Конспект урока по теме "Что такое функция"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Букина Инга Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_funktsiya.docx473.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  математика            

Класс: 7 «Б»  

Учитель: Букина Инга Евгеньевна, учитель математики МБОУ «Овсянниковская СОШ»    

Тема урока: «Что такое функция? Вычисление значений функции по формуле»

Цель: познакомить учащихся с понятиями функции, области определения функции, аргумента, способами задания функции.

Тип урока: урок открытия нового знания

Дата: 25.10.2022

Планируемые учебные результаты:

Предметные: познакомятся с понятиями: независимая переменная, зависимая переменная, функциональная зависимость, функция, область определения, множество значений функции, научатся определять, является ли данная зависимость функциональной.

Метапредметные: 

- уметь определять и формулировать цель урока;

- оценивать правильность выполнения действия;

- добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке);

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: формирование представления о математической науке как сфере математической деятельности, о ее значимости для развития цивилизации.

В ходе занятия у учащихся могут быть сформированы универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД.

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы

Познавательные УУД.

Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: доска, компьютеры, видеопроектор, презентация.

Образовательные ресурсы:  Учебник (УМК): Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., Алгебра, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия: учитель – ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.  

Форма проведения: традиционная с элементами исследования.

Основные понятия: независимая переменная, зависимая переменная, функциональная зависимость, функция, область определения, множество значений функции.

Ход урока

Этапы урока (+время)

                                  Деятельность

учителя

учащихся

Организационный момент

1 мин

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями. И пусть девизом сегодня будут слова: «Мы сможем, мы сумеем, у нас получится!» (Слайд 1)

На уроке работает правило «поднятой руки». Я уверена, что вы готовы начать работать.

Недавно на уроке в 11 классе ученица сказала риторическую фразу: «А может мне математика НИКОГДА не пригодится в жизни!» (она идет в гуманитарный вуз). Мы, конечно, начали дискуссию, одноклассники пытались убедить ее в обратном. И вот, я предложила ученикам нашего класса Соне и Степе провести исследование среди учащихся 7х классов по данному вопросу, чтобы узнать их мнение.

Софья и Степа рассказывают о результатах

1) В нашем исследовании приняли участие 35 учеников 7х классов. Учащиеся с интересом отнеслись к вопросам, тщательно обдумывали свои ответы. Вот, что получилось:

2) Также надо было ответить на вопрос. Мы считаем, что вопрос о значимости математики актуален и значительное большинство учащихся считает, что математика, конечно же, играет очень важную роль в жизни человека.

Я хотела бы, чтобы мы в конце урока в очередной раз задумались об этом, так ли редко нам приходится прибегать к математическим знаниям или нет.        

Учащиеся готовы к началу работы. Эмоциональное включение в урок

Актуализация   знаний

5 мин.

Устная работа

 Для этого на плоскости проводят две перпендикулярные координатные прямые — х и у, которые пересекаются в начале отсчёта — точке О. Эти прямые называют системой координат на плоскости, а точку О — началом координат. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью. Каждой точке М на координатной плоскости соответствует пара чисел: её абсцисса и ордината. Наоборот, каждой паре чисел соответствует одна точка плоскости, для которой эти числа являются координатами.

 

Ребята, недавно мне на глаза попалась интересная задача. «Если шоферу господина министра 40 лет 3 месяца и 12 дней, а мост в городе Квебек в Канаде имеет длину 557 м, то на скольких желтках нужно замесить лапшу, чтобы накормить 6 человек различного возраста, если принять во внимание, что ширина полотна на железных дорогах Бакши составляет 0,7 м»?

Подумайте, можно ли по условию задачи составить уравнение? (безусловно, нет)

Почему? (потому что величины, входящие в условие задачи, никак не связаны между собой. Ни одна из них не зависит от другой).

А мы сегодня на уроке рассмотрим зависимость одной величины от другой. И вы узнаете, как называется эта зависимость.

Вы сейчас будете работать в парах.

Каждый стол получит задание, которое необходимо выполнить в течение 2х минут, а потом объяснить свое решение у доски.

Итак, приступаем к работе

1. График температуры

2. Вычисление пути

3. Вычисление площади квадрата

4. Вычисление периметра квадрата

5. Вычисление стоимости товара в зависимости от количества.

Один ученик из пары выходит к доске и рассказывает о своем решении.

Решают задания в парах и отвечают на вопросы.

