урок алгебры на тему "Геометрический смысл производной"
методическая разработка по алгебре (10, 11 класс)

Маслова Людмила Георгиевна

Урок для 10 и 11 классов,  с целью обобщения и систематизации знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе «Геометрический смысл производной»

Цель урока: систематизировать и обобщить понятие производной и геометрического смысла производной

Задачи урока:

1. воспитательные: формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;

2. обучающие: повторить понятие производной, геометрический и физический смысл производной;

показать обучающимся, каким образом, связана производная с касательной функции;

3. развивающие: умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ;

Основные понятия: производная, касательная, физический и геометрический смысл.

Планируемые результаты:

Предметные: систематизировать знакомый материал, делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения; формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;

Личностные:  проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя, своего будущего.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и коллективно, способствовать развитию познавательных интересов.

УУД:

Познавательные: раскрыть геометрический смысл производной, характер; поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных  задач; умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли; 

Регулятивные УУД:  умение работать в паре, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели при работе, умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ;

Личностные: осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, получение учащимися опыта индивидуальной  работы, навыков самоанализа своей деятельности

Этапы урока:

I. Организационный этап.

II. Мотивация  деятельности, постановка учебной задачи.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Закрепление и обобщение знаний по теме.

V. Подведение итогов урока.

VI Домашнее задание

VII. Рефлексия.

I. Организационный этап.

-Выдающийся французский философ, физик, математик Блез Паскаль утверждал «Величие человека в его способностях мыслить»

Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми. Я верю, что сегодня мы хорошо поработаем, интересно и с пользой проведем наш урок.

Через несколько месяцев нам сдавать экзамен по математике, и сегодня на уроке мы с вами повторим, закрепим и обобщим.

И для вас, мои дорогие выпускники, этот урок станет еще одной подготовкой к сдаче экзамена.

II. Мотивация  деятельности, постановка учебной задачи

Эмоционально-психологический настрой:

Для начала давайте мы вместе настроимся на нашу совместную работу. Улыбнемся друг другу и скажем себе: Я знаю! Я умею! Я решу!

И вот с таким настроем начинаем урок.

Мотивация урока:

В начале 10 класса мы рассматривали функцию по ее графику, затем рассмотрели исследование функции по ее формуле. С помощью чего мы находили монотонность функции, наибольшее и наименьшее значения функции, точки экстремума?(ответы учащихся)

Давайте вспомним, что изучили по производной (определение, правила и т.д)

Сегодня вспомним и отработаем навыки и умения по теме «Геометрический смысл производной», которая встречается в заданиях КИМ  профильной и базовой математики.

Например, вот такие задания (сл.4)

Закрепим тему решением ключевых или опорных задач, проверим усвоение техники нахождения производной, рассмотрим связь уравнения касательной с производной функции.

Работаем в темпе, оцениваем себя и в конце подведем итог своей работы.

Записали число, классная работа и тему урока(сл5)

III. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос

-Для успешного решения задач, вспомним и повторим основные понятия, формулы и правила:

  1. Определение производной
  2. Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций (сл6)
  3. Что такое тангенс острого угла? В каком треугольнике?
  4. Найти tga; tgb, найти градусную меру углов А и В  (сл7)
  5. В чем состоит геометрический смысл производной
  6. Физический смысл производной?
  7. (сл8) касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной в точке кас ания и характере монотонности касательной?
  8. Касательная наклонена под острым углом….
  9. Касательная образует прямой угол….
  10. А если касательная параллельна оси Ох?
  11. А вообще, что такое касательная?
  12. Вид уравнения касательной

(сл9 – опорная схема) Итак, для дифференцируемых функций: 1. Что можно сказать о касательной в точке х0

2. О касательной в точке х1

3. О касательной в точке х2

4. О касательной в точке х3

Подвели итог своей работы

-Нам в скором времени сдавать ЕГЭ, и я вам хочу предложить задания на соответствия, взятые из КИМ математики базового уровня (карточка 1)

-Проверяем (сл10)

Не забываем записывать свой результат

IV. Закрепление и обобщение знаний по теме

Задания по рисункам

В КИМ профильной математики также есть задания с производной, причем нужно дать только ответ. Но ответ без рассуждений и вычислений получить невозможно, поэтом у все объяснения нужно проводить!

-Вот мы с вами и решим несколько таких задач, взятых из банка заданий ЕГЭ (сл11 и карточка 2, с последующей проверкой)

Работа в парах

Для отработки навыков применения геометрического смысла производной, предлагаю решить следующие задачи: найти по заданному рисунку значение производной в точке касания (сл16, карточка 3)

Работаем в парах, с последующей проверкой и объяснением ( 5 заданий, сл17 – 21)

Работа по рядам

Для понимания и запоминания данного учебного материала, предлагаю задание 4 (карточка 4)

Представителей от каждого ряда прошу к доске, а остальные решаем в тетрадях.

1 ряд найти производную функции в заданной точке

2 ряд найти тангенс угла наклона

3 ряд найти угловой коэффициент касательной (сл 22)

Задания выполняли разные а получили один и тот же результат.

Итак, еще раз сделаем вывод….(сл23)

Самостоятельная работа

-Ну а теперь переходим к заключительной части работы. Для оценки усвоения вами знаний, проведем самостоятельную работу.

Предлагаю выбрать задачу по уровню сложности и решить ее: 1 ряд -1 уровень, 2 ряд-2 уровень, 3 ряд -3 уровень ( дети рассаживаются по уровням сами). Время выполнения 7 минут.

V. Подведение итогов урока

Итак, наш урок подходит к завершению. Все задания, которые мы выполняли, взяты из открытого банка заданий ЕГЭ базового и профильного уровней.

Давайте подсчитаем результат своей работы и оценим себя.

Кто оценил на «5»?

Кто работал на «4»?

А есть ли оценки «3»?

Если были затруднения, то отработаем на консультации.

VI Домашнее задание

Домашняя работа на сайте «Решу ЕГЭ» вариант 27425166 (сл 24)

VII. Рефлексия

А сейчас, внимание на доску.(сл 25) На доске прикреплена «Лестница личностного роста»,  я предлагаю вам прикрепить смайлик –магнит на ту ступень, которая соответствует вашему настроению, работе на протяжении всего урок

1 ступенька – ну кто придумал эту математику

2 ступенька – надо решить еще пару примеров

3 ступенька – у меня все получилось!

-Я рада, что сегодня наш урок прошел плодотворно

Я надеюсь, что урок принес радость не только мне, но и вам дорогие мои ученики. А те знания, что вы приобрели сегодня, пусть останутся с вами навсегда. На этом урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

приложения

ФАМИЛИЯ ИМЯ:

ЭТАП УРОКА

МАКС.БАЛЛ

МОЙ БАЛЛ

1

Устный опрос

8

2

Соответствие ( карточка №1)

3(по 1 баллу за задание)

3

Карточка №2

6 (по 1 баллу за задание)

4

Работа в парах (карточка №3)

5 (по 1 баллу за задание)

5

Работа по рядам (карточка №4)

3

6

ИТОГ

25

МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

«5» - 22-25 баллов;   «4» - 15-22 балла;  «3» - 12-14 баллов.

Карточка №1

  1. Задание 14 № 513108

На рисунках изображены графики функций вида  Установите соответствие между графиками функций и угловыми коэффициентами прямых.https://ege.sdamgia.ru/formula/e8/e80ab7cf920b5c8fa8baf7e221475d81p.png

 

ГРАФИКИ

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/get_file?id=35672&png=1

 УГЛОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

 

1) 0,6

2) −1

3) 1,25

4) −0,75

 

В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.

A

Б

В

Г

 

 

 

 

  1. Задание 14 № 511424

На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами ABC и D.https://mathb-ege.sdamgia.ru/get_file?id=26068&png=1

В правом столбце указаны значения производной функции в точках ABC и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.

 ТОЧКИ

 

ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ

A

B

C

D

 

1) − 1,5

2) 0,5

3) 2

4) − 0,3

 

В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.

A

B

C

D

 

 

 

 

  1.  Задание 14 № 514513

На рисунках изображены графики функций и касательные, проведённые к ним в точках с абсциссой x0. Установите соответствие между графиками функций и значениями производной этих функций в точке x0.

 

ГРАФИКИ

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/get_file?id=38328&png=1

 

ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ

 

1. https://ege.sdamgia.ru/formula/30/3091e3d89b11760ff1565ed9fa1548f7p.png

2. 0,75;

3. 1;

4. −0,5.

В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.

A

Б

В

Г

 

 

 

 

Карточка №2

  1.  Задание 7 № 119975

Материальная точка движется прямолинейно по закону  (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с.https://ege.sdamgia.ru/formula/95/957c4bf0ff713beb3b9821139c7ce673p.png

  1.  Задание 7 № 119978

Материальная точка движется прямолинейно по закону  (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с?https://ege.sdamgia.ru/formula/86/86e98b38ef3466b37e0f1ddbc6fed5a6p.png

  1.  Задание 7 № 27501https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=43446&png=1

На рисунке изображен график производной функции f(x),

 определенной на интервале (−10; 2). Найдите

 количество точек, в которых касательная к графику

 функции f(x) параллельна прямой y = −2x – 11

 или совпадает с ней.

https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=19088&png=1

  1.  Задание 7 № 510918 

              На рисунке изображен график функции y = f(x),

                   определенной на интервале (−3; 9).        

Найдите количество точек, в которых касательная

к графику функции параллельна прямой y = 12

или совпадает с ней.

 

  1.  Задание 7 № 510938https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=37606&png=1

На рисунке изображен график функции y = f(x),

определенной на интервале (−6; 5).

Найдите количество точек, в которых

касательная к графику функции

 параллельна прямой y = −6.

https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=6105&png=1

 Задание 7 № 40130

                                                     

  На рисунке изображен график производной функции Найдите      абсциссу точки, в которой касательная к графику  параллельна прямой  или совпадает с ней.https://ege.sdamgia.ru/formula/33/331ea28743b1eb447f45f0469417c0fcp.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/2a/2a0b857510c0f2b2631af9e06da84248p.png

        Работа в парах

Карточка №3

На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

  1.  Задание 7 № 510384                                                        2.  Задание 7 № 27503https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=5535&png=1https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=13141&png=1

3. Задание 7 № 27504                                                     4. Задание 7 № 27505

 https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=5532&png=1

https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=5528&png=1

5. Задание 7 № 27506

https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=5533&png=1

Карточка №4 (1 ряд)Описание: undefined

На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x​0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0, если

f(x) =

Карточка №4 (2 ряд)undefined

На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x​0. Найдите тангенс угла наклона касательной .

( tg α= отношению противолежащего катета к прилежащему)

указание: построить прямоугольный треугольник

Карточка №4 (3 ряд)undefined

На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x​0. Найдите  угловой коэффициент  касательной к функции в точке х0.

( уравнение касательной –     у=кх+m)

указание: взять точки с координатами(-2; 3) и (-7; -2) и подставить в уравнение касательной, получится два уравнения , решить их как систему, найти к.

Самостоятельная работа

1 уровень

1. Задание 7 № 27501https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=43446&png=1

На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней.

2. Задание 7 № 515183https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=5339&png=1

На рисунке изображен график производной функции f(x). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y = f(x) параллельна прямой y = 6x или совпадает с ней.

Самостоятельная работа

2 уровень

1. Задание 7 № 27501https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=43446&png=1

На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней.

2. Задание 7 № 515183https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=5339&png=1

На рисунке изображен график производной функции f(x). Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y = f(x) параллельна прямой y = 6x или совпадает с ней.

3. Задание 7 № 510403

На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=13152&png=1

4. задание 7undefined

На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

Самостоятельная работа

3 уровень

1. Задание 7 № 525698

На рисунке изображены график функции  и касательная к этому графику, проведённая в точке x0. Уравнение касательной показано на рисунке. Найдите значение производной функции  в точке x0.https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=39935&png=1https://ege.sdamgia.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/09/092d62f9bc1a48a3034c6de37dec9249p.png

2. Задание 7 № 525700

На рисунке изображены график функции  и касательная к этому графику, проведённая в точке . Найдите значение производной функции  в точке x0.https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=39942&png=1https://ege.sdamgia.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/9b/9b0bcd1f6371907c656a89168d05fa9bp.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/d8/d8ff1ef587fe4e4f2e3c2c3c4ddf0d2cp.png

3. Задание 7 № 525701

На рисунке изображены график функции  и касательная к этому графику, проведённая в точке x0. Уравнение касательной показано на рисунке. Найдите значение производной функции  в точке x0.https://ege.sdamgia.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/a7/a7e5f9683861654f3894090d9f02eb2cp.pnghttps://ege.sdamgia.ru/get_file?id=39944&png=1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Величие человека в его способностях мыслить» Блез Паскаль

Слайд 2

Я Знаю! Я умею! Я решу!

Слайд 4

Геометрический смысл производной. f (x)

Слайд 5

Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций:

Слайд 6

А С В tg A- ? tg В - ? 4 7 А В С Найдите градусную меру В 3 Найдите градусную меру А А

Слайд 7

1 . В чем состоит геометрический смысл производной ? 2 . Физический смысл производной 3 . Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной в точке касания и характере монотонности касательной? 4 . Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о знаке производной и характере монотонности касательной? 5 . Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси Ох. Что можно сказать о производной?

Слайд 8

для дифференцируемых функций : 0 ° ≤ α ≤ 180 ° , α ≠ 90 ° α - тупой tg α < 0 f ´(x₀) < 0 α – острый tg α >0 f ´(x 1 ) >0 положение касательной не определено tg α не сущ. f ´(x 3 ) не сущ. α = 0 tg α =0 f ´(x 2 ) = 0

Слайд 10

1. Материальная точка движется прямолинейно по закону где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с. 2. Материальная точка движется прямолинейно по закону ( где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с? решение: х‘( t)=2t-13 2t-13=3 2t=16 t=8 м/с Ответ: 8

Слайд 11

3. На рисунке изображен график производной функции f(x) , определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2 x – 11 или совпадает с ней. Ответ: 5 f '(x)=-2

Слайд 12

4. На рисунке изображен график функции y = f(x) , определенной на интервале (−3; 9). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 12 или совпадает с ней. Ответ:5

Слайд 13

5. На рисунке изображен график функции y = f ( x ), определенной на интервале (−6; 5). Найдите количество точек , в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = −6. Ответ: 7

Слайд 14

6. На рисунке изображен график производной функции f (x) Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику y=f(x) параллельна прямой y=2x-2 или совпадает с ней. Ответ: 5 . f ‘(x)=2 2 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . Ответ: 2 α f ‘ (x)= tg α

Слайд 3

На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . α Ответ: - 0,25 f ‘ (x)= tg α

Слайд 4

На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . α Ответ: - 0,25 f ‘ (x)= tg α α

Слайд 5

На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . α Ответ: - 2 f ‘ (x)= tg α α

Слайд 6

На рисунках изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке x 0 . Ответ: 0,25

Слайд 8

f‘ ( )=k = tg α k- угловой коэффициент касательной α – угол наклона касательной - точка касания

Слайд 9

Домашняя работа «Решу ЕГЭ» №27425166

Слайд 10

Ну кто придумал эту математику ! У меня всё получилось!!! Надо решить ещё пару примеров. Рефлексия Надо решить ещё пару примеров. Ну кто придумал эту математику ! Надо решить ещё пару примеров.

Слайд 11

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к ЕГЭ по теме"Геометрический смысл производной"

Данный материал - это  тест-тренажер по теме"Геометрический смысл производной"...

Упражнения по теме "Геометрический смысл производной"

Разработка по теме "Геометрический смысл производной" состоит из двух разделов. В первом разделе рассмотрены подробные решения простейших примеров и задач, предлагаемых в рамках единого государственно...

Материалы к уроку по теме "Геометрический смысл производной"

Материалы к уроку алгебры 11 класса по теме "Геометрический смысл производной"....

Презентация к урокам по теме "геометрический смысл производной"

Материал презентации может быть использован  при закреплении и проверки понимания геометрического смысла произволной....

Методическая разработка к уроку алгебры и начала анализа 11 класс по теме " Геометрический смысл производной"

Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может использоваться для подготовке к экзамену для повторения и выявления пробелов у учащихся....

Урок по теме: «Геометрический смысл производной»

Цели урока:Образовательная: уточнить понятие «касательной», ввести понятие геометрического смысла производной.Развивающая: формировать умение учащихся применять теоретический материал к ре...