым целым. Учитель может работать с учащимися в форме письма, дискуссии, совместного поиска, тезисов, выбора пословиц или творческих работ.

Слайд 25

Приём « Синквейн » Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила построения синквейна Первая строчка стихотворения — это его тема. Она должна быть выражена в одном слове (обязательно существительным). Вторая строка состоит из двух прилагательных, отражающих основную тему, раскрывающих ее. Можно использовать причастия. В третьей строчке используются три глагола или деепричастия, которые описывают действия, относящиеся к первому слову, которое является темой синквейна . Четвертая строка представляет собой целое предложение, отражающее отношение говорящего к теме. Оно может быть крылатым выражением, пословицей, поговоркой, цитатой или афоризмом или предложением, самостоятельно составленным учеником. Пятая строчка — синоним к теме стихотворения, представляющий собой некий итог или резюме, представленный одним словом.

Слайд 26

Данный прием представляет собой коллективную беседу и вызывает активную умственную деятельность . С помощью дискуссии учитель вовлекает обучающихся в обсуждение интересных для них различных ситуаций, стимулируя их желание говорить, общаться и высказывать свою позицию по дискутируемому вопросу. Дискуссия

Слайд 27

Данные приёмы по технологии развития критического мышления способствуют эффективной , интересной и творческой работе, приносящей большую результативность обучения. Критически мыслящая личность эффективно преодолевает стоящие перед ней проблемы, ставит перед собой четкие задачи и с легкостью находит на них решения, видит стоящие перед ним перспективы и добивается задуманного, используя оптимальные способы. Использование в обучении французскому языку технологии критического мышления способствует развитию у учеников креативности , коммуникативности , формированию нравственных ценностей и повышению уровня социализации.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка".

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка"....

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....