 

Мотивация

3 мин

Давайте рассмотрим простую житейскую ситуацию: каждый день вы идете в школу одним и тем же маршрутом, и понимаете, что опаздываете. Что вы будете делать и почему? (Ученики отвечают – ускорим шаг, побежим, проедем на транспорте, потому что быстрее двигаешься, меньше времени тратишь на дорогу. Некоторые из них замечают, что время зависит от скорости. Развивая далее диалог, ученики делают вывод о том, что в этой ситуации мы тоже имеем дело с функцией и легко называют независимую переменную скорости и зависимую от скорости переменную времени).

Обобщение учителя: «В этом простом примере есть незаметный, но очень важный факт: зная закон зависимости величин, вы знаете, что нужно делать сейчас, чтобы получить нужный результат потом..

Понятие функции уходит корнями в ту давнюю эпоху, когда люди впервые поняли, что окружающие их явления взаимосвязаны. Они не умели считать, но уже знали, что чем больше оленей удастся убить на охоте, тем дольше племя будет избавлено от голода, чем сильнее натянута тетива лука, тем дальше полетит стрела; чем дольше горит костёр, тем теплее будет в пещере.

Мы живём в современном мире, но видим, что все так же окружающие явления взаимосвязаны.

Целеполагание и планирование

  1 мин

То есть изменение какой-то одной величины приводит к изменению другой величины. Таким образом,  мы видим, что все в мире взаимосвязано. Примером такой взаимосвязи в математике является функция.

Функция – это зависимость между переменными. Ребята, какое новое  математическое понятие вы узнали? /правильно, функция/.  Так какая же  тема нашего урока? Правильно, функция

Записали число и тему урока: «Что такое функция?». (Слайд 8).

Исходя из темы урока, как бы вы сформулировали цель сегодняшнего урока? ().

А где раньше в жизни вы встречались с этим понятием?

функция это работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-либо;

функция это обязанность, круг деятельности;

функция персонажа в литературном произведении

С функцией мы встречаемся каждый день.

И сейчас мы увидели, что график, таблица, формула – различные способы задания функции.

Предлагают варианты

Формулирование целей и задач своей учебной деятельности

Открытие  нового знания

8 мин

 

 Итак,

Раздать учащимся памятки. Приклеить в тетрадь

Записывают тему урока.

Выполняют вместе с учителем сравнение дробей.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют правило.

Включение нового знания в систему знаний

5 мин

Запись на доске: №258, №259

Работа с учебником. Выполнение №258. У доски 1 ученик.

Работа с учебником. Учащиеся решают с комментированием

Физкультминутка

          1 мин

(Слайд 11).

Видео для глаз

Посмотреть картинки на стенах

Несложные физические упражнения для снятия общего утомления

Включение нового знания в систему знаний

(продолжение)

10 мин

Работа с учебником. Выполнение №259.

Учащиеся работают по вариантам. Задают дополнительные вопросы

Применение знаний и умений в новой ситуации

7 мин

Тестирование в Joyteka

Работают в парах   в тетрадях

Домашнее задание.

1 мин

Домашнее задание: п. 12, №260 (по новой теме, как в классе), №265 (задача на повторение) Творческое задание: придумать 5 примеров функциональных зависимостей из жизни.

Выбирают и записывают домашнее задание, задают вопросы

Рефлексия  и оценивание

3 мин

А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Пригодятся ли полученные знания в жизни? Приведите примеры.

Скажите, после сегодняшнего обсуждения можно ли сказать, что математика очень явно присутствует в нашей жизни, объясняет многие процессы и явления?

А сейчас я предлагаю вам показать на координатной плоскости то, довольны ли вы своей работой на уроке – поставить точку с помощью магнита. Оценки от 1 до 5.

ПРОДОЛЖИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  • Я научился...
  • Могу похвалить себя за ...
  • Мне показалось важным...
  • Было трудно...
  • Больше всего мне понравилось...

ВСЕМ СПАСИБО за урок!!!

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока – выставляют оценки в оценочный лист

Анализ собственной учебной деятельности. Самооценка

Продолжают предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Построение графика квадратичной функции"

Конспект урока алгебры в 8 классе "Построение графика квадратичной функции" разработан с применением матричной технологии и содержит алгоритм учебной деятельности: познавательный мотив,  учебная ...

План-конспект урока "Число е. Показательная функция с основанием е, её свойства и график"

Урок открытия особенной показательной функции, основание которой - новое число....

Конспект урока-конференции «Что такое нанотехнологии?»

Данный урок предполагает знакомство  учащихся с основами нанотехнологий,  основными достижениями и проводимой исследовательской работой в области нанотехнологий в современном мире...

План-конспект урока по алгебре "Квадратичная функция" 9 класс

Одним из разделов содержания математического образования в основной школе является раздел «Функции». Содержание этого раздела нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейше...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